$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Своя изюминка

Обуховым удалось подстелить заранее соломку


 Обуховым удалось подстелить заранее соломку

Случаи, когда хобби становится делом всей жизни, не такая уж редкость. Случаи, чтобы увлечение захватило не просто всю семью, а несколько поколений фамилии, встречаются много реже. И уж совсем удивительны сюжеты с положительной, как сейчас говорят, динамикой, то есть с успешным взлетом творческой карьеры. История семьи Обуховых как раз такая.

Выставка, развернутая ныне в галерее народного творчества “Урал”, - седьмая в послужном списке Обуховых. Предыдущую, озаглавленную “Дающая свет”, два года назад принимал Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова. Когда будет следующий шанс увидеть, какие невероятные вещи наши земляки творят из обыкновенного злака, загадывать сложно. Эти изделия, речь в первую очередь о панно и иконах, резко отличаются от традиционных представлений о “соломенной живописи”. Впрочем, несправедливостью будет обойти вниманием объемные композиции, тех же рождественских “Пауков”, к которым приложили руку и воспитанники украинской воскресной школы “Злагода-Согласие”, или “Танцующих ангелов”.
В династии Обуховых-соломистов (вот придумали же чиновники термин) уже четыре поколения. Старшее - это Роза Михайловна, которой сейчас девяносто один год, и она бессменный “движитель” фамильного дела. Второе колено - ее дети Сергей и Елена, невестка Марина. Далее внучка Вероника, дочь Сергея и Марины. Потихоньку пробуют себя в творчестве пятилетние правнучки Валерия и Мира.
Началось все очень давно, больше тридцати лет назад. Сергей тогда служил срочную, читал в Иркутском высшем военном училище курс “Безопасность полетов и боевые авиационные комплексы”. Молодой преподаватель времени в армии старался зря не терять, в сферу его интересов попали творческие встречи с Евгением Евтушенко, концерты Елены Образцовой, пробовал он себя в различных декоративных техниках. Чеканке, например, или макраме. За узелковое плетение взялся с размахом - изготовил задник сцены в зале училища. Бывал в местном краеведческом музее. Увидел там шкатулку в форме сундука, инкрустированную соломкой. Загорелся сделать такую. Обстоятельства складывались в пользу Обухова: стоял конец августа, и на поле неподалеку от училища соломы было сколько угодно, коллега взялся сработать деревянную основу.
В истории семейного увлечения, канву которой Сергей Викторович излагал мне в одном из залов галереи “Урал”, тут же “иллюстрируя” свой рассказ, много таких вот удачно складывавшихся моментов или просто везения. На мой взгляд, дело не в улыбке судьбы. Людям, одержимым своей идеей, к тому же наделенным талантом, Всевышний не может не благоволить.
Сергей ничего не знал о приемах инкрустации, учителей у него не было, вопросы задавать некому. Но ведь справился! Потом принялся за огромное панно - парусник. Понятия не имел, что эскиз следует разбить на элементы, сделать чертеж...
Его опыты домашним понравились чрезвычайно. И когда Сергей вернулся в родную Уфу, где ждала невеста, соломкой они стали заниматься дружной компанией.
В самом деле здорово, что их никто не учил. Иначе бы не было фирменной техники Обуховых. Особенностей у почерка, сложившегося в результате многих проб и ошибок, немало - работы больше тяготеют к графике, объем достигается подбором цвета материала, направлениями “штрихов” и световыми оттенками. Огромное значение имеют блики соломки, поэтому эскизы панно больше напоминают рабочие чертежи, испещренные множеством выносок и стрелок. Тут следует заметить, что все Обуховы - моторостроители, имеют техническое образование и прямое отношение к УМПО.
Поначалу занимались хобби для внутрисемейного, так сказать, любования. Как-то позвали их на юбилей, а подарка не оказалось. Преподнесли “соломенное” панно, и именинница была растрогана до слез. Сколько затем выложили они этих церквушек и цветочных композиций ко дням рождениям и прочим торжествам!
Новый поворот: приятельница предложила - сделайте картину на заказ, я продам. В начале 90-х годов это было неплохое подспорье, и какое-то время у них имелся крохотный бизнес. Но разладилось.
В году этак 93-м Сергей Викторович сложил все работы в чемодан и поехал в галерею “Мирас”. “Соломку несите в комиссионку! - расстроила его Нина Дмитриевна Исанбердина. - Хотя... Выложите парочку”. Через плечо бросила взгляд, повернулась: “Это Вы делаете? Правда? Все беру!”. Наверное, именно эта встреча была точкой, с которой началось восхождение. Обуховых заметили. Их работы выставлялись на продажу и в галерее “Сангат”, где Булянские мягко направляли “соломистов”, давая дельные советы по оформлению, композиции, сюжетам.
Следующим подарком судьбы стала первая выставка - “Золото на черном”, организованная Мариной Владимировной Шумиловой в музее интернациональной дружбы авиационного техникума. Там уже были не только натюрморты, но и иконы. Успех потрясающий! На удачу, выставку посетили директора филиалов Национального музея РБ, съехавшиеся в Уфу на семинар. Они в очередь выстроились - к кому первому экспозиция приедет. “Золото на черном” каталось по республике три года - Дюртюли. Бирск, Салават, Октябрьский, Туймазы, Белебей, Стерлитамак, Кумертау...
Затем следующую коллекцию, “Золотое отражение”, Обуховы повезли в Москву, в Дом Дружбы народов. В бывший особняк Арсения Морозова заглянула - опять повезло! - Валентина Терешкова, поразилась, увидев икону Казанской Божьей Матери. Сказала кому-то из своего окружения: вот что надо за рубежом показывать! С легкой руки Валентины Владимировны Обуховы поехали с выставкой в Ливан. Был Париж, конкурс творчества семейных мастерских. С 1996 года они являются членами неправительственной организации под эгидой ЮНЕСКО “Природа и творчество”. В багаже Обуховых тьма-тьмущая дипломов и наград.
Они не просто самобытные авторы, а мастера, нашедшие свой стиль. Им удалось сломать стереотип о ремесленнической природе техники, в которой работают. Можно сказать, что наши герои открыли соломку для окладов икон. Оклад в их исполнении настолько органично сливается с ликами (а сияние материала передает внутренний свет иконы), что перестает быть лишь обрамлением. И видится единый, целостный, глубоко прочувствованный образ.
Стоп! Никаких отзывов экспертов, характеристик творчества. Составьте об Обуховых собственное мнение. Собираясь в “Урал”, учтите: галерея в будние дни открыта лишь до 18 часов.

Людмила КОНДРАШОВА.
НА СНИМКЕ: Сергей Обухов на фоне работ.
Фото Артура САЛИМОВА.

Дата создание новости 16-01-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 2 375     Номер: 7(12655)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.