Солдаты Победы владели не только штыком, но и пером…
В воскресенье, 20 сентября, исполнилось 100 лет со дня рождения Ибрагима Ахметовича Абдуллина, талантливого башкирского драматурга и прозаика, увы, ушедшего от нас в июле 2005 года…
О жизни и творчестве писателя-фронтовика, заслуженного работника культуры Российской Федерации, заслуженного деятеля искусств БАССР, лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева, автора многочисленных пьес и песен, прозаических и публицистических произведений на башкирском, татарском и русском языках, воспевающих трудовой и ратный подвиг земляков, любовь к малой и большой родине, - написано много и интересно.
Творчество Ибрагима Абдуллина неотделимо от истории республики, от ее искусства и литературы. Вместе с тем важнейшей частью его творчества была военно-патриотическая тема. Это и понятно: с оружием в руках он прошел тяжелые пути-дороги войны, штыком и пером доказывая свою преданность и любовь к Отчизне, на всю жизнь оставаясь верным близкой ему военной тематике, долгу и чести.
«Перо его, как штык, всегда готово к бою» - так лаконично оценил Ибрагим Ахметович в одной из статей близкого ему по оружию и по духу писателя-фронтовика, прошедшего, как и он, горнило Второй мировой. Эту фразу я в полной мере отнес бы и к самому Абдуллину, к штыку приравнявшему перо. Далеко позади остались годы войны и службы, но в своем почтенном возрасте Ибрагим Ахметович постоянно ощущал себя военным человеком. Эти мои заметки - воспоминания о нем, некоторые штрихи к портрету писателя, со-хранившиеся в памяти.
В сентябре 1980 года Ибрагим Абдуллин был награжден орденом Трудового Красного Знамени «за большой вклад в развитие советской литературы и в связи с 60-летием со дня рождения». В те дни сам писатель, а также творческая общественность республики активно готовились к юбилейным торжествам.
В один из суетных дней заглянул Ибрагим Ахметович в Дом офицеров, бодро вошел в кабинет, поздоровался. А я, пользуясь случаем, от души поздравил его с высокой правительственной наградой. Он подсел ко мне поближе, доверчиво посмотрел в глаза и с мягкой улыбкой сказал:
- Ильяс Сунгуллович, ты же хорошо знаешь мое творчество, оно во многом отражает события войны, посвящено ратному подвигу защитников Отечества, в том числе наших земляков. Если не трудно, подскажи генералу Бойко, пусть он обо мне напишет к юбилею статью в газету…
Я не возражал, но осторожно высказал свое мнение:
- Если даже Александр Алексеевич согласится, он как мой старший начальник (генерал А.А.Бойко был тогда военкомом БАССР, а по совместительству - начальником Уфимского гарнизона) сам не напишет, попросит или, скорее, поручит мне сделать материал. Поверьте, я уж знаю.
- Ну, ты ему предложи, а что он скажет - это дело другое.
Через несколько дней звонит Ибрагим Ахметович: «Ильяс дустым, я ведь знаю, генералы вряд ли что-нибудь о писателях напишут. Ты человек военный, да еще пишущий. Материал обо мне у тебя, наверное, уже на столе!» В телефонной трубке раздался громкий смех. Услышав утвердительный ответ, он твердо сказал: «Отпечатай, подпиши и отвези, пожалуйста, в «Вечернюю Уфу», там об этом знают».
В день празднования юбилея в газете среди материалов, посвященных творчеству Ибрагима Абдуллина, был и мой - «Верность теме» с фотографией фронтовой поры.
Как известно, Ибрагим Ахметович был человеком гордым, прямым, но и, мне кажется, легко ранимым. Расскажу об одном любопытном случае.
Министерство внутренних дел проводило в Доме офицеров какое-то мероприятие. В этот день ко мне пришел Ибрагим Абдуллин согласовать детали будущей встречи с военнослужащими гарнизона. Нас было трое: я, сам писатель и начальник политотдела воинской части. Во время нашего разговора в кабинет вошел генерал внутренней службы… С двумя военными поздоровался, а писателю, сидящему рядом с нами, руки не подал. Ибрагим Ахметович встал и говорит: «Товарищ генерал, а писателей Башкирии все же надо бы знать!»
Тот на секунду опешил и в оправдание: «Я вас знаю, но лично мы не знакомы», - протянул руку, видимо, для знакомства. Абдуллин сел чуть подальше, но «обидчику» руки не подал. Тот покраснел и молча вышел из кабинета. Когда закрылась дверь, мы дружно посмеялись. На этом «инцидент» был исчерпан.
…Колыбель писателя - деревня Зирикли Шаранского района. Отсюда, окончив семилетку, он уехал учиться в Уфу. После окончания геологоразведочного техникума в 1939 году сменил геологический молоток на винтовку и 6 лет служил в армии. Участвовал в «Иранском походе», воевал на Юго-Западном и Сталинградском фронтах, командовал взводом, ротой. Был тяжело ранен. После лечения в госпитале окончил высшие офицерские курсы «Выстрел». Пехотный капитан, как он себя с гордостью называл, службу завершил в июле 1945 года заместителем командира батальона по строевой части. По состоянию здоровья был уволен в запас.
После демобилизации в течение 7 лет работал собкором газеты «Совет Башкортостаны». Герои газетных публикаций порою становились прототипами героев его рассказов, пьес и очерков. Затем окончил Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР и одновременно Литературный институт имени А.М.Горького.
