«Зоя». Чёрным по белому
Сравнить уровень современного российского кинематографа можно только с качеством игры в футбол сборной России. И там и здесь отсутствует профессионализм, нет даже видимости производимой работы.
Сейчас, когда рассекречены многие архивы, имеется доступ к кинохронике, что мешает сценаристам и режиссерам проверить исторический материал, полнее ознакомиться с биографией того или иного персонажа? Начиная с выбора актрисы на главную роль в фильме «Зоя» и заканчивая деталями, способствующими опознанию советских диверсантов, все вызывает, мягко говоря, удивление. По воспоминаниям подруг и знакомых Космодемьянской, девушка была худенькой, хрупкой. В свои семнадцать лет она выглядела подростком. В исполнении Анастасии Мишиной перед нами вполне упитанная особа с фигурой зрелой женщины и с капризной гримаской испуганного ребенка.
Оставим избитые приемы показа предвоенного быта: выпускной, невинный поцелуй, страстное прощание с бывшим одноклассником, осаду военкомата и районного комитета комсомола с требованием отправки на фронт. Начнем с непосредственной подготовки Зои и ее друзей – курсантов-диверсантов для работы в тылу врага. Да, десятиклассница Космодемьянская неплохо знала немецкий язык. Но если бы эти знания были на столь высоком уровне, который она демонстрирует представителям военкомата в фильме, ее тут же стали бы готовить либо в переводчики, которых в начале войны катастрофически не хватало, либо для более серьезной работы в партизанском отряде или в подполье оккупированных немцами городов.
Далее. Факт, соответствующий действительности: одним из руководителей спецшколы по подготовке разведчиков и диверсантов являлся опытный чекист майор Артур Спрогис, начинавший службу при Феликсе Дзержинском. Несмотря на краткосрочность курсов, юноши и девушки получали необходимые знания и были готовы к выполнению поставленных перед ними задач. Первый серьезный ляп от режиссера Леонида Пляскина и его помощника Максима Бриуса - передвижение заброшенной в Подмосковье группы начинающих боевиков по снегу… без маскхалатов. Зачем нужно ползти по белому снегу в темных одеждах, если с таким же успехом можно идти во весь рост: черные фигуры на заснеженном поле видны издалека.
Сцены, где наши крестьяне мирно соседствуют в одной избе с фашистами, вызывают недоумение. Хотя достаточно почитать воспоминания деревенских жителей, вынужденных перебраться в погреба, в землянки или скрываться в лесах, после того как их бесцеремонно выгнали из домов замерзающие немцы. Семьи, которым разрешили проживать в бане, могли считать себя счастливчиками. Амбары, сараи были заняты под конюшни и хозяйственные нужды новых хозяев.
Не будем подвергать анализу ошибки, повлекшие за собой захват или гибель нескольких наших диверсантов. Следует отметить: комсомольцы знали об опасности подрывной деятельности и сознательно шли на риск, выполняя приказ советского командования. Попав в плен, Космодемьянская демонстрирует твердость духа и нежелание вести какие-либо разговоры с врагом. Однако ее товарищ по несчастью Василий Клубков, выдававший себя за деревенского, идущего к родственникам в сторону Калуги, держался недолго. Его якобы подвели фабричные швы на белье (немцы полагали, что в советских деревнях местные сами шили подштанники) и ржавые скрепки в документах, которыми, в отличие от германских нержавеющих, крепили листы бумаги. А вот это серьезное искажение фактов! Дело-то как раз в том, что на качество скрепок обратили внимание представители спецчастей СМЕРШа, вылавливающие шпионов. Имелся тут и еще один нюанс: скрепки в СССР вставлялись вручную, что приводило к их «съезжанию» в сторону от центра документа. В Германии для скрепок применялся станок, который точно отрезал проволоку нужной длины, пробивал отверстия в документе, вставлял проволоку и аккуратно загибал ее. Эта маленькая деталь сослужила замечательную службу для наших правоохранительных органов и в частности для СМЕРШа: немецкие шпионы всю войну проваливались при досмотре документов не только в одиночку, но и сразу группами. Позднее на скрепках попадались и американские шпионы. Секрет был раскрыт только в 1960 году, когда в СССР начали использовать стальные скрепки и автоматы для их внедрения в документ.
