$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

ИСТОРИЧЕСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ

По Англии без гида и переводчика.Человек в лесу символов и аллегорий


 По Англии без гида и переводчика.Человек в лесу символов и аллегорий

Что может быть более условным, чем время, которым мы отмечаем наше бытие? Иные живут по солнышку, кто-то по луне, для кого-то важно время священное, а для англичан - эталонное, по Гринвичу. Английская пунктуальность и точность вошли в представление всех народов мира.

Greenwich

Но время - символ. А с точки зрения представителей христианского мира, оно находится во власти Бога, который бесконечен во времени и пространстве. Он располагает временем абсолютным и относительным, в котором живет человек. Свое время средневековый англичанин, как земледелец, измерял природными циклами, но как христианин - размеренной чередой церковных служб, которые отмерял церковный колокол. В XIII веке появились первые башенные часы, которые не имели минутной стрелки, и их механизм был достаточно громоздким. Такие часы были гордостью даже очень богатого города. Часы измеряли местное время, которым жили конкретные города, монастыри. Частный характер времени быстро проявился в том, что изобретенные часы вскоре стали достоянием отдельных людей. Об этом говорит прекрасная коллекция старинных часов Британского музея. Наложение разных способов измерения времени можно видеть на башнях старинных соборов, церквей и ратушах. Например, на колокольной башне старинной приходской церкви Кембриджа в наши дни соседствуют действующие солнечные часы и привычные нашему глазу современные - с круглым циферблатом.
К концу Средневековья, с развитием мирового мореходства и торговли, Великобритания становится символом мирового времени. Вначале римские папы покусились на божественное время. Они попытались обустроить мир и определить точку отсчета мирового времени в виде нулевого меридиана. Выбор римского папы Александра VI оказался не очень удачным. Он хотел примирить двух лидеров географических открытий и морских путей - Испанию и Португалию. В 1494 году, после плавания Христофора Колумба, нулевым меридианом папа определил линию, проходящую в 370 лигах к западу от островов Зеленого мыса. Этот меридиан долго использовался для составления морских карт. Для сухопутных путешествий практически в каждой стране использовались свои точки отсчета, например, в России - Пулковский меридиан, а в Англии - Гринвичский.
Представления о Гринвичском меридиане сложились вместе с созданием королевской обсерватории в 1675 году. Как ни странно, но Великий пожар Лондона 1666 года и история Гринвича тесно связаны. Не только тем, что Гринвич - это современный район Лондона. Их объединяет самое звучное в истории английской архитектуры имя Кристофера Рена. Профессор математики Оксфордского университета активно участвовал в восстановлении сгоревшего в пожаре Лондона, именно он является автором проекта ныне существующего центрального собора Святого Павла. Он же по указу английского короля Карла II создал архитектурный проект Гринвичской обсерватории. Сейчас это часть знаменитого Национального Морского музея Великобритании. В состав музея вошла самая знаменитая постройка Гринвича - отметка Гринвичского меридиана в виде светящейся щели, которая делит мир на Восток и Запад.
Официально же Гринвич приобрел статус нулевого меридиана и точки отсчета мирового времени только 130 лет тому назад. 1 октября 1884 года в Вашингтоне открылась Международная меридианная конференция. Именно тогда и было принято решение о статусе Гринвича. Можно сказать, что символические ворота времени и ключ к ним по сей день находятся в руках Великобритании.

Gargoyle

Самый непонятный символ - странные фигурки, украшающие водосливы и углы средневековых готических соборов. Мы вновь попадаем в лес символов, окружавших средневекового англичанина. Фигурки не просто странные - они чудовищные, не реальные. Их и называют странным именем "горгулья" (есть и вариант "гаргулья"), что в английском языке равнозначно "throat" - глотка или зев. Если учесть, что название "горгулья" имеет латинское происхождение, то английская версия названия очень близка к истине, так как gurgulio означает "журчание воды".
Более точное название этих воображаемых существ, которое использовали средневековые интеллектуалы - химеры. Представление о них восходит к языческой античной литературе и христианским легендам VII века о встрече франкского епископа с существом в виде дракона. Средневековье полно сведений о жутких и странных существах, описания которых даны в многочисленных "бестиариях" (книги о зверях) и "флорариях" (описания трав и растений) - мандрагора, кинокефалы, единороги и драконы, фениксы...
Более всего известны горгульи французских соборов, но английские также полны химерических существ. Подобные монстры часто использовались с практической целью. Они служили водостоками не только храмовым сооружениям, но и жилым домам до тех пор, пока не появились водосточные трубы, которые отводили дождевую воду не на головы прохожих, а в землю. В 1724 году парламентский Акт о домостроительстве предписал на всех строящихся зданиях Англии устанавливать водосточные трубы.
Но помимо практической функции, с точки зрения католической церкви, горгульи имели двоякий смысл. С одной стороны, они символизировали зло, устрашающее паству, как зримый символ греха. Считалось, что мирского человека окружают злые духи и грехи, как пловца море. Спасительницей была одна лишь церковь, о стены которой, словно волны о борт корабля, разбиваются злые химеры. С другой стороны, горгульи - это языческие идолы, с которыми опять-таки символически связаны человеческие заблуждения и грехи. Стены Кембриджского кафедрального собора можно бесконечно рассматривать, как рукописные страницы, повествующие о страхах и борьбе, надежде и победе человека над стихиями и злом. Кстати, в текстах средневековых книг, на краях рукописей писцы также помещали символические и пояснительные образы. В любом манускрипте мог затаиться дракон, сирены и другие существа. Но самое полное собрание изображенных чудовищ содержит знаменитая Герефордская карта XIII века, получившая название по месту хранения - в кафедральном соборе города Герефорда в северной Англии.

