$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Крылья Родины

"Ощутить синеву и в глазах, и в дыхании..."


"Ощутить синеву и в глазах,  и в дыхании..."

День Военно-воздушных сил России отмечается ежегодно 12 августа. Установлен Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина от 31 мая 2006 года № 549 "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации". А теперь мы рады представить вам, уважаемые читатели, нашего героя - военного летчика Тимура Мамина.

...Отец Тимура, летчик-истребитель, ветеран Великой Отечественной войны Васим Мирзаханович Мамин, сбил первый самолет противника - немецкий истребитель Фокке-Вульф-190 в 1943 году. Было тогда офицеру 22 года... Победу встретил в Румынии в составе 438-го истребительно-авиационного полка. Участвовал в воздушном параде Победы 18 августа 1946 года в Тушино. Парад принимал Иосиф Сталин, руководил парадом Василий Сталин.
А потом была служба - различные города, гарнизоны, самолеты...
Тимур родился в Таганроге 15 мая 1956 года. Отец в то время был начальником школы тактического переучивания летного состава истребительной авиации СССР.
Гарнизоны менялись, мальчик подрастал. Интересы у него были самые разнообразные: волейбол, стрельба, лыжи, легкая атлетика.
Когда отец демобилизовался и семья вернулась на родину, в Уфу, парень всерьез увлекся фотографией, а в девятом классе - живописью, стал членом научного общества учащихся и ходил в медицинский институт, в анатомичку, чтобы все о человеке знать и находить правильный ракурс для съемки людей, при этом получил немало медицинских знаний, которые, по счастью, не пригодились.
После окончания в 1973 году школы № 39 (сейчас - гимназии) поступил в нефтяной институт. Специализацию выбрал серьезную - "нефтеразработка, бурение". Окончил первый курс и... понял, что идет не по своей стезе. С самого раннего детства Тимуру запали в душу, да так и остались навсегда прочитанные где-то слова: "Эти большие стальные птицы приносили на своих плоскостях снежный запах высоты..." Наверное, не осознавая, мальчик все это время ждал, что придет время, и аромат высоты он прочувствует сам. Обязательно, иначе - никак! Студент Мамин забрал документы из гражданского вуза, преодолел все препятствия (одна медкомиссия по нулевой группе - для космонавтов - чего стоила!) и поступил в Тамбовское высшее авиационное училище летчиков дальней авиации.
Первый год учебы дался очень тяжело, достаточно сказать, что из двухсот сорока поступивших в училище выпустился сто девяносто один человек, данный факт сам по себе о многом говорит.
- А свой первый полет помните? - не могу не задать достаточно тривиальный, но всегда интересный вопрос.
- Помню, - улыбается Тимур Васимович. - А вот описать вряд ли смогу. Когда сданы экзамены на допуск к полетам, получено снаряжение, и возникает непередаваемое ощущение в сердце: это случится! Вот так просто, прямо сейчас! Сажусь в кабину учебно-тренировочного истребителя Л-29 (его летчики прозвали "Дельфин"), и мы наконец отрываемся от земли...
Что уж говорить о первом самостоятельном полете... Один в воздухе - хозяин неба! И душа разрывается на части - ты именно там, где царит "снежный запах высоты". А вот шапка облаков, поднимаешься спирально, впрочем, чего только мы, курсанты, не творили в воздухе - виражи, спирали, пике, наборы, перевороты - весь комплекс сложного пилотажа. Это были самые счастливые годы, юность, единый спаянный коллектив, настоящее летное братство. Дружба, рожденная в небе, - это на всю жизнь. И она продолжается - с однокурсниками Володей Юдкиным из Стерлитамака, с Петром Седовым из Уфы, с Наби Люхуровым из Алматы (он, кстати, до сих пор летает в частной авиакомпании).
... Окончено училище, и молодой лейтенант отбывает к первому месту службы - в гарнизон Шайковка Калужской области (8 часов езды от Москвы). Сейчас там тренируются летчики, участвующие во всех столичных парадах, тогда же место было тихое. Наш герой отслужил в Шайковке год, готовился стать командиром корабля, и тут судьба сделала крутой вираж: в 1980 году 23-летний летчик был направлен в Рязань на переучивание - осваивать новую технику ТУ-22М2.
