$ - 92.0538
€ - 98.6447

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

С позывным «Кайтыр»

Если вместо вьюнка выросла ипомея трёхцветная…

«Вид прекрасного хора вещей»

Ильдар Абдразаков вновь приедет к нам

Спиннинг: не всё однозначно!

Дойти до горизонта


Дойти до горизонта

Лыжня уходила вперед и таяла в молочном застывшем тумане. Десять метров вперед и назад - вот и все видимое пространство. И только лыжный след связывал с остальным миром. Чувство заброшенности и одиночества на перевале не покидало с того момента, как началось восхождение на вершину.

Белое безмолвие
Внизу осталась высокоствольная тайга, а наверху были видны низкорослые, придавленные мощными снегопадами куртины хвойных деревьев. Их причудливые флаговые формы и сучья, припавшие к земле, говорили о буйных ветрах и сильных снегопадах, которые так и не смогли их покорить. Дальше начинался каменный пояс и белое безмолвие.
Насквозь промокшая от пота тельняшка, задубевший на морозе пуховик и тяжеленный рюкзак сковывали движения. В голове крепко сидела мысль, что не успеем засветло преодолеть перевал. За ним нас ждала другая группа таких же, как мы, сумасшедших туристов, горячий чай, гречневая каша с тушенкой и теплая палатка. А завтра предстояло совместное восхождение на гору Иремель - вторую по высоте вершину Южного Урала. Надо бы остановиться и подумать, как быть дальше. Темная и холодная ночь гналась по пятам, догоняя. Беспокоило, что группа из семи человек растянулась на расстояние больше километра. Нужно попытаться преодолеть перевал или спуститься обратно в лес и переночевать там. Эти две задачи не давали покоя. Если не успеем перевалить сегодня, наши друзья завтра снимутся из лагеря и уедут в город. Прощай, сытный ужин, теплая просторная палатка и душевное общение с теми, кого не видел больше недели.

Как меня в клуб заманили
Так получилось, что я не вписался в принятый стандарт жизни большинства молодых людей начала 80-х годов. В то время, как сверстники с нескрываемым удовольствием пили в подъездах пиво из трехлитровых банок и полиэтиленовых мешков, жажда путешествий и приключений не давали покоя молодому романтику. Спасибо товарищу, который очень своевременно заманил меня в туристический клуб.
До сих пор помню обшарпанный спуск в сырой подвал, а дальше за массивной железной дверью вход в волшебный мир, полный походной романтики. Прокопченные котелки, брезентовые палатки на стеллажах, массивные рюкзаки, истрепанные «семью ветрами»: все это пьянило крепче вина. Жизнь клуба закипала каждый вечер, как только народ собирался после рабочей смены и начинал обсуждать прошлые и предстоящие походы.
Тут уж не до пива, хотя походный люд встречался разный, кому-то не «в лом» было сгонять и до ближайшего гастронома. Но такие в клубе долго не задерживались. Занятия по тактике планирования маршрутов разной категории сложности сменялись разучиванием под магнитофонную запись песен Юрия Визбора и Булата Окуджавы, Александра Розенбаума и Александра Новикова. Тогда они по радио не звучали, а передавались из уст в уста. Наградой за усердие были песни под гитару, исполняемые «атаманшей» клуба, девушкой с удивительно сильным и красивым голосом, который в зависимости от произведения мог одинаково рассмешить и довести до слез.
Походы проходили круглый год: летом сплавы и пешие, зимой лыжные. Были и восхождения на горные вершины. Как только солнышко начинало сильнее пригревать после зимних морозов, сходил лед на реках, начинался «рай» для водников. Горные реки, вспухшие от талого снега, стремительно несли свои потоки вниз. Набрав силу в сомкнувшихся между скал ущельях, они через мощные пороги в бурлящей пене и бешеной волне устремлялись дальше вниз. Покорить поток, пройти очередную «бочку» и не сорваться в кипящую водную стихию - занятие не для слабонервных - зато столько драйва и адреналина. Весна пролетала незаметно и начиналось время летних «матрасных» сплавов. Ласковое теплое солнце, приятный прохладный ветерок, удивительно красивые горные пейзажи расслабляли, позволяя отдохнуть от городской суеты, пополняя запасом энергии. Осень радовала яркими красками, урожаем лесных ягод и грибов. Тут уже грех было не выбраться на природу, совместить приятное с полезным. Ну а зимой «мороз и солнце, день чудесный» не давали сидеть на печке: лыжня звала.

