Школа королевского масштаба
О том, что пианисты еще и страстные любители поэзии, зная их, можно было догадаться… Убедиться в этом мне посчастливилось на концерте в Средней специальной музыкальной школе (колледже) в пятницу, 11 ноября…
Что такое юбилей? Юбилей школы? «Вы меня помните, я у Вас учился?» – «Конечно, помню… А Вы кто?» Когда школе пятьдесят (!) лет – как упомнить всех учеников?! А Татьяна Ивановна Чистякова помнит всех. Афиша ее собственного изобретения именно это и демонстрирует. От руки перечислены те, кто яростно откликнулся на призыв играть в зале ССМК в честь юбилея всей школы – и Школы Татьяны Чистяковой. Именно Татьяна Ивановна сразу и навсегда соединила свою судьбу с ССМШ, с элитой, с пианизмом. В одном из давних выпусков «Вечерки» (это номер от 23 октября 2013 года) читаю слова Маргарет Тэтчер, связываемые автором текста с Чистяковой: «Если Вам надо доказывать, что Вы леди – то это не так…» Автор статьи Виктория Симонова очень точно характеризует этим всю королевскую суть личности Татьяны Ивановны, все ее архетипические корни (Маргарита Шаталова, занимавшаяся у Генриха Нейгауза в эвакуации в Свердловске, Наталья Янковская, ученица Бориса Берлина, Александр Сац, известный педагог, у которого тоже взяты несколько уроков; учителя – «струнных дел мастера» Андрей Коваль, Михаил Швайштейн, хормейстер Ризаля Бикмухаметова).
Итак, не зря же рояль – королевский инструмент.
В том же номере «Вечерки» имеется и постскриптум «С особым теплом», в коем приведены слова министра культуры Республики Башкортостан Амины Шафиковой: «У Татьяны Ивановны я училась три года и у нее заканчивала ССМШ. Особо запомнился госэкзамен, сдаваемый под чутким руководством Татьяны Ивановны; я исполняла Второй концерт Рахманинова, прелюдию и фугу fis-moll из II тома Хорошо темперированного клавира Иоганна Себастьяна Баха. Во многом благодаря ей я справилась с этой сложной программой, окончила школу с отличием и затем достойно поступила в вуз».
Почему я выше написала: «яростно откликнулся»? Ученики Чистяковой играли крупные, сложнейшие произведения! И не по одному! Не жалели времени, не взирали на усталость аудитории – а слушали их и маленькие первогодки ССМШ, из интерната… Тут отличалась Дина Фатыхова: Дебюсси – переливающиеся красками «Паруса» и «Затонувший собор», плюс – просто сверкающий «Танец огня» Де Фальи!!! Еще одна очень техничная и яркая, и тонко-национальная вещь – «Полет» Диляры Габитовой (Москва), Маргарита Тимербулатова ее первая и единственная в Башкирии исполнительница (оказалось, данная пьеса – из ее госпрограммы 2011 года – это же надо столько времени «держать в руках» технически труднейший текст!)…
Но на фото после концерта не видно и следа «переутомления» от музыки. Конечно, некоторую разрядку вносили вокалисты. Студент четвертого курса Роман Мамалимов (класс Наили Юсуповой) в сопровождении Виктории Смоленковой пел «Ах, Настасья…», «Гранаду», а также дуэтом с однокурсницей Варварой Шаповаловой – Куртиса «Мне не забыть тебя» (они даже еще и потанцевали). Пели и Альфия Загидуллина, партия рояля – Любовь Борщова; и Зульфия Авзалова с Еленой Овчинниковой…
Об этом успехе вечера узнала подруга Чистяковой, Раиса Генина, что живет сейчас в Лос-Анджелесе («Рая Генина до 1994 года работала в ДМШ №2, Таня Плотникова и Лиза Зверева/Власюк начинали 1-3-й классы у нее, а потом передала их мне!» – говорит Татьяна Ивановна). Раиса пишет: «Танечка, поздравляю тебя с юбилеем школы и с успешным концертом! Приятно видеть и слышать плоды своих трудов! Сколько в это вложено сил, времени, энергии, творчества – не передать и не сосчитать! Ты такой талантливый музыкант и педагог, я горжусь тобой! Дай бог тебе здоровья и энергии!»
Больше всего читали в этот вечер стихи Осипа Мандельштама. Хочу, чтобы читатели приобщились к моему восторгу:
Осип Мандельштам. 1910
Silentium
Она еще не родилась,
Она и музыка, и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Это – об Афродите…
На мой вопрос – почему именно этот поэт «пронизал» весь концерт, Чистякова ответила: «Для него стихи и музыка едины! Почитала и Пушкина, и современных поэтов, но у него состояние души и настроения как-то более утонченны и обобщенны, что подходит ко многим музыкальным произведениям!»
Еще о произведениях. Ученицы 3-го и 4-го класса Ульяна Новикова и Аделия Зарипова играли поэтичнейшего Грига – «Листок из альбома» и «Танец эльфов». «Легче! Тоньше!» – строгий голос педагога перед самым концертом. А девчонки – маленькие совсем (кстати, обе – из музыкальных семей). Одна из мам пишет Чистяковой: «Ваш концерт был просто замечательный, все произведения звучали очень интересно и творчески. Вы огромную любовь и труд вложили в учеников! Дай Бог Вам сил и здравия на долгие годы! Спасибо Вам за мою дочь, что учите ее. Это большая честь для нас, действительно, заниматься у такого педагога, как Вы!»
…Страстное Интермеццо из «Щелкунчика» Чайковского-Плетнева под руками Лоры Твороговой всколыхнуло во мне балетные блики. Слитая с левитановскими пейзажами музыка романсов Рахманинова «Здесь хорошо» и «Сирень», в четыре руки – это Риана и