Нервы у выпускников сейчас на пределе
У нас дома та-а-акое! Сын заканчивает одиннадцатый класс. Весь год он ответственно готовился к выпускным экзаменам, занимался с репетиторами, самостоятельно штудировал справочники, пособия, сборники тестов. Вроде был неплохо подготовлен. Педагоги его хвалили. А в конце апреля ребенок занервничал, появилась бессонница. Пробные экзамены, которые учителя организовали внутри школы, сын завалил. "Я все забыл! Я не помню ни одной формулы! Все коту под хвост!" - панические настроения абсолютно выбили его из колеи.
Родители, уже прошедшие горнило ЕГЭ, посоветовали срочно обратиться к психотерапевту. Ларису Нурлыгаянову, к которой мы попали на прием, ситуация не удивила.
- Число обращений к психотерапевтам школьников, которым предстоит сдавать экзамены, сейчас резко возросло. Дети переживают неврозы, остро реагируют на стресс, связанный с ЕГЭ.
Ситуация ожидания трудного задания, определяющее значение балла за экзамен, нагнетание напряженности вокруг ЕГЭ, к чему прикладывают руку и родители, и педагоги, приводит к тому, что у ребят возникают невротические реакции. Причем есть закономерность: чем лучше успевает ребенок в течение учебного года, тем вероятность возникновения невроза выше. Чем успешнее в учебе ученик, тем выраженнее у него клиника невроза. Дети, демонстрирующие выдающиеся успехи, победители всероссийских и республиканских олимпиад, начинают пропускать уроки, становятся раздражительными, реагируют реакциями протеста на простые просьбы окружающих, жалуются на постоянные страх и тревогу. К невротическим реакциям добавляются психосоматические, такие как неприятное сердцебиение, боль под ложечкой, головные боли, боли в животе, позывы на мочеиспускание и стул, потливость ладоней, дрожь тела. Обостряются хронические заболевания. Параллельно вдруг возникает дисграфия (неправильное написание букв в слове), отличники почему-то не могут решить простейшего задания. Словом, наступает психогенный ступор, когда человек полностью дезадаптирован. Подобные реакции на стресс встречаются постоянно. Чем раньше будет оказана специализированная помощь, тем меньше вероятность, что данная форма реагирования закрепится в характере и сформируется невротическая личность. Что делать?
- Зная особенности реагирования ребенка на стресс, заранее обратиться к неврологу, психиатру или психотерапевту.
- Психологическая помощь в данной ситуации будет вспомогательной. Проблему это не решит, а время будет упущено.
- Взрослым следует демонстрировать полное спокойствие и уверенность в способностях ребенка удачно сдать экзамены.
К сожалению, на приеме мы сталкиваемся с родительской истерией по поводу дальнейшего бюджетного обучения. "Ты знаешь, как у нас с деньгами!" - такие фразы нужно категорически исключить.
Людмила КОНДРАШОВА.
3-06-2016 (0) Просмотров: 1 228 Номер: 106(13004) Версия для печати