Gardens

Легендарные английские сады и парки, стремящиеся к естественности и в то же время несущие в себе символы уединения, общения с природой, мы считаем ныне результатом исконного чувства любви англичан к растениям. Однако в средневековой Англии озеленение не было проблемой населенных пунктов и городов. До сих пор в плотно застроенных исторических центрах британских полисов нет деревьев. Напротив, растущие города тех далеких времен уничтожали последние палисадники, бывшие сады и зеленые дворики. Парки были достоянием только высших сословий и монастырей. Сады долгое время огораживали стеной, что традиционно сохранялось вплоть до эпохи Просвещения. В палисадниках росли не только и не столько приятные глазу и вкусу владельца растения, сколько, в первую очередь, христианские символы. Вишня - восторг блаженных, символ райской радости. Лилия, особенно белая, знаменовала чистоту помыслов и поступков, а простенькие маргаритки были символом детства Иисуса. Самым желанным цветком являлась роза. Любовь к ней сложилась еще с дохристианских времен. Эпоха античности особенно благоговела к этому божественному растению с тонким ароматом и изысканным соцветием. В средневековой Англии роза не только олицетворяла Деву Марию, которую образно называли "роза без шипов". Этот цветок служил и гербовым символом двух борющихся королевских домов XV века - Йорков и Ланкастеров, домов белой и красной роз.
Со времен Средневековья сад был символом гармонии, спокойствия и любви на огороженном пространстве. В эпоху Просвещения английское садоводство отказалось от замкнутого пространства. Вместо стен - разомкнутый и открытый взору пейзажный сад, на что впервые решился Ланселот Браун, которого современники прозвали "мистер Способность". А его садовое искусство получило название "Ах-ах" в знак восхищения красотой созданных пейзажей.
Самый старый и знаменитый английский сад - это королевский ботанический сад в Кью (Лондон), созданный в 1759 году. Но в Лондоне есть еще один не менее известный лечебный сад в Челси. В старинном университетском городе Оксфорде расположился конкурент садов в Кью - Оксфордский ботанический сад.
В 1815 году было издано правительственное распоряжение об отмене налога на витражи, казалось бы, не имеющее отношение к разведению садов. Однако именно это событие подхлестнуло природную тягу простых англичан к садоводству, ставшему самой популярной формой досуга. Домохозяйки зачитывали до дыр разнообразные издания с советами по цветоводству. На самых крохотных участках земли около дома появились искусные посадки. Такие цветники никуда не исчезли и в наши дни. В маленьком садике все продумано и выставлено напоказ. В Кью мы впервые в жизни увидели не в ботаническом саду, а именно в таком маленьком палисаднике финиковую пальму. И росла она не в горшочке и даже не в бочке, а прямо на улице, да еще цвела во всю, причем в мае... Почти наверняка владелец этого сокровища является членом старейшего Общества садоводов, которое было создано в 1804 году. А что только не продается в современных центрах садоводства городов Великобритании! Это не только разного вида и возраста деревья, кустарники и цветы, но масса безусловно нужнейших для обустройства сада предметов, включая чудесную ивовую плетеную будку-дворец для домашнего любимца - конечно, Собаки!
Английское садоводческое хобби подогрели идеи Рассела Пейджа, величайшего садовода XX века, активно используемые в Британии и поныне. Он считал, что повседневность надо украшать не только в больших садах богачей, но и на подступах к бензоколонке, на обочинах дорог. Согласно данному призыву любой клочок земли не только Лондона, но и любого небольшого городка, как бы ненавязчиво предоставляется во власть цветов. Это совсем не обязательно дорогие розы и гортензии. Полевые цветы выглядят на шумном бульваре под деревом как экзотические пришельцы. Они милы и трогательны, безумно красивы. Глядя на них, понимаешь слова великого Френсиса Бэкона, философа и политического деятеля Англии XVII века, что садоводство "самое чистое человеческое удовольствие и величайшее искусство".

Авторы проекта: Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены Лаборатории.
Фото из архива авторов.

 По Англии без гида и переводчика.Человек в лесу символов и аллегорий  По Англии без гида и переводчика.Человек в лесу символов и аллегорий

Дата создание новости 15-08-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 1 494     Номер: 157(12555)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.