Семеро смелых
Время летит очень быстро. Знания и практика, полученные в походах выходного дня, требовали серьезных испытаний. Идти в первый пеший поход на 10 дней вызвались шесть ребят и одна девушка. Конечно, время было выбрано не совсем удачное - начало ноября, но для настоящего туриста нет понятия межсезонья. Ноябрь хорош тем, что можно было совместить праздничные и выходные дни с отгулами, сохранив отпуск на лето.
Семеро смельчаков, молодых и бесшабашных, решили покорить вершину Иремеля. Знать бы тогда, сколько испытаний придется хлебнуть, возможно, подготовились бы по-другому. Если бы молодость знала, если бы старость могла... Все приходит с опытом, такова жизнь. Не пугали 160 километров, которые предстояло пройти по горной тайге, ночевки в мороз в пятиместной палатке, ограниченный рацион, каторжная усталость от тяжелого рюкзака. Но все невзгоды по прошествии лет вспоминаются лишь как что-то незначительное. Зато остались в памяти великолепные горные пейзажи, величественные скалы, бурное течение горных рек, не оскорбленная присутствием человека дикая природа, величественные закаты и рассветы. Вспоминаются «гукающий» ночью над палаткой здоровенный филин, вылетающие из-под лыжни с фонтаном снежной пыли тетерева и рябчики, стадо косуль, с тревогой взирающих на нежданных пришельцев…
Вот и настал долгожданный день, когда друзья привезли нас на вокзал и усадили в поезд. Ночь в пути, и мы уже в славном городе Белорецке, основанном в 1762 году. Тогда местный металлургический завод гремел на всю Россию своим железом под маркой «Белый соболь». Со временем были проложены узкоколейки, по которым возили руду на плавку. Сфотографировавшись возле раритетного паровозика на заводской территории, садимся в маленький тепловоз с такими же «игрушечными» вагонами. Путь по узкоколейке вдоль берега горной речки занимает несколько часов. Долгожданная остановка с забавным названием «Катайка» приводит в восторг, а мы уже у цели.
Наконец-то добрались до исходной точки, впереди десять дней приключений и романтики. «Перекурив» это событие, надеваем здоровенные рюкзаки, и в путь - в неизведанные края, к манящему горизонту. С первой ночевкой нам повезло. Охотничья база, затерявшаяся в горах на краю топи с красивым названием «Журавлиное болото», ласково приютила на ночь. В последующие дни обвыкаемся с ночевкой в палатке, благо взяли с собой портативный примус. Погода благоволит, мороз только по ночам опускается до минус десяти, а днем даже жарко от ходьбы.
Первые дни пролетают незаметно. Мы привыкли к тяжести рюкзаков. Высокие горы со скалами расположились в стороне, идти вдоль ровного берега речки не так сложно. Иногда выручают заброшенные лесовозные дороги.
На восьмой день пути добираемся до подножия величественного Иремеля. Гора монументально возвышается на горизонте, маня к себе в лучах заходящего солнца. Кажется, вот она, рядом, нужно лишь сделать последний рывок, и ты на вершине. Но как все это обманчиво! Утром, плотно перекусив, привычно вскидываем рюкзаки, и в путь. Пройдя буквально несколько километров, убеждаемся, что подъем гораздо труднее, приходится потеть в буквальном смысле. А к обеду чувствуется усталость. Небольшой отдых с горячим чаем, бутербродами - и вперед, к заветной вершине.

