$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

По волне памяти

"В гостях у нас бывали..."


"В гостях у нас бывали Большие мастера. Сидели в этом зале Волшебники пера..." В не столь далёком прошлом открыл гостеприимные двери Уфимский библиотечный техникум. В нём с 1962-го года стал работать Борис Попов, то есть я. В уфимских техникумах о педагогах УБТ шли хвалебные разговоры. Как "маслом каши не испортишь", так, очень надеюсь, и я не испортил педколлектив техникума: в массовые мероприятия внёс струю клубного профессионализма, ибо после армейской службы и художественной самодеятельности я ещё 5 лет был заведующим клубом "Молодой строитель" 3-го стройтреста.

По идее наших преподавателей литературы был создан клуб "Книголюб", ставивший своей целью встречи с писателями. На самую первую был приглашён преподаватель русской литературы в педагогическом институте и автор книги "Пытливая юность" Василий Гредель. Мне он был очень симпатичен, и я охотно пригласил Василия Васильевича на встречу с учащимися.
Тема "Ленин с нами" в советском обществе доминировала. Наш техникум мы считали учебным заведением идеологическим. Поэтому пригласили на встречу с учащимися автора книги "Ленин в Уфе" Юрия Узикова. По мере того как менялся контингент учащихся, мы регулярно встречались с Юрием Андреевичем. Встречи проходили, как правило, в техникуме и однажды - в Доме-музее Ленина. Узиков расширил круг поисков, и появилась книга "Ленин в Башкирии". Я подружился с этим автором, написавшим еще одну книгу - "Гвардейцы планеты" о членах Исполкома Коминтерна, эвакуированных в Уфу во время войны. У нас жили Георгий Димитров, Долорес Ибаррури, Пальмиро Тольятти, Вильгельм Пик... Клуб "Книголюб" как-то провёл встречу учащихся с Узиковым в здании на углу Ленина и Революционной (какие характерные названия улиц!).
Там до войны на первом этаже размещался Дом пионеров. На втором этаже -ТЮЗ, и в подвале - театр кукол во главе с Марией Николаевной Елгаштиной. Во время Великой Отечественной их всех выселили. Здание заняли "коминтерновцы". (После войны этот дом передали авиационному институту, а ныне - это корпус колледжа.)
Меня всегда привлекали и привлекают патриотизм и героика людей, оказавшихся на чужбине. Узнал я о директоре Уфимского ипподрома Алексее Васильевиче Коляскине, воевавшем в Италии. Пошёл на ипподром, чтобы пригласить его на встречу с учащимися. (Ныне место ипподрома занимает Дом печати.)
Коляскин произвёл на меня впечатление сказочного богатыря, который в битве "как махнёт рукой - так улочка, как махнёт другой - так переулочек". Он живо откликнулся на моё приглашение. В назначенный день пришёл и рассказал о том, как бежал из фа-
шистского плена, как воевал в Италии. После встречи с учащимися он в кабинете директора поведал, как после Победы "вернулся на Родину", и как долго его здесь проверяли. Он поделился с нами и тем, что каждый год в День Великой Победы бывшие воины-ветераны съезжаются у кого-нибудь. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе сражались они... Я немного перефразировал Пушкина.
Однажды я узнал, что русский чудо-богатырь Алексей Коляскин поехал в Ленинград на встречу со своими товарищами и умер...
Об участии русского бойца-антифашиста Алессио (Алексея) в Италии рассказал в своей книге "Прощай, Рим" писатель Ибрагим Абдулин. В 1986-м я пригласил Ибрагима Ахметовича на встречу с нашими учащимися. Наши девушки читали отрывки из его книги "Прощай, Рим", а писатель раздавал автографы.
В 1942-м я начал учиться в недавно открывшемся Уфимском авиационном техникуме. Среди однокурсников моё внимание привлёк Юра Кизин. Он очень часто говорил, что хочет быть и будет журналистом. Такая верность цели 16-летнего мальчишки у меня вызывала удивление и недоверие.
Авиатехникум я оставил после первого семестра. Потом были военный завод, армия, ШРМ, работа в клубе, заочная учёба на истфаке в БГУ... И там я встретил... Юру Кизина. Я спросил: "Ну, как мечта?" Он ответил: "А вот работаю в редакции".
Юра стал журналистом и продемонстрировал мне свою книгу "Алексей Иванович Свидерский". Он занялся темой "Революционное движение в Башкирии". Первая книга Юрия Кизина - об этом.
Когда у нас появился клуб "Книголюб", я подумал пригласить на встречу с учащимися Юру. Пришёл к нему домой, позвал. Он заныл: "Ой, Борис! У меня нет ни минуты свободного времени!"
Ушёл я от молодого журналиста-историка Юрия Кизина, как говорится, несолоно хлебавши.
