ИСТОРИЧЕСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ
По Англии без гида и переводчика Рыцари и Короли: мифы Туманного Альбиона
На страницах "Вечёрки" продолжается путешествие по английскому алфавиту в рамках российско-британского перекрестного Года Культуры. Что мы знаем об эпохе рыцарства, и так ли уж достоверны наши знания и представления? Зачастую в статичных фигурах, контуры коих запечатлел гранит истории, с большим трудом можно узнать живые прообразы...
Knights (рыцари)
Ставшее для нас почти привычным обращение "господин" имеет аналог в английской речи "мистер". Но иногда можно услышать "сэр", что произносится не обычной скороговоркой, а подчёркнуто неторопливо округляя звуки, торжественно почтительно. И это не случайно, ведь такое обращение надо заслужить либо поколениями предков, либо собственными заслугами. Речь идет о заслугах, достойных рыцарского звания и соответствующей титулатуры "сэр". До сих пор сохраняется привилегия правящего монарха производить в личное дворянство подданных Великобритании. Такой чести, например, был удостоен в начале XX века историк из России Павел Гаврилович Виноградов за создание английской исторической школы аграрных исследований. Всем известная рок-группа Beatles стала группой рыцарей королевской милостью за мировую известность и пропаганду современного музыкального искусства Англии.
Но всё же, когда говорят о рыцарях, в первую очередь, приходит на ум король Артур и рыцари Круглого стола. Этому шаблонному стереотипу уже не менее семи сотен лет. Всё дело в том, что король Англии Эдуард III в 1344 году устроил "Турнир Круглого стола" в Виндзорском замке. Монарха можно смело назвать первым реконструктором традиций древнего английского, даже бретонского, рыцарства - истово веря в физическое существование Круглого стола, но не найдя его, король распорядился соорудить таковой. Увы, во времена Эдуарда III в европейском мебельном производстве не существовало изделий данной формы. Даже трапеза короля происходила на прямоугольной доске, положенной на козлы. Поэтому круглую столешницу, "новодел", повесили на стене королевского зала в Виндзоре. Именно этот "стол" представляется до сих пор в качестве копии славного Круглого стола. На нем изображены сегменты разного цвета с именами легендарных рыцарей короля Артура.
С глубокого Средневековья в Англии звание рыцаря было не только привилегией аристократов, но и правом состоятельных землевладельцев служить короне, приняв на себя рыцарские обязательства. В так называемую эпоху трех Эдуардов, последовательно правивших с конца XIII по конец XIV века, сформировалось общественное мнение о рыцарственном поведении. Первым рыцарем королевства являлся правящий король. Именно на него равнялись, ему подражали вассалы. В лице монарха персонифицировались все положительные качества рыцаря, защитника своего народа и своей страны. Справедливость, а вовсе не точность, была главным качеством королей. Увы, качество это трактовали согласно времени и обстоятельствам...
Kings (короли)
Три Ричарда - три мифа Англии: поэтизированный насильник, рано пришедший "тиран", "зло" эпохи в лице погибшего. Именно в такой последовательности можно охарактеризовать жизнь и правление Ричарда I, Ричарда II и Ричарда III. Нет, они не шли друг за другом. Такое имя было редким на английском престоле, да и каждый Ричард был уникален для своего времени с XII по XV век.
Рыцарем без страха и упрека до сих пор считают Ричарда I, получившего при жизни знаменитое прозвище Львиное сердце. Благодаря историческому роману Вальтера Скотта "Айвенго" мы забыли, что Львиное сердце - это не только королевская справедливость и милость, но и королевская жестокость. Неординарные способности Ричарда, проявленные с детства в войнах и политике, сопровождались такой храбростью и неукротимой свирепостью, которая удивляла даже его современников (XII век). Конфликт отцов и детей, особенно в правящих домах, был актуален и для того времени. Ричард не просто поссорился с отцом, знаменитым королем-реформатором Англии Генрихом II. Он воевал с ним до тех пор, пока не вырвал из рук умирающего отца корону Англии. Львиное сердце прославился во время Крестовых походов, но жесткая борьба за лидерство привела к тому, что Ричарда покинули все союзники. В июле 1191 года он помог крестоносцам захватить город Акру. Не получив вовремя обещанного выкупа за гарнизон Акры, рассвирепевший Ричард распорядился казнить две тысячи шестьсот пленников. Парадокс почитания в Англии короля-рыцаря и знаменитого крестоносца заключается в том, что за десять лет своего правления Ричард I в общей сложности прожил в этой стране полгода.
