$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА

Жизнь после жизни

Что сдерживает развитие трансплантологии в республике


Жизнь после жизни

Две женщины, которым в Республиканской клинической больнице имени Гумера Куватова пересадили почки, в скором времени должны стать мамами. Они периодически наезжают в Москву, где находятся под наблюдением врачей Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова - именно там рожают россиянки, перенесшие трансплантацию органов. Еще две жительницы Башкортостана после аналогичной пересадки уже узнали радость материнства.

- Альбина Кузнецова как раз сейчас у нас, - сказал Рифат Нуриахметов, главный внештатный трансплантолог Министерства здравоохранения РБ и заведующий отделением трансплантации РКБ, - легла на обследование. Хотите познакомиться?
Альбина Николаевна температурила, выглядела уставшей, но в коротеньком интервью "Вечерке" не отказала.
Почки стали беспокоить ее в восемь лет. Девочку направили на обследование, поставили диагноз - "хроническая почечная недостаточность". С 18 лет она находилась на гемодиализе и ждала донора. На операцию позвали через три года, в 2008-м.
- Пациенткам на диализе рожать нельзя, и я о материнстве не задумывалась. Какая тут может быть беременность?! И когда почку пересадили, а был мне тогда двадцать один год, тоже не думала о ребенке. Наверное, потому, что долгая болезнь все в тебе меняет. И даже после операции, возвращающей к обычной жизни, не сразу все возможности к себе примеряешь, - рассказывает молодая мама.
Беременность ее счастливо разрешилась, сынишке Эдгару уже больше года, и ничто не выдает, что крепкого славного мальчишку выносила женщина с чужими почками. Удивительно!
- В трансплантации вообще многое на грани фантастки, - продолжает беседу Рифат Рамзилович. - Современные технологии позволяют нам буквально творить чудеса. А потом это становится нормой, рядовой манипуляцией.
Мой собеседник в первую очередь имеет в виду трансплантацию почек. Эта операция в Башкортостане впервые была сделана в 1996 году, в РКБ имени Г.Куватова, а сейчас врачи освоили ее безукоризненно. Ежегодно около сорока пациентов обретают вторую жизнь. А всего за шестнадцать лет сделано 294 трансплантации почек, в том числе 194 - от посмертных доноров.
Совсем недавно чудом казались пересадки сердца и печени. Сегодня эти сложнейшие операции республиканские врачи также делают, и за два последних года выполнено пять трансплантаций печени и пять - сердца. Более того, изменились взгляды на задачи трансплантологии. Если два десятилетия назад главным было хотя бы минимально продлить человеческую жизнь, то сейчас целью ставится полная социальная реабилитация пациентов. Речь идет о принципиальном улучшении качества жизни прооперированных. Они работают, продолжают учебу, создают семьи, - словом, живут полноценной жизнью.
- Ближайшие перспективы отделения - это стабильное выполнение 40-45 трансплантаций почек в год и 3-5 трансплантаций печени. Планируем освоить пересадку поджелудочной железы и родственную пересадку печени, - озвучивает планы Рифат Нуриахметов.
Для проведения этих операций имеется необходимое оборудование, подготовлены квалифицированные кадры, и есть огромное желание развивать в республике трансплантологию. Но, к сожалению, не хватает донорских органов.
Например, к пересадке печени, а эту манипуляцию провели впервые в 2013 году, врачи технически были готовы чуть ли не двумя годами раньше - ждали, как говорится, на низком старте.
Потребности в трансплантации растут ежегодно, а количество доноров остается примерно на одинаковом уровне. В основном трансплантируются органы, погибших в результате черепно-мозговых травм или ушедших после инсульта. Тех, кто изъявляет желание отдать после смерти частичку себя людям, катастрофически мало. Например, в Российской Федерации на миллион населения приходится 3,5 донора органов, в Республике Башкортостан показатель чуть выше - 4,75. А в Испании или Хорватии он доходит до 30. Благодаря активной пропаганде, там 90 процентов населения согласны на изъятие органов умерших родственников. Срок ожидания органа в среднем составляет шесть месяцев. У нас люди мечтают об операции годами.
- Получается, что ваши планы сдерживает неготовность общества? - спрашиваю у Рифата Рамзиловича.
- Именно так. Сегодня в нашем листе ожидания трансплантации почек - 155 человек (на заместительной почечной терапии находятся более 820 пациентов) и 55 ждут трансплантации печени. При этом слабо развито родственное донорство. Родственные органы лучше приживаются, лучше работают. Но такие случаи редки и чаще всего они возникают в ситуации, когда посмертное донорство невозможно. В этом году, например, в нашем отделении никто не пожертвовал свою почку родственнику.
Вообще, этический момент крайне важен в органном донорстве. Нужно внушить людям простую мысль: нация сама должна обеспечить возможность пересадки того или иного органа. Никто, никакой дядя из Америки не пришлет нам сердце, почки, легкие. Нужно использовать собственные резервы. Так и хочется сказать людям: "Не забирайте с собой на небеса свои органы. Они нужны нам здесь".
Конечно, общество нужно готовить постепенно. Только объединив усилия государственных структур, врачебного сообщества, средств массовой информации, мы сможем идти дальше. Начинать надо с молодежи. Необходима масштабная социальная реклама, большая разъяснительная работа. Все страны, в которых успешно развивается трансплантация, проходили этот путь. Только время этот этап занимает разное.
Большим шагом вперед стала Республиканская программа донорства органов, принятая в 2013 году. Главным достижением, по мнению Рифата Нуриахметова, стало открытие хирургического отделения по координации органного донорства, куда стекается вся отраслевая информация - из шести республиканских донорских баз, из лабораторий. Аналогичными отделениями располагают только федеральные центры и клиники "продвинутых" регионов, давно занимающиеся данной тематикой. Так что "ближние" коллеги башкирским трансплантологам завидуют. Да, вопросов еще очень много. И для их решения нужно увеличивать количество донорских баз.
Трансплантология относится к финансово затратным областям медицины. Здесь нужно отметить, что расходы в первый послеоперационный год сравнимы с затратами на гемодиализ. Но уже через год они снижаются вдвое. Государству во всех смыслах выгодно развивать трансплантологию. Ведь после пересадки мы практически возвращаем обществу полноценного члена. Звучит мнение, что дешевле было бы отправлять пациентов в федеральные центры. Но, во-первых, Москва возьмет два-три человека в год. А остальные? Во-вторых, трансплантация является своеобразным индикатором развития здравоохранения в регионе. Если субъект успешно занимается трансплантацией, значит, организация высокотехнологичной медицинской помощи поставлена на достойном уровне. Каждая последующая операция развивает хирургию, фармакологию, иммунологию. Одна отрасль как бы подтягивает за собой другие разделы медицинской науки. Сегодня трансплантология Республики Башкортостан входит в число флагманов отрасли, и есть все основания планку не снижать.

Людмила КОНДРАШОВА.




Дата создание новости 18-08-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 2 524     Номер: 159(12807)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.