Сюрпризы Иремеля
Горы всегда подбрасывают сюрпризы, но мы оказались не готовыми к ним. От крутого подъема взмокли спины, пот разъедал глаза, все нижнее белье стало влажным, спасало лишь движение. Группа растянулась на километр, и мы, первые, не видели последних. И тут случилось то, чего никак не ожидали. Большая молочная туча медленно двигалась в нашу сторону и мягко обволакивала собой все пространство. Возникло ощущение, будто тебя перенесли на другую планету.
Тайгу мы давно преодолели, низкорослый корявый лес тоже остался внизу. Движемся по зоне гольцовой тундры, где вокруг только белый снег на несколько метров и туман, туман, туман... Ориентиры терялись, с внешним миром нас связывала лишь уходящая вперед лыжня. Сознание отказывалось понимать происходящее, мысли замерзали вместе с телом. И вот он настает - «момент истины». И вечный философский вопрос: быть или не быть? Идти или остановиться, вернуться вниз в «дружелюбную» тайгу, дающую дрова и тепло, или сделать последний рывок и, пройдя перевал, спуститься к нашим друзьям, которые ждут на другой стороне? Легкий ветерок начал студить влажный пуховик, который быстро покрылся ледяной коркой и стал как короб. Народ начал подтягиваться. Было понятно, что силы на исходе. В глазах людей усталость и напряжение, хотя они и пытались шутить. Но с горами шутки плохи.

Чай из растопленного снега
Созвав «военный совет в Филях», решаем не искушать судьбу и начать спуск назад, в спасительный лес, не дожидаясь, пока поднимутся отставшие. Несколько километров вниз выматывают окончательно. Туман уже начал рассеиваться, а мороз крепчал. Как-то нежданно-негаданно наступили сумерки, резко переходящие в ночную темень. Кажется, все мы спасены и вот он - долгожданный лес. Хотя его трудно назвать таковым. Низкорослые корявые ели, склоненные ветрами и обильными снегопадами, росли небольшими группами. Все они, как на сказочных открытках, стояли в тяжелых снежных «шапках» и «шубах». Идти дальше сил уже не было. Мы собрались возле группы деревьев и скинули рюкзаки. Умом понимал, что надо развести костер, поставить палатку, вскипятить чай и сварить поесть. Однако не все, оказывается, так легко сделать, как думается. Наступает апатия, шевелиться не хотелось, и оставалось лишь одно желание - упасть и лежать, и это пугало.
Собрав волю в кулак, предложил самому старшему среди нас пойти вместе искать сушину для костра. Крепчающий мороз возвратил к действительности. И тут вижу поразительную картину - несколько человек, сгрудившись возле тлеющей газеты, пытаются согреть замерзшие пальцы, суют их в пламя, а оно быстро угасает. Увиденное отрезвляет мгновенно, сознание четко говорит: «если сейчас не разведем костер, то все замерзнем». Мороз уже не просто окреп, а кусал, словно дикий зверь. Не помню, откуда взялись силы, но растормошив товарища, вытаскиваю пилу. Утопая выше колена в снегу, ищем сухое дерево. Судьба, видимо, была к нам благосклонна, и в десяти метрах мы замечаем сухую ель, чуть подальше еще одну. Работа пилой согрела, и апатия ушла. Вот уже напилены поленья, и нужно быстрее развести костер. Вспоминаю про бересту в кармане, смолистые «индейские» палочки. По всем правилам, как учили, раскладываю костер. Смотрю на группу: народ абсолютно невменяем, равнодушие и покорность обстоятельствам полностью овладели людьми. Через несколько минут пламя разгорелось, вокруг него сгрудилась вся группа. Кое-как их раздвигаю и ставлю на огонь котелок со снегом. Еще несколько порций, и кипяток готов: нужно скорее насыпать заварки с сахаром и разлить по кружкам.
Горячий чай возвращает всех к жизни. То ли сахар быстро усвоился и придал сил, то ли тепло, разлившееся внутри, приятной волной, привело нас в чувство. Все ожили, зашевелились. Жизнь определенным образом налаживалась, и уже не надо было никого понукать, повышая голос. Быстро вытаскиваем палатку, ставим стойки и натягиваем растяжки. На костре уже булькает тушенка с вермишелью, ласкающие слух звуки и необычайно вкусные запахи придают новых сил. Вспомнили, что у нас есть примус. Сытный ужин из последних остатков запасенных продуктов поднял дух.

