Ждём первую платёжку за тепло
Во вторник, 15 сентября, отопительный сезон в республике стартовал для социальных учреждений – больниц, школ, детских садов… А к пуску тепла в многоквартирные дома ресурсники приступили вчера: Глава Администрации Уфы Ульфат Мустафин подписал постановление о досрочном старте отопительного сезона. А ведь участники пресс-конференции по данной теме, состоявшейся в минувшую среду, учитывая погоду, ориентировались на другую дату - 21 сентября.
В разговоре с журналистами приняли участие заместители министра ЖКХ РБ Марат Шангареев и Юрий Палтусов, а также представители Госкомитета по тарифам Башкортостана и ресурсоснабжающих компаний.
Один из главных вопросов был посвящен плате за тепло. Как сообщалось ранее, с июля тарифы на ЖКУ подросли в среднем на 3 процента. В частности, стоимость гигакалории увеличилась с 2134,16 рубля до 2198,18. Первый счет за отопление придет в октябре – за сентябрь. Что касается кошмаров, связанных с корректировкой начислений, о них можно забыть, заверили спикеры. Напомним, с прошлой осени уфимцы стали платить только за фактическое потребление теплоэнергии.
- Хочется, чтобы люди поняли одну вещь о начислениях по общедомовым приборам учета: суммы в платежках будут разными каждый месяц. Сколько счетчик показал, ровно столько и начислят. Размер платы напрямую зависит от погодных условий: чем холоднее на улице, тем он больше, чем теплее - тем меньше, - объяснил Марат Шангареев.
Если же тепломера нет, расчет станут производить по нормативу. В таком случае начисления будут одинаковыми все восемь месяцев, с начала осени по апрель. Кстати, спикер напомнил значимый нюанс:
- Даже если в сентябре топили всего несколько суток, плата выставляется в целом за месяц. Правила не предусматривают деления норматива на несколько дней.
Ирина Попова в свою очередь отметила, что новые перерасчеты начислений возможны лишь в двух случаях: если управляющая организация передала поставщику некорректные показания прибора учета или в форс-мажорных обстоятельствах. Впрочем, журналистам гарантировать полный штиль все-таки сложно. Скажем, на вопрос о том, решены ли проблемы с так называемыми многодомовыми или неисправными приборами учета (а именно с ними связывают львиную долю неверных начислений прошлой зимой), ответить никто не смог, поскольку ответственность за эту часть несут управляющие компании, представители которых на пресс-конференции отсутствовали. Марат Шангареев привел только общую для региона статистику: тепломерами на сегодня оснащены около 75 процентов домов - это без учета приборов, требующих поверки (они могут быть установлены, но числиться как «нерабочие»).
Единой независимой организации, которая бы занялась содержанием и обслуживанием общедомовых тепломеров, дабы не допустить беспорядка с расчетами, как в начале года, так и не появилось. И вообще, сейчас говорят только о необходимости организации, которая бы дистанционно собирала данные счетчиков, обобщала их и предоставляла управляющим компаниям, ресурсникам и контролирующим органам – во избежание спорных ситуаций. По словам заместителя министра, работа по созданию такой системы идет, но завершить ее к началу отопительного сезона, к сожалению, не вышло. На сегодня сбором и обобщением данных занимается «Республиканская коммунальная компания», но она действует лишь в Баймакском, Альшеевском районах и на нескольких объектах в столице. Идеальный же вариант с точки зрения экспертов Министерства ЖКХ – охватить системой весь Башкортостан и сделать данные доступными для всех участников рынка.
- Не совсем понятна ситуация в Уфе. Там создают свою, аналогичную систему. То же происходит в некоторых муниципалитетах. Сможем ли мы объединить все с помощью «Республиканской коммунальной компании», пока неизвестно, но технические ресурсы для этого есть, - сказал Марат Шангареев.
В то же время он упомянул о внушительном количестве функционирующих тепломеров старого образца, которые еще надо дооснастить для дистанционной передачи показаний. Вот только как и за чей счет?.. Если прибор исправен и не требует замены, «трогать» его оснований нет. А если и «трогать», то жильцы вряд ли поспешат раскошеливаться, да и не их это проблема – как участники рынка собирают данные. Бюджет взять на себя такую финансовую нагрузку также не готов.
Ирина Попова напомнила: сейчас обязанность по снятию данных общедомовых тепломеров лежит на управляющих организациях. Жилищники должны передавать показания поставщикам ежемесячно, в период с 23 по 25 число.
Прозвучал на пресс-конференции и традиционный вопрос о долгах перед теплоэнергетиками. Потребители «БашРТС» не донесли до «кассы» 5,8 миллиарда рублей, 4,4 миллиарда из которых приходятся на юридические лица, а 1,4 миллиарда – на рядовых граждан. Суммы астрономические, но тенденция к снижению задолженности все же наблюдается. Для сравнения: в январе (без учета годовой корректировки) общий долг населения перед поставщиком составлял 2,5 миллиарда рублей.
Арина АСТАФЬЕВА.
И НИКАКОЙ КОМИССИИ!
Как сообщалось ранее, с 13 сентября при оплате коммунальных услуг с россиян должны были начать взимать комиссию банки и Почта России. Однако, по словам Ирины Поповой и директора «Уфимских инженерных сетей» Максима Петрова, по итогам недавней видеоконференции с правительством, где обсуждался данный вопрос, принято решение продлить договор с почтой и кредитными учреждениями-партнерами поставщиков до января 2021-го. Это значит, затраты по комиссии по-прежнему остаются за ресурсниками, а людям можно не бояться ненароком переплатить при расчете за «коммуналку». Как будут обстоять дела после Нового года, пока неизвестно. Кстати, по данным теплоэнергетиков, в «личных кабинетах» на их официальных сайтах до сих пор зарегистрировано всего около 5 процентов абонентов. Но если бы банки действительно ввели комиссию, именно эти 5 процентов могли бы спокойно, без дополнительных расходов перечислять деньги за отопление и горячую воду.
18-09-2020 (0) Просмотров: 694 Номер: 65(13444) Версия для печати