Ричард II - внук Эдуарда III и сын знаменитого полководца эпохи Столетней войны Эдуарда Черного принца, заслужил славу "короля-тирана". После смерти отца Ричард стал наследным принцем Уэльским, а в 1377 году, после смерти своего деда - малолетним королем Англии. От его имени страной правил дядя Джон Гонт, герцог Ланкастер. В юности Ричард внушал своим подданным много надежд. В 1381 году он продемонстрировал неординарные качества государственного деятеля, когда обещаниями и ссылками на свой авторитет монарха убедил уйти из Лондона отряды повстанцев, которых возглавлял убитый в ходе переговоров Уот Тайлер. Долго терпевший опекунов Ричард в возрасте двадцати двух лет объявил парламенту, что отныне править будет самостоятельно и справедливо, соблюдая законы королевства. Действительно, в последующие годы его правление отличалось умеренностью, стремлением к просветительству и мудростью. Именно в эпоху Ричарда II английский вытеснил латынь из государственных актов, став языком общения всех сословий Туманного Альбиона.
Однако в истории правят не только законы, но и стечения обстоятельств - скандалы в среде придворной аристократии и ближайших родственников, с чем не хватило решимости разбираться или просто надоело монарху. Ричард II был первым королем, попытавшимся править без оглядки на родовую знать, которая не простила ему этого и сплотилась в оппозицию. В результате из Англии были изгнаны две сиятельные персоны - герцог Норфолк и сын бывшего опекуна короля - Генрих Болингброк, боровшиеся за влияние на монарха. Хотя первоначально тот хотел по-рыцарски решить спор двух герцогов поединком. Через три месяца, опечаленный изгнанием сына, умер старый герцог Ланкастер. Король по праву, как ближайший наследник и глава рода Плантагенетов, изъял в пользу короны все его имения, отстранив от наследования изгнанного Генриха Болингброка. Королю ставили в вину отсутствие главных добродетелей монарха - справедливости и рыцарских военных подвигов. Двор и знать были готовы избавиться от Ричарда II, когда Генрих Болингброк высадился в Англии. Короля обвинили в тирании, Парламент утвердил Акт о переходе власти к Ланкастерам, после чего Ричарда заточили в замок Понтефракт, где он скончался в феврале 1400 года. В придворных хрониках пришедших к власти Ланкастеров был составлен очень непривлекательный образ Ричарда II. Несправедлив, жесток к своим подданным, коварен и нечестен, труслив и малодушен. Настоящий тиран! И ведь подействовало! Вплоть до XX века заказной портрет свергнутого короля, как деспота, которому характера не хватило ни на какие свершения, сохранялся в работах историков, а в учебниках он вообще не удостоился никакого внимания.
Очень тяжело родовая аристократия расставалась со своими привилегиями в любой стране. Она готова была на любые смуты и перевороты, которые оправдывала, искажая историю прошлого. Интересующемуся историей читателю хорошо известны в прошлом России две эпохи: смута начала XVII века и дворцовые перевороты XVIII-го. Англию сотрясали подобные события в XV веке. Они получили название войны Алой и Белой роз по гербам двух соперничающих династий Ланкастеров и Йорков. Череду правителей-узурпаторов замыкал Ричард III Йоркский, вошедший в историю благодаря Шекспиру как олицетворение коварства и зла. Он изображался не только с чудовищной душой, но и с уродливой внешностью. В мире много аналогий, когда власти пишут "свою историю" недавнего прошлого. Именно так поступил победитель Генрих Тюдор. Не доверяя собственным хронистам, он пригласил из Италии гуманиста Полидора Вергилия для создания "истинной" истории борьбы Ланкастеров и Йорков и благодатности коронования Тюдоров. До сих пор в основе большинства исторических, литературных сочинений лежат заказные пассажи. Как всегда, больше всего "досталось" побежденному - "бессовестному" горбуну с льстивыми словами. Да, таким стал портрет Ричарда III.
Совсем недавно Великобританию всколыхнула весть об археологическом открытии под парковкой в городе Лестер. Развеялись сомнения историков, опирающихся на смутные свидетельства документов и собственную интуицию. Шекспировское "Полцарства за коня" - это не про Ричарда III. Обнаруженные археологами останки короля говорят о многом. В своей последней битве он сражался храбро и до последнего. Он был не только жестоко убит, но пронзен пиками после смерти. Ричард III имел вполне привлекательную внешность, каковую портил лишь легкий сколиоз позвоночника...
История трех Ричардов, увы, гласит, что мир средневековой Англии покоряли и успешно правили им жесткие личности. Благодарной память потомков оказалась именно к ним. Бронзовый Ричард I на коне возвышается у стен Парламента, а два других Ричарда все еще лежат в ожидании справедливого суда - не монарха, а истории.
Авторы проекта:
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены Лаборатории.
Фото из архива авторов и из открытых источников.
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены Лаборатории.
Фото из архива авторов и из открытых источников.
28-11-2014 (0) Просмотров: 1 516 Номер: 230(12628) Версия для печати