На очной ставке с Зоей Клубков попытался ее «вразумить» и пойти на контакт с врагом. Он убеждал девушку в том, что война подходит к концу. К чему сопротивляться? Ради чего? Сложно подобрать слова, чтобы дать оценку ответа киношной Космодемьянской. Если кто-то из создателей фильма (а режиссеров курировал помощник Президента России Владимир Мединский) ставил своей задачей показать наивность, недальновидность Космодемьянской, принизить ее подвиг, им это удалось. Оказывается, она пошла на фронт ради мамы и брата, «ради ржаной булочки», «ради трамвайчика», «чтобы мама не считала спички»… Да, вот такая глупенькая, домашняя девочка, не понимающая преимущества советского государственного строя перед уничтожающим целые народы фашизмом! Ей даже не требовалось никого предавать. Клубков уже дал все интересующие немцев сведения. Отчаянную диверсантку лично приглашал к сотрудничеству умный, интеллигентный и даже симпатичный германский офицер. И были бы в ее жизни комфортабельные трамвайчики, и вкусные сдобные булочки, и прочие бытовые удобства. А разве не служила настоящая Зоя Космодемьянская в первую очередь идее, своей стране, народу, для которого предвоенные годы стали настоящим суровым испытанием в труде на заводах и фабриках, на колхозных полях и в шахтах, в науке и в создании обороноспособной армии?!
Было бы странным не показать в таком фильме «никчемную» личность во главе нашей страны. Сталин в 63 года выглядит неуверенным в себе стариком с шаркающей походкой и совершенно невнятной речью тяжело больного человека. Зато он как-то удачно избавился от грузинского акцента! Эта фигура-символ появляется перед строем курсантов-выпускников исключительно для того, чтобы придать значимости текущему моменту. Хотя, по статистике, майор Спрогис подготовил за годы Великой Отечественной войны около 3 тысяч диверсантов и разведчиков. Некогда было Иосифу Виссарионовичу осенью 1941 года инспектировать подготовку бойцов. Тем более, что параллельно работали еще и другие спецшколы.
Сцена на вокзале, где Сталин в последний момент перед отправкой поезда в Куйбышев, куда были эвакуированы многие советские государственные учреждения, вдруг решил не покидать Москву, выглядит просто нелепо. Создается впечатление, что Верховный главнокомандующий - эдакий фаталист. Вроде решил ехать, вещички уже в вагоне, и вдруг – бац! Без каких-либо причин планы меняются! Можно подумать, что эвакуация лидера страны – это такое простое дело: чемоданчик со сменой белья и портфель с документами?!
И еще один очень важный момент. И в жизни, и по фильму имеют место несколько противостояний-конфликтов: внешнеполитический – это война между Германией и Советским Союзом, внутренние – между местным населением и оккупантами, между партизанами, диверсантами и местным населением. Когда речь заходит о Приказе Ставки Главного Командования №0428 от 17 ноября 1941 года, в котором было сказано: «…Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог», мало кто обращает внимание на третий пункт этого Приказа: «При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать. В первую очередь для этой цели использовать выделенные в полках команды охотников». В каждом полку создавали команды по 20-30 человек. Еще раз обращаю внимание на строчку, где черным по белому написано: «…уводить с собой советское население». Это значит, что оставшиеся в оккупации местные жители по каким-то причинам не захотели оставлять свои дома. Урал, Поволжье и Сибирь гостеприимно встретили беженцев западной части нашей страны, потеснились в квартирах, предоставили работу. Это были реалии военного времени.
Как показывают факты, большинство населенных пунктов разрушено и сожжено командами охотников и диверсионными группами. Артиллерия из-за отсутствия зажигательных снарядов, а авиация из-за плохой погоды активной работы по выполнению задания не вели.
Обвинять Зою Космодемьянскую и других бойцов в том, что они поджигали «своих», совершенно несправедливо, они выполняли конкретный приказ. Если бы немцам не создали таких невыносимых условий, финал войны мог бы оказаться другим. Не «булочки» стояли на кону!
Галина ФАДЕЕВА.
В оформлении материала использованы снимки из фотоархива времен войны и кадр из кинофильма «Зоя».
В оформлении материала использованы снимки из фотоархива времен войны и кадр из кинофильма «Зоя».
4-02-2022 (0) Просмотров: 437 Номер: 7(13569) Версия для печати