Непокоренная вершина
Утром нас разбудили негромкие посвисты откуда-то взявшихся снегирей. Распахиваю палатку - и, о чудо, какой сказочный пейзаж! Впереди нас на расстоянии нескольких километров возвышаются величественные скалы. Кажется, что это не дикий камень, а башни какого-то древнего города, брошенного людьми. С подножий спускаются каменные реки, «прорубив» просеку среди высоченных елей и пихт. А «зеленое море тайги» тянется волнами до самого горизонта. Меж каменных «сундуков» начинает подниматься яркое солнце. От снежной белизны болят глаза. А воздух настолько чист и прозрачен, что им не дышишь - его пьешь.
Сборы занимают больше часа. Ориентируемся по ближайшим отрогам и вершинам, уточняем по карте свое положение и двигаемся вниз. Сожалеем, что у нас уже не осталось ни сил, ни продуктов, а цель была так близка, всего в паре километров, но подниматься дальше бессмысленно. Спуск до старинного села Тюлюк с рубленными большими домами занимает практически весь день. Жаль, что не удалось покорить тебя, Иремель, но мы еще вернемся.
Поиски теплого жилья не увенчались успехом, местные жители неохотно пускают на ночлег туристов, только за плату. А денег у нас лишь на железнодорожный билет. Находим заброшенный дом, «кочегарим» печку и, доев последние крохи, проваливаемся в сон. К нашему разочарованию, пока мы собирались, ждавшая нас группа с утра уехала на автобусе. Плетемся через весь поселок до леспромхозовской столовой в надежде раздобыть что-нибудь съестное. Наскребли мелочь, берем самое дешевое, а чай наливают бесплатно. Сердобольная повариха, видя наши запавшие глаза и худые щеки, щедрой рукой выносит нарезанную буханку хлеба. Никогда в жизни хлеб не казался таким вкусным, как в той столовой.

В кузове с коровой
Повеселевшие после такого обеда, ищем возможность доехать до затерявшегося в горах городка Юрюзань. Нам опять повезло: леспромхозовский «Урал» вез кому-то в кузове живую корову. Водитель, посмеиваясь, согласился бесплатно добросить до города. Мы радостно закинули в кузов рюкзаки и вместе с другими попутчиками расположились вокруг недоверчиво взирающей на нас коровы. Приключения начались через несколько километров пути. Не зря хитрый водитель улыбался в усы и даже денег не взял. Обезумевшая от жуткой тряски, солярочной вони и громкого гогота толпы, корова начала справлять свои естественные надобности. Поскольку наша группа сидела перед коровьей мордой, особо никто не пострадал…
Доезжаем наконец до вокзала. Куплены билеты, закинуты на верхние полки рюкзаки, позабыты невзгоды. Появившаяся откуда-то гитара подняла настроение. Несколько часов тряски в вагоне, и мы дома.
***

Спустя несколько лет мне пришлось трижды в течение месяца побывать на вершине Иремеля. Дважды был в служебной командировке: сначала возил москвичей снимать фильм о горе, потом приехали представители экологической организации из Самары, добровольно убиравшие мусор. В третий раз отправился сам, для души. Но все это было летом. А вот первый свой зимний поход не забуду никогда.

Фарит АБДУЛЛИН.

Дата создание новости 29-09-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 723     Номер: 68(13447)     Версия для печати

03 мая 2024 г. №30(13774)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.