Ибрагим Абдуллин писать начал еще до войны, пробовал себя в прозе, драматургии, журналистике. Первые рассказы «Гибель лодки», «В вагоне», очерки о золотодобытчиках были опубликованы в 1938-м. А пьеса «Алый платок» была отмечена премией на республиканском конкурсе и поставлена Кигинским межрайонным театром. Ему было тогда всего 18 лет! В 1940 году, во время службы в армии на южных рубежах страны, он пишет новую пьесу «На дальней границе», героями ее становятся пограничники.
В литературу Ибрагим Ахметович пришел со своей темой, острыми сюжетами и животрепещущими проблемами. Ему были подвластны проза, драматургия, публицистика, поэзия. Главная тема многих произведений писателя - патриотизм, беззаветная преданность своей Родине, верность избранному пути. Персонажи его произведений - люди разных возрастов, национальностей, профессий, характеров, но всегда устремленные в будущее, цельные, яркие и неповторимые. Поэт Михаил Львов писал: «Мужество и нравственная чистота - вот что характерно для героев произведений Ибрагима Абдуллина, будь они солдаты, партизаны, инженеры, водители машин, нефтяники, врачи, командиры производства или рядовые».
Особое место в творчестве Ибрагима Абдуллина занимает война, точнее - война и человек, война и любовь, мужество и патриотизм. Все это красной нитью пронизывает его произведения. Он постоянно ощущал, да нет, не ощущал, считал себя военным человеком. Войне, ратному труду и подвигу фронтовиков посвятил лучшие свои пьесы, романы, повести, немало рассказов и публицистических статей.
Следует подчеркнуть, что многие произведения писателя имеют документальную основу. Когда он работал над романом «Прощай, Рим!» - об участии нашего земляка Колесова в итальянском Сопротивлении, то изучал материалы в Италии. При работе над романом «Иду по Млечному Пути» о капитане-разведчике Г.Фатхинурове, который в войну в киевском подполье повторил подвиг легендарного Николая Кузнецова, писатель неоднократно бывал в столице Украины, изучал архивы, встречался с оставшимися в живых соратниками героя.
В годы Великой Отечественной войны несколько тысяч девушек из Башкирии поехали защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. Летчица М.Сыртланова была удостоена звания Героя Советского Союза. Об одной из таких отважных - Альфие Камаловой - писатель ярко и убедительно рассказал в романе «Вдовы не плачут», который выдержал несколько изданий на башкирском, русском, татарском и венгерском языках.
Тщательно, скрупулезно отбирал он события и материалы, работая над романами «Солнце все не заходит», «За горой гора». И не случайно его книги изданы на разных языках и за пределами страны.
В канун 55-летия Великой Победы в книжных магазинах Уфы появилась документальная повесть Ибрагима Абдуллина «И вспыхнул стяг над Рейхстагом». В этой книге писатель рассказал о жизни нашего земляка, героя Великой Отечественной войны старшего сержанта Гази Загитова, одним из первых водрузившего Знамя Победы над куполом Рейхстага. Повесть, бесспорно, сыграла немалую роль в героико-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Кстати, в 2000 году мои рецензии об этой повести были опубликованы в газетах «Республика Башкортостан» и «Солдат Отечества» (Самара).
Но излюбленным жанром Ибрагима Абдуллина была драматургия. В своих пьесах писатель стремился показать лучшие качества соотечественников - любовь к Родине, чувство долга перед народом, мужество, решительность и смелость. Еще в 1956 году он поднял тему 112-й Башкирской кавалерийской дивизии в пьесе «Генерал Шаймуратов», которая была поставлена на сцене Башкирского академического театра. Звездному часу этого легендарного соединения посвящена его пьеса «Мы пришли, чтобы не уходить». Такие
пьесы, как «Мы не расстанемся», «История одной любви», «Пусть не гаснет твой свет», «Фиалка зовет весну», «Я песней вернусь», «Озорная молодость», так или иначе касаются темы войны и защиты Родины.
Его драма о нефтяниках «Девонские фонтаны» («Глубокое дыхание») удостоена первой премии на республиканском конкурсе, а пьесы «Свояки» и «Озорная молодость» стали классикой башкирской драматургии.
Нельзя не сказать и о том, что Ибрагим Ахметович обладал завидным поэтическим даром. На стихи писателя, особенно в пьесах, композиторы Башкортостана и Татарстана написали более тридцати песен, некоторые из них стали поистине народными. Абдуллин - автор острых публицистических и литературно-критических статей. Читатели газет «Башкортостан», «Кызыл тан», «Вечерняя Уфа» и других хорошо помнят также его талантливо написанные короткие рассказы о писателях-сверстниках, друзьях, об интересных людях республики.
Труд Ибрагима Абдуллина высоко оценен государством. За военные заслуги он награжден орденом Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, боевыми медалями, а за литературные - удостоен ордена Трудового Красного Знамени, Почетных грамот Республики Башкортостан.
Как-то в середине января Ибрагим Ахметович позвонил мне и попросил приехать к нему домой. Договорились встретиться в 11 часов. Завершая разговор, он сообщил код входной двери и шепотом сказал в микрофон: «Бер шешэ кыстырып кил, онытма!» («Прихвати с собой одну…»)
Встретил радушно, как он любил говорить, «на Жигулях» (в коляске). Сидели долго, вели разговор о литературе, предстоящих юбилеях - Победы и его 85-летии, на другие темы. Он попросил меня написать о нем статью в газету «Республика Башкортостан» как о писателе-фронтовике, приурочив ее к 60-летию Великой Победы. На прощание подарил на память свою книгу «За горой гора». К сожалению, это была наша последняя встреча. Сегодня я его просьбу выполняю…
Ильяс ГАЛЕЕВ,
подполковник в отставке, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
22-09-2020 (0) Просмотров: 741 Номер: 66(13445) Версия для печати