В плане нашего клуба "Книголюб" намечалась важная встреча учащихся с башкирским поэтом и писателем Мустаем Каримом. После фиаско, которое я претерпел от юного журналиста, подумал: а что меня ждёт у знаменитого писателя? С некоторой дрожью в душе набрал нужный мне номер телефона. Ответ не заставил себя долго ждать. "Здравствуйте, Мустафа Сафич! - сказал я, и дрожь исчезла. - Звоню из библиотечного техникума. Наши учащиеся хотят встретиться с Вами, с известным поэтом Мустаем Каримом!" Реакция последовала незамедлительно: "Когда вы хотите меня видеть?" Я был удивлён! Кизин сказал, что у него нет "ни минуты свободного времени", а известнейший поэт готов приехать "когда нам удобно". И мы обговорили день встречи.
Техникум стал готовиться к ней. Девочки учили стихи. Лаборантка кабинета языка и литературы Светлана Андряшина выпустила замечательную стенгазету с большим портретом поэта.
В назначенный день и час приехал герой дня и с собой привёз своего редактора, певца и певицу с аккомпаниаторшей.
Вначале по договорённости лаборантка Света прочитала стихотворение "Я - россиянин", затем Мустай Карим рассказал о своём творческом пути, редактор поделился сведениями об издании книг поэта, вокалисты исполнили башкирские песни на его стихи.
Коридор второго этажа, исполняющий роль актового зала, ломился от зрителей-учащихся и преподавателей. Я сидел в первом ряду и думал о моём визите к Юрию Кизину...
Когда в 1953-м я начинал учиться в педагогическом институте, на третьем курсе литфака учился очень симпатичный молодой человек - Виктор Сидоров. Мы подружились. Став учёным секретарём БФАН, Виктор в то же время увлёкся личностью Салавата Юлаева. Он собрал богатый материал о герое. Общаясь со мной, Витя рассказывал о своих открытиях. Когда возник клуб "Книголюб", я, конечно, пригласил его на встречу с учащимися. Трижды приглашал я друга с рассказами о Салавате. Он подробно повествовал о поимке батыра, наказании кнутом, "калёным железом" и каторге в прибалтийской крепости Рогервик. Наши девочки всегда с волнением говорили о Викторе Сидорове. Это и неудивительно. Он о Салавате издал целую энциклопедию и был замечательным рассказчиком.
Гостем техникума бывал ещё один мой институтский товарищ - Мурат Рахимкулов, однокурсник и приятель Виктора Сидорова. Мурат был всего на год старше меня. Нас роднила самодеятельная эстрада. Он прекрасно читал Маяковского.
Годы жизни нас разлучили. Любовь же к литературе сблизила. Я узнал, что он проделал сложную и нужную литературоведческую работу - выпустил шеститомник произведений русских писателей о Башкирии. Он и врач-краевед Владимир Скачилов выпускали краеведческие сборники. Автобиографическая книга "Башкирия - любовь моя" стала поводом к приглашению Мурата Галимовича на встречу с учащимися УБТ. Впоследствии гостем техникума он, как и Виктор Сидоров, бывал неоднократно. Я по традиции покупал в книжном киоске стопку книг, и Мурат провожал учащихся, вручая книги с автографом.
Это малая доля того, что сделали однокурсники Виктор Сидоров и Мурат Рахимкулов. Виктор Владимирович шагнул за восемь десятков лет, Мурат Галимович дошёл до девяностых с гаком годов, и оба были в постоянной работе. Судьбе угодно было, чтобы они ушли из жизни в 2015 году.
Если в начале 70-х литературной звездой клуба "Книголюб" был Myстай Карим, то в начале 80-х такой же звездой стал писатель Анвер Бикчентаев. Встретиться с ним, творцом беллетристики, было крайне желательно. Я сам отправился к нему и пригласил в наш библиотечный техникум. Упрашивать не пришлось. Как и поэт Мустай Карим, писатель Анвер Бикчентай принял приглашение охотно.
В условленный день Анвер Гадиевич со спутниками заняли места на сцене УБТ. Я вёл встречу. Начала редактор книг писателя о тираже произведений. Затем слово было передано литератору.
Он свою речь начал с шутки, да и потом нет-нет, да и пошутит. Довольно подробно рассказал о работе над повестью "Право на бессмертие" - о подвиге Александра Матросова. Эта встреча проходила в марте
1981-го, вскоре после Дня Советской Армии. Именно 23 февраля 1943 года, в день Красной Армии, был совершён этот геройский, бессмертный поступок.
В 50-60-х годах А.Бикчентаев написал романы о современности - "Лебеди остаются на Урале" и "Я не сулю тебе рая".
С особым чувством и вкусом обращался Анвер Гадиевич к детской тематике. Его рассказы для подрастающего поколения - "Сколько лет тебе, комиссар?" и "Дочь посла" - выдержали проверку временем.

Борис ПОПОВ.
P.S. Я счастлив, что вспомнил эти встречи и смог написать эту статью в своё 90-летие...

Дата создание новости 10-01-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 241     Номер: 3(13079)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.