Пряничных дел мастерица
В гостиной «Вечерней Уфы» - член Ремесленной палаты Республики Башкортостан, руководитель мастерской Ирина БОЙКОВА.
- Я из творческой семьи. Мои родители - Наталья Николаевна и Вячеслав Георгиевич - профессиональные фотографы. В Черниковке их многие знают: долгие годы они проработали в системе «Башфото». С раннего детства я росла в фотосалоне №1 на «Восьмиэтажке». Туда в выходные и праздничные дни жители города приходили семьями. Мама во время съемки девочке бантик поправляла, кого-то нужно было красиво на стуле посадить, а кому-то «рабочую» сторону лица повернуть к софиту. Я видела, как она терпеливо работает с людьми, составляет композицию будущего снимка. А у папы в то время проходили персональные фотовыставки. Дома шли их обсуждения, настоящие дебаты. У мамы был фотоаппарат с линзами Zeiss, ему уже около 80 лет, но им до последнего родители снимали документы на фото. Цифровой техники тогда не было, и я наблюдала, как этот большой аппарат накрывается черной тканью, меняются кассеты. Был и пульт для направления света софитов, красная проявочная комната. Я смотрела, как постепенно появляются снимки, и это завораживало. Наверное, тогда и возникло у меня желание узнать о физике и химии самих процессов, - говорит Ирина Вячеславовна.
- Как сложился ваш профессиональный путь?
- Я очень долго работала продавцом-консультантом в магазине бытовой техники и закончила свою карьеру менеджером печатного цеха в 2007 году. Там тоже была творческая работа: готовила рекламные материалы, вела логистику, отправляла презентацию по всему Поволжью. Уже в то время у меня были и другие творческие направления: занималась мылом ручной работы, варила его из масел, выпускала самодельные игрушки, был также бренд «Этичные вещи». А еще галстуки-бабочки, около 200 экземпляров ручной работы. Я шила их сама, открыла интернет-магазин. Иногда все эти направления накладывались, и я полностью переключалась на новый вид творчества. А однажды увидела тонкие, разрисованные пряники и поняла: вот оно! Печь я очень люблю, с пряниками можно выходить на выставки, поэтому постепенно начала увлекаться этим делом. Тогда информации было очень мало, приходилось «изобретать велосипед». Это ныне у меня за плечами более 200 мастер-классов, я провожу их совместно с Ремесленной палатой республики. С моей подругой Лилией Завадской мы участвовали в благотворительных марафонах и перечисляли выручку мальчику со спинально-мышечной атрофией Ратмиру Тимербаеву. Позднее он вместе с родителями переехал в Италию, продолжает жить.
- Чем все же увлекает вас эта сфера деятельности?
- Возможностью творчески реализовать свои затеи. Посмотрите на эти тонкие линии рисунков на пряниках: где-то нужно увеличить нажим руки, а где-то уменьшить, и только потом, как в хохломской росписи, все складывается в единую картинку. Мы в своей работе совмещаем разные техники. Возможностей для фантазии очень много: какой узор, например, положить, растительный, пейзажный…
- А какие предпочтения лично у вас?
- Мне нравится творить в технике тонкой росписи, наподобие сеточки. Она самая трудоемкая, но изделия выглядят очень эффектно.
- А свадебный пряник вы долго изготавливаете?
- На такой уходит 4-5 часов от момента выпечки до завершения работы, не считая просушку: он должен еще отлежаться, остыть.
- Рецепты пряников у вас эксклюзивные?
- Конечно, у нас есть свой рецепт, и мы им гордимся, потому что не каждый производитель его поддержит. Во-первых, он основан исключительно на ручном замесе. Наши прянички рыжего цвета, в них много меда. Мы используем башкирский гречишный, очень тщательно отбирали поставщика и уже 5 лет работаем только с ним. Гречишный мед - самый ядреный из всех, в процессе приготовления происходит карамелизация пряников. На килограмм теста мы используем не пару столовых ложек, а 300 граммов меда. Он разогревается, к нему добавляется сода. И когда туда кладем еще две ложки сахара, мед начинает взаимодействовать со всей массой, растапливается и карамелизуется. Этот, словно из детства, теплый леденцовый аромат передается пряникам. Вся масса в процессе выпечки сильно увеличивается, на большом производстве это сделать невозможно, потому что там замешивают сразу много.
- А сколько в день вы выпекаете и расписываете пряников?
- Бывают разные дизайны - более сложные, иногда проще. Если это цветочки, то нужно отсадить заранее, покрыть аэрографом, сделать плавные переходы рисунка. Например, 4 больших пряника-сердечка один мастер может изготовить за день. Как правило, мы подхватываем работу друг друга, кто-то печет, другой продолжает разрисовывать, третий мастер упаковывает.
- Какие у вас сложности в работе?
- Проблему я вижу одну: как только мастерские начинают масштабироваться, хочется производить больший объем. Есть соблазн что-то упростить в технологии, но когда уже есть репутация, не хочется скатываться в массовое производство. Да, есть принтер, он облегчает работу, но все доделываем вручную, мы сосредоточены на деталях. Если готовим партию пряников из тысячи штук, то первый по качеству выглядит точно так же, как и тысячный. Мы приросли к пряникам душой, на изготовление даже одной партии уходит много сил.
- Вы неоднократно участвовали во Всероссийской Спасской ярмарке в Елабуге. Почему?
- Я ездила туда шесть лет подряд. Прекрасный старинный город! Огромное количество эмоций и впечатлений! Там собираются ремесленники со всей России. Ярмарка проходит во время Яблочного спаса, в начале августа. Это чудесная пора, параллельно проводится и Всероссийский фестиваль колокольного звона. Очень много культурных мероприятий, самых разных гостей в одном месте и в одно время. Вокруг цветут флоксы, красивые старые дома, от которых пахнет прелым деревом и упавшими наземь яблоками. В этом году мы нацелены поехать туда вновь. У нас большие планы также на весну, планируем выезд на выставки в Екатеринбург, Казань, другие города.
Гузель ЮСУПОВА.
Фото из архива
Ирины БОЙКОВОЙ.
Фото из архива
Ирины БОЙКОВОЙ.
21-01-2022 (0) Просмотров: 558 Номер: 4(13566) Версия для печати