Даст ли страхование пчеловодам Башкирии надежду на спокойствие
Настало время башкирским пчеловодам вспомнить известную сентенцию Остапа Бендера о том, что полное спокойствие дает человеку только страховой полис. К великому сожалению, поводов для тревоги у них сейчас более чем достаточно, поскольку проблема массовой гибели пчел остается для республики весьма актуальной.
К слову сказать, эксперты утверждают, что урожайность 87 из 115 основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в более чем 100 странах, зависит именно от пчел, и только в одной Европе ежегодно для полноценного опыления недостает около 13 миллионов пчелиных семей. За 10 лет их численность в мире уменьшилась на 15 миллионов — отчитались ученые в прошлом году, тенденция к сокращению существует и в России. По мнению аналитиков «Федерального научного центра пчеловодства», основные угрозы связаны с ростом посевов рапса, который провоцирует увеличение количества инсектицидных обработок. Упоминается и жаркая погода в весенне-летний период — да-да, речь о глобальном потеплении. Оно оказалось на руку вредителям, размножающимся в комфортных условиях гораздо быстрее. Свою лепту вносят отсутствие централизованного оповещения пчеловодов о планируемых обработках и несоблюдение рекомендованного срока (не менее 5 дней) вылета пчел с пасек после применения пестицидов.
С начала июня пчеловоды Башкирии начали бить тревогу в связи с гибелью пчел. Это подтвердил корреспонденту «Вечерней Уфы» потомственный пасечник из Куюргазинского района республики Александр Коченов. По его словам, в этой местности такого раньше не наблюдалось за всю историю развития отрасли, и хотя, к счастью, рано говорить о стопроцентной гибели насекомых, но потери есть, и они ощутимы. «Соседние районы — Кугарчинский, Зилаирский – сообщали об обработке лесов. Буквально вчера к нам приезжала комиссия, брали пробы и подмора, и пыльцы перги. Ждем результатов анализов, которые на территории республики пока не выполняют», — пояснил пасечник. Интересно, что в данной местности рапс не высевают, и списать все на его обработку довольно трудно, хотя выдвигаются предположения, что могла повлиять обработка прилегающих территорий.
Теперь вернемся к страховому полису. Отсыл к «Золотому теленку» — это вовсе не фигура речи. Страховать пчел Национальный союз агростраховщиков (НСА) рекомендует давно. «Вступление в июне в силу закона о пчеловодстве может придать импульс возникновению нового направления агрострахования – страхования рисков пасечных хозяйств. В том числе на условиях господдержки сельхозпроизводители могут страховать риск отравления пчел, который ведет к потерям на сотни тысяч рублей для каждого хозяйства», — заявил совсем недавно президент этой федеральной организации Корней Биждов.
С тем, что новый нормативный акт «О пчеловодстве в Российской Федерации», который начнет свое действие с 29 июня 2021 года, должен защитить пчел от агрохимикатов, используемых для обработки посевов, согласен и Председатель Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев: «В федеральном законе нашли отражение внесенные нами в Государственную Думу предложения по предотвращению отравления пчел пестицидами и агрохимикатами. Законом установлена обязанность сельхозпроизводителей не позже чем за 3 дня до обработки полей химикатами предупреждать об этом пчеловодов, живущих в радиусе 7 километров от обрабатываемых площадей. Если пчеловоды будут заранее знать сроки и способы проведения работ, наименование химикатов, их класс опасности, то они смогут заблаговременно принимать меры для обеспечения сохранности пчел».
Согласно статье 16 этого ФЗ, информация о химикатах должна содержать сведения о сроках, площади и способах обработки участков, данные о свойствах химических веществ, а также рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
По словам спикера республиканского Парламента, поводом для разработки соответствующей правовой нормы стала массовая гибель пчел летом 2019 года, когда в России вымерло 80 тысяч пчелосемей. «Массовая гибель пчел была зафиксирована в 30 российских регионах, включая Башкортостан. Тогда Минсельхоз России и Россельхознадзор назвали в качестве одной из основных причин случившегося отравление пестицидами. Были подобные случаи мора пчел и прошлым летом. Новый механизм поможет защитить пчел от воздействия химии», — сказал Константин Толкачев.
Обострение ситуации с гибелью медоносных насекомых в 2019 году отмечали и в НСА. Вместе с тем в Союзе ссылаются на данные Минсельхоза России о том, что в 2020 году количество отравленных химикатами пчел снизилось. По их сведениям, погибло 8,6 тысячи пчелосемей, или 0,3 процента от их общего количества.
«В настоящее время система агрострахования уже предусматривает возможность застраховать пчелосемьи от гибели при поддержке государства, — разъяснил президент НСА Корней Биждов. — Однако на практике за последние 10 лет в стране отмечены только единичные случаи заключения таких договоров. Основной фактор, который препятствовал развитию этого направления, – отсутствие необходимой методологической и нормативно-правовой базы на федеральном уровне. Пчеловодство регулировалось собственными актами в каждом субъекте РФ, не хватало максимально объективной информации об убытках в данной отрасли». Кроме того, он отметил частые проблемы с документами, подтверждающими права собственности на пчел, с наличием ветеринарных паспортов и с регистрацией пчеловодческих хозяйств в региональных реестрах.
Внедрение страхования в пчеловодство может способствовать и развитию практики независимой экспертизы при истребовании компенсации ущерба через суд. По информации Союза, гибель пчел на пасеках все чаще становится предметом судебных разбирательств, в ходе которых пчеловоды добиваются выплаты крупных сумм от виновников нанесенного ущерба. Первый прецедент возбуждения Следственным комитетом уголовного дела по факту массовой гибели пчел в России произошел в Орловской области в середине июня 2019 года. Тогда, по версии СК, трагедия случилась из-за того, что местная компания ООО «Отрадаагроинвест» производила обработку пшеничных полей с нарушением санитарных норм. Обществу было инкриминировано нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (части 2 статьи 249 УК РФ).
