Своя изюминка
Обуховым удалось подстелить заранее соломку
Случаи, когда хобби становится делом всей жизни, не такая уж редкость. Случаи, чтобы увлечение захватило не просто всю семью, а несколько поколений фамилии, встречаются много реже. И уж совсем удивительны сюжеты с положительной, как сейчас говорят, динамикой, то есть с успешным взлетом творческой карьеры. История семьи Обуховых как раз такая.
Выставка, развернутая ныне в галерее народного творчества “Урал”, - седьмая в послужном списке Обуховых. Предыдущую, озаглавленную “Дающая свет”, два года назад принимал Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова. Когда будет следующий шанс увидеть, какие невероятные вещи наши земляки творят из обыкновенного злака, загадывать сложно. Эти изделия, речь в первую очередь о панно и иконах, резко отличаются от традиционных представлений о “соломенной живописи”. Впрочем, несправедливостью будет обойти вниманием объемные композиции, тех же рождественских “Пауков”, к которым приложили руку и воспитанники украинской воскресной школы “Злагода-Согласие”, или “Танцующих ангелов”.
В династии Обуховых-соломистов (вот придумали же чиновники термин) уже четыре поколения. Старшее - это Роза Михайловна, которой сейчас девяносто один год, и она бессменный “движитель” фамильного дела. Второе колено - ее дети Сергей и Елена, невестка Марина. Далее внучка Вероника, дочь Сергея и Марины. Потихоньку пробуют себя в творчестве пятилетние правнучки Валерия и Мира.
Началось все очень давно, больше тридцати лет назад. Сергей тогда служил срочную, читал в Иркутском высшем военном училище курс “Безопасность полетов и боевые авиационные комплексы”. Молодой преподаватель времени в армии старался зря не терять, в сферу его интересов попали творческие встречи с Евгением Евтушенко, концерты Елены Образцовой, пробовал он себя в различных декоративных техниках. Чеканке, например, или макраме. За узелковое плетение взялся с размахом - изготовил задник сцены в зале училища. Бывал в местном краеведческом музее. Увидел там шкатулку в форме сундука, инкрустированную соломкой. Загорелся сделать такую. Обстоятельства складывались в пользу Обухова: стоял конец августа, и на поле неподалеку от училища соломы было сколько угодно, коллега взялся сработать деревянную основу.
В истории семейного увлечения, канву которой Сергей Викторович излагал мне в одном из залов галереи “Урал”, тут же “иллюстрируя” свой рассказ, много таких вот удачно складывавшихся моментов или просто везения. На мой взгляд, дело не в улыбке судьбы. Людям, одержимым своей идеей, к тому же наделенным талантом, Всевышний не может не благоволить.
Сергей ничего не знал о приемах инкрустации, учителей у него не было, вопросы задавать некому. Но ведь справился! Потом принялся за огромное панно - парусник. Понятия не имел, что эскиз следует разбить на элементы, сделать чертеж...
Его опыты домашним понравились чрезвычайно. И когда Сергей вернулся в родную Уфу, где ждала невеста, соломкой они стали заниматься дружной компанией.
В самом деле здорово, что их никто не учил. Иначе бы не было фирменной техники Обуховых. Особенностей у почерка, сложившегося в результате многих проб и ошибок, немало - работы больше тяготеют к графике, объем достигается подбором цвета материала, направлениями “штрихов” и световыми оттенками. Огромное значение имеют блики соломки, поэтому эскизы панно больше напоминают рабочие чертежи, испещренные множеством выносок и стрелок. Тут следует заметить, что все Обуховы - моторостроители, имеют техническое образование и прямое отношение к УМПО.
Поначалу занимались хобби для внутрисемейного, так сказать, любования. Как-то позвали их на юбилей, а подарка не оказалось. Преподнесли “соломенное” панно, и именинница была растрогана до слез. Сколько затем выложили они этих церквушек и цветочных композиций ко дням рождениям и прочим торжествам!
Новый поворот: приятельница предложила - сделайте картину на заказ, я продам. В начале 90-х годов это было неплохое подспорье, и какое-то время у них имелся крохотный бизнес. Но разладилось.
В году этак 93-м Сергей Викторович сложил все работы в чемодан и поехал в галерею “Мирас”. “Соломку несите в комиссионку! - расстроила его Нина Дмитриевна Исанбердина. - Хотя... Выложите парочку”. Через плечо бросила взгляд, повернулась: “Это Вы делаете? Правда? Все беру!”. Наверное, именно эта встреча была точкой, с которой началось восхождение. Обуховых заметили. Их работы выставлялись на продажу и в галерее “Сангат”, где Булянские мягко направляли “соломистов”, давая дельные советы по оформлению, композиции, сюжетам.
Следующим подарком судьбы стала первая выставка - “Золото на черном”, организованная Мариной Владимировной Шумиловой в музее интернациональной дружбы авиационного техникума. Там уже были не только натюрморты, но и иконы. Успех потрясающий! На удачу, выставку посетили директора филиалов Национального музея РБ, съехавшиеся в Уфу на семинар. Они в очередь выстроились - к кому первому экспозиция приедет. “Золото на черном” каталось по республике три года - Дюртюли. Бирск, Салават, Октябрьский, Туймазы, Белебей, Стерлитамак, Кумертау...
Затем следующую коллекцию, “Золотое отражение”, Обуховы повезли в Москву, в Дом Дружбы народов. В бывший особняк Арсения Морозова заглянула - опять повезло! - Валентина Терешкова, поразилась, увидев икону Казанской Божьей Матери. Сказала кому-то из своего окружения: вот что надо за рубежом показывать! С легкой руки Валентины Владимировны Обуховы поехали с выставкой в Ливан. Был Париж, конкурс творчества семейных мастерских. С 1996 года они являются членами неправительственной организации под эгидой ЮНЕСКО “Природа и творчество”. В багаже Обуховых тьма-тьмущая дипломов и наград.
Они не просто самобытные авторы, а мастера, нашедшие свой стиль. Им удалось сломать стереотип о ремесленнической природе техники, в которой работают. Можно сказать, что наши герои открыли соломку для окладов икон. Оклад в их исполнении настолько органично сливается с ликами (а сияние материала передает внутренний свет иконы), что перестает быть лишь обрамлением. И видится единый, целостный, глубоко прочувствованный образ.
Стоп! Никаких отзывов экспертов, характеристик творчества. Составьте об Обуховых собственное мнение. Собираясь в “Урал”, учтите: галерея в будние дни открыта лишь до 18 часов.
Людмила КОНДРАШОВА.
НА СНИМКЕ: Сергей Обухов на фоне работ.
Фото Артура САЛИМОВА.
НА СНИМКЕ: Сергей Обухов на фоне работ.
Фото Артура САЛИМОВА.
16-01-2015 (0) Просмотров: 2 375 Номер: 7(12655) Версия для печати