Когда увидел множество клавишей, переключателей, табло, впал в шок - в голове не укладывалось, что все это можно изучить. Однако прошло 3 месяца упорных занятий, и для молодого офицера в новом самолете больше не осталось тайн.
Тимур Мамин оказался в составе двух экипажей, которые впервые в Советском Союзе подняли в воздух новый самолет (это было в 1983-м) Ту-22М3 и впервые в СССР проводил пуски крылатых ракет в составе пары ракетоносцев с майором Щетининым.
Службу продолжил - в составе
185-го гвардейского тяжелобомбардировочного авиационного полка в городе Полтаве. Через год стал командиром корабля. После 6 лет - новое место службы: Байкал. Демобилизовался в 1991 году в звании майора.
Ярких, неординарных случаев за время службы было, разумеется, предостаточно.
- Однажды шел на разведку погоды впереди полка на 10-минутном интервале, - делится летчик. - При снижении с 11-километровой высоты уже при заходе на посадку попал в грозовую облачность. Разряд молнии вырубил всю электронику самолета, отказало навигационное оборудование, остались только приборы ОСП - визуальный заход. Нижний край облачности - 20 метров. Когда мы прошли дальний привод, штурман предложил уйти на второй круг.
Однако командир принял другое решение - продолжать снижение. Дело в том, что за его самолетом на другой аэродром последовал бы весь полк. Тимур Васимович на скорости 285 километров в час посадил машину весом 110 тонн на узкую взлетно-посадочную полосу шириной 60 метров. Правда, когда после посмотрел видеозапись (самолет вывалился из облачности с креном, на дальности 500 метров от торца взлетно-посадочной полосы), почувствовал себя неуютно. Но, как пелось в популярной песенке, "это уж потом"...
... Вообще, с грозовыми разрядами у нашего героя случилась какая-то странная "дружба". В Полтаве во время полета шаровая молния размером с футбольный мяч села на нос его самолета (!) на высоте 200 метров при скорости 900 километров в час (как раз пролетали над поселком Аскания-Нова), проползла до фонаря кабины и тут взорвалась. Летчикам, по счастью, большого вреда не причинила, только ослепила. Ну, тут уж пришлось зажать штурвал и на несколько секунд закрыть глаза. Обошлось. Этот полет вообще выдался знаменательным - когда миновали облачность, снизились до 50 метров, и уже возвращались на полигон, перед самолетом с залива стали подниматься лебеди, огромная белая стая, двести или, возможно, триста красавцев сразу. Зрелище было невероятным и прекрасным, не во всякой сказке о таком говорится. Замечательно, что обошлось без столкновений и на нос воздушного корабля никто больше не претендовал...
Когда самолет приземлился, летчики выбрались из кабины и занялись осмотром, оказалось - по носу самолета будто сваркой прошлись. Шаровая молния все-таки оставила пилотам автограф, хорошо, что только на металле...
...После возвращения в Уфу, где у Тимура Васимовича не было своей жилплощади, 3 года занимался созданием Комитета офицеров и прапорщиков запаса Республики Башкортостан. С помощью этой организации немало запасников получили квартиры, в том числе и сам Тимур Мамин, стоявший на очереди под номером 352.
Награжден грамотами заместителя Министра Обороны СССР, Главкома ВВС СССР за отличное выполнение спецзадания (пуски крылатых ракет), имеет другие награды.
Супруги Мамины вырастили двух замечательных сыновей - Артема и Марата, оба они программисты.
Уже покидая редакцию, Тимур Васимович отметил: радует тот факт, что в стране снова начала развиваться дальняя авиация, готовятся новые авиационно-ракетные комплексы воздушного базирования. А значит, в нашем небе все будет в порядке.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
В заголовке использована строчка из стихотворения Тимура Мамина.
НА СНИМКАХ: Тимур Мамин в редакции; а это он в начале пути.
Фото автора и из семейного архива Маминых.


"Ощутить синеву и в глазах,  и в дыхании..."

Дата создание новости 16-08-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 482     Номер: 139(13037)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.