В мае 2021 года Курский областной суд рассмотрел еще одно дело о взыскании материального ущерба и упущенной выгоды в отношении владельца пасеки, пчелы которого погибли от отравления пестицидами. По решению апелляционной инстанции, суд взыскал с фермера-нарушителя более 700 тысяч рублей за обработку посевов рапса без должного уведомления пчеловодческого хозяйства.
«Случаи гибели пчел по причине отравления потенциально опасными химическими веществами, с последующими судебными разбирательствами, встречаются все чаще. Данный риск подлежит страхованию: согласно федеральному закону об агростраховании, в перечень рисков, которые можно включить в полис, включены массовые отравления», — поясняет президент НСА.
Важно знать, что согласно Федеральному закону №260-Ф3 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», в России в рамках централизованной системы осуществляется государственная поддержка страхования рисков растениеводства, животноводства и товарной аквакультуры и что с 1 января 2016 года на рынке сельхозстрахования с господдержкой действует единое общероссийское объединение — Национальный союз агростраховщиков.
На вопрос «Вечерней Уфы» о том, как расценивает НСА перспективы развития страхования пчел в Башкирии, Корней Биждов отметил, что возможность страхования пчелосемей, в том числе на случай отравления химикатами, в России предусмотрена федеральным законом о господдержке сельхозстрахования. При этом преимущество страхования перед взысканием с виновника отравления для пчеловода заключается в том, что для получения страховой выплаты ему не потребуется обращаться в суд и проходить несколько инстанций, как при судебном споре, который может занимать больше года.
Однако на данный момент такая практика еще не получила развития: договоры страхования пчел за последние 10 лет были единичны. По информации НСА, риски на условиях господдержки несколько раз страховали только отдельные пчеловоды в Татарстане. Однако запрос со стороны отрасли есть, и НСА планирует на протяжении ближайших месяцев разработать специальную программу страхования пчелосемей. При этом для НСА очень важен практический опыт пчеловодов. Так, на научно-практической конференции, которая прошла 2-3 июня 2021 года, представитель пчеловодческого хозяйства Карелии изложил собственное видение системы управления рисками в пчеловодстве. Союз предложил карельскому пчеловоду сотрудничество в разработке этой специальной программы страховой защиты пчелосемей.
НСА следит за практикой судебных разбирательств, касающихся массовых отравлений медоносных насекомых. Есть факты судебной компенсации потерь пострадавших пчеловодов – по решению суда и независимых экспертов, что свидетельствует о том, что пчеловоды могут отстоять интересы. Говоря непосредственно о ситуации в Башкортостане, Корней Биждов напомнил, что в феврале нынешнего года башкирский пчеловод, потерявший летом 2019-го 74 пчелосемьи в результате их отравления, смог отстоять в суде кассационной инстанции право на возмещение 417 тысяч рублей со стороны агрария, производившего обработку своих полей без предварительного уведомления пчеловодческого хозяйства. Данные об аналогичных крупных судебных выплатах поступают и из других регионов.
Главным фактором, затрудняющим развитие страховой защиты пчел, по мнению президента Союза, было отсутствие необходимой методологической и нормативно-правовой базы, объективных данных о статистике убытков в этой отрасли. Большие надежды он возлагает на закон «О пчеловодстве в Российской Федерации».
А что же думают о страховании пчел практики? Во всяком случае, идея уже не воспринимается ими как экзотическая. «Вопрос скользкий, конечно. Я ни разу не страховался. У нас просто не было такого. Не очень понятно, каким будет механизм страхования и как будут отслеживать наступление рискового события, как выражаются страховщики. Чип не повесишь на улей, поэтому, видимо, надо пасеку страховать. Кроме того, всех будет интересовать цена вопроса», — сказал Александр Коченов. Он полагает, что с этого года многие в республике будут положительно относиться к страхованию пчел, поскольку «народ обжегся».
Как сообщили в Союзе, общее количество пчел в стране насчитывает не менее 3 миллионов пчелосемей. Из них 64 тысячи принадлежат хозяйствам со статусом сельхозпредприятий, 125 тысяч приходится на долю крестьянско-фермерских хозяйств, 2,8 миллиона пчелосемей выращивают частные хозяйства.
По данным Минсельхоза Башкирии, в среднем в республике на одного пчеловода приходится около 30 пчелиных семей — пасеки такого объема составляют около 90 процентов всех пасечных хозяйств республики. К началу 2021 года в хозяйствах всех форм собственности региона насчитывалось 292,4 тысячи пчелиных семей. Башкирская пчела превосходит других пчел по иммунитету и отлично переносит морозы, даже до минус 50. Любимый медонос у башкирских пчел — липа.
Напомним, что осенью 2022 года в Уфе пройдет 47-й конгресс Международной федерации пчеловодческих ассоциаций «Апимондия» и выставка «АпиЭкспо». Официальное открытие Конгресса планируется в «Уфа-Арене». В Конгресс-холле пройдут 2 заседания генеральной ассамблеи, будет организована работа научных секций. Выставка «АпиЭкспо» соберет около 250 экспонентов. Для ее проведения будет застроена территория общей площадью около 7 000 квадратных метров из легковозводимых конструкций на площади имени Салавата Юлаева рядом с Конгресс-холлом. Ключевой темой уфимского конгресса заявлена пчела — как фактор экономического и экологического благополучия человечества.
Елена СИНИЦЫНА.
22-06-2021 (0) Просмотров: 521 Номер: 43(13513) Версия для печати