Своя изюминка
Тропинка в детство
В рамка х выставки "Новогодняя сказка в Нестеровском музее", которая ползимы радовала посетителей БГХМ, состоялось несколько мероприятий, скажем так, просветительского характера. В числе таковых был и круглый стол, посвященный авторской и традиционной кукле.
Организаторы дискуссии тщательно продумали программу, заявив в ней выступление Людмилы Васильковой, признанного мастера народной закрутки, поднявшейся до создания авторских образцов, и презентацию Элины Максютовой, которая подготовила краткий обзор современного зарубежного искусства куклы.
Но самым, пожалуй, любопытным моментом было участие известнейшего в Уфе и далеко за ее пределами тандема - Рафиды Губайдуллиной и Ирины Хлесткиной. Они очень интересно говорили о поиске своей темы, самобытных образов куклы и кукольных композиций. К тому же можно было спуститься на четыре этажа вниз и в залах особняка Лаптева, где выставлена "Новогодняя сказка...", найти наглядное подтверждение тезисов, прозвучавших из уст художниц.
Среди публики, заполнившей конференц-зал музея, случайных людей не было. Сплошь те, кто попал на крючок "куклотворения". И все жаждали услышать, как же Губайдуллиной и Хлесткиной столько лет удается существовать в прочном творческом союзе и мало того, что не рассориться в пух и прах, а выдавать исключительно талантливые работы, добившиеся успеха на российском и международном уровне.
Разумеется, смешно было надеяться, что Рафида Ташвакиловна и Ирина Анатольевна выдадут свои секреты и вооруженные секретной формулой участники круглого стола пополнят ряды кукольного сообщества. Техника, приемы значат много. Только вдохнуть жизнь в тряпичного, глиняного, фарфорового человечка удается далеко не каждому.
- Нам предлагали проводить мастер-классы. Но, во-первых, мы и сами не учились искусству создания куклы. Во-вторых, каждая новая задумка требует каких-то новых приемов, которые придумываются по ходу работы. Наконец, мы считаем, что каждый, кто намерен заниматься авторской куклой, должен находить свое решение, искать свой язык, а не клонировать чужие образцы, - высказалась Ирина Хлесткина.
Они-то идут своим путем. Дорогу подсказали дети - воспитанники художественной студии "Соцветие", которой наши героини руководили почти два десятилетия. По большому счету все их работы посвящены детям, ребячьим мечтам и воспоминаниям.
Первая выставка "Дети, яблоки и коты" (Малый зал СХ РБ, 2010 год) явила больших кукол, соизмеримых по росту с детьми. Работа, получившая название "Скамейка", на которую дворовые друзья уселись поиграть в "глухой телефон", до сих пор считается визиткой Хлесткиной-Губайдуллиной. Их "изюминка" - кукольные композиции. Вышедшие из их рук персонажи разыгрывают знакомые до слез сценки, а все вместе представляют собой законченный проект.
Через четыре года дуэт подготовил экспозицию "Гляжу в окно, где обитает время", ставшую новым этапом. Не стали эксплуатировать свою ростовую находку, которая принесла победы на многих конкурсах, а двинулись дальше. Той же дорогой детства, разрабатывая тему памяти, чистоты души, непосредственности. Кроме кукол появились текстильные панно. И опять, двигаясь по выставочному залу, будто читаешь книгу - о городе, о людях. Детский сад, ведомый воспитательницей, высыпал на прогулку (эту работу вы видите на фото), девчушка вернулась из школы, влюбленные ловят капли дождя, у окна застыла нежная барышня...
Можно сказать, что нашли свою тему? Безусловно. Она безгранична. Искать новые сюжеты, нюансы, повороты можно еще много лет. Неутомимый дуэт перебросил мостик в прошлое, художницы увлеклись мифологией, этникой. И в своих последних проектах раскрылись с новой мощью. Обращение к народной традиции подарило поразительные работы "Киленташ" и "Кашмау".
- С чего все начинается? С замысла. Родилась идея - и мы набрасываем, набрасываем варианты, целый фонтан! Иногда окончательный образ неузнаваемо трансформируется, - Рафида Ташвакиловна и Ирина Анатольевна честно пытаются донести до аудитории тонкости творческого процесса. Сидящие в зале впитывают ценную информацию и не перестают удивляться. Художницы даже внешне очень разные. Они как огонь и вода. У них нет общей мастерской, и большую часть времени они врозь творят детали очередного детища. А потом раз - и порадуют поклонников очередным маленьким чудом. Ну разве можно этому научить?
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
2-03-2018 (0) Просмотров: 974 Номер: 18(13198) Версия для печати