Перевозки
«Заказ» не прокатит
Без лицензии теперь пассажиров не повезёшь
Проблема безопасности пассажирских перевозок по-прежнему остается очень острой и обсуждается на самом высоком уровне. С пугающей регулярностью приходят из разных регионов страны сообщения о серьезных авариях с участием автобусов. Зачастую их виновниками становились те, кто не имели права перевозить людей. Поставить надежный заслон такой деятельности помогут изменения в Федеральный закон №386-ФЗ о лицензировании пассажирского транспорта, которые вступают в силу 1 марта 2019 года.
Об основных инновациях этого закона шла речь на пресс-конференции, организованной информационным агентством «Интерфакс-Поволжье». В ней принимал участие начальник Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей МЕРЕЖКО.
Формула безопасности
Сейчас лицензируются только регулярные маршруты. Заказные перевозки носят уведомительный характер, предприятия могут возить своих сотрудников и вовсе без лицензии. С 1 марта лицензию нужно получать на любые перевозки, в том числе - школьные. Соответственно, для перевозки по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридических лиц потребуется соответствующий документ. Таким образом, заниматься перевозкой пассажиров без лицензии, под видом «заказа», будет невозможно. Естественно, не станет и пресловутых «экскурсионных» автобусов.
Не нужно будет лицензировать только те автобусы, которые не выезжают с территории предприятия. Исключение касается и пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, органов государственной власти.
Для получения лицензии выделено 120 дней с момента вступления в силу указанных требований, то есть оформить документы необходимо до 29 июня.
- Отсутствие их грозит серьезными штрафами, которые предусмотрены статьей Кодекса об административных правонарушениях РФ: на граждан и должностных лиц - 50 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - 100 тысяч, на юридических лиц - 400 тысяч рублей. При повторном нарушении - конфискация транспортного средства, - отметил глава регионального подразделения Ространснадзора.
Лицензии бессрочные. Плановые проверки лицензиатов отменяются, транспорт будут проверять только в ходе рейдов на дорогах.
Те, у кого документ уже есть, смогут переоформить всё упрощенным способом. Получающим же лицензию впервые придется собрать пакет документов и выполнить ряд требований — в их числе обеспечение ночной стоянки, техобслуживания, медосмотров.
Каждый лицензиат обязан вести реестр принадлежащих или арендуемых им транспортных средств. Благодаря этим сведениям Ространснадзор получит данные обо всех автобусах и их состоянии, что позволит составить реальную картину рынка пассажирских перевозок.
- Изменения в законе направлены не против нелегальных перевозчиков. Цель - обеспечение максимальной безопасности пассажиров, чтобы под видом заказных перевозок не осуществлялись регулярные, как мы сейчас наблюдаем, - сказал Сергей Мережко.
Оценивая риск "вытеснения" представителей малого и среднего бизнеса с регионального рынка, он отметил, что "новые правила вряд ли повлияют на структуру этого бизнеса".
- Сейчас владельцами лицензий выступают и индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают проведение медицинского и технического контроля: либо держат в штате медика и механика, либо оформляют со специалистами договорные отношения. Некоторые неудобства на начальном этапе могут возникнуть у тех, кто осуществляет перевозки для собственных нужд, например, возит своих работников по вахтам, - сказал руководитель управления Ространснадзора.
Добавим, с 1 ноября 2019 года закон обязывает всех собственников транспортных средств разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны и автобусов, где более 8 посадочных мест, в обязательном порядке оснащать транспорт тахографами, а водителей - "соблюдать нормы времени управления и правила обеспечения безопасности перевозок". «Все это делается прежде всего для безопасности людей», - отметил Мережко. За неисполнение требований предусмотрены штрафные санкции в отношении водителей - до 3 тысяч рублей.
В нужном формате
Естественно, поднимался на пресс-конференции и вопрос транспортной реформы, которая сейчас проходит в Уфе.
- Очень своевременно и правильно было принято решение о наведении порядка в пассажирских перевозках в столице и республике. Сегодня рынок для нелегалов закрыт, все перевозки осуществляются только легальными перевозчиками, владеющими лицензиями и картой маршрутов, - заявил Мережко.
Три месяца назад доля государственных и муниципальных перевозчиков пассажиров составляла 14,3%, официальных «частников» - 44,4%, перевозчиков, не имеющих соответствующих разрешительных документов, - 41,3%. В городе насчитывалось 27 "левых" маршрутов, которые были замещены 21 маршрутом, с рынка перевозок "ушли" 1,3 тысячи нелегальных автобусов.
По словам Сергея Мережко, сегмент рынка пассажирских перевозок сейчас отформатирован в правильном русле, но остаются некоторые трудности.
- Видим, к сожалению, проблемы в оперативном управлении и реагировании, задержки. "Нелегалы" ушли, но замещение легальными перевозчиками несколько отстает от потребности граждан, потому наблюдаем на остановках большое скопление людей. Вводятся новые маршруты, некоторые пересекаются, а доведение этой информации до людей запаздывает, - пояснил он.
Существенным недостатком в этой сфере глава регионального ведомства назвал отсутствие на остановках общественного транспорта расписания движения автобусов и электронных систем мониторинга движения транспорта.
"Думаю все-таки, что местные власти это оперативно организуют. Хотя это сделать непросто, так как обусловлено нормативными процедурами и финансовыми затратами", - добавил Сергей Мережко.
Сергей ОСАДЧИЙ.
Фото автора.
Фото автора.
18-01-2019 (0) Просмотров: 1 342 Номер: 107(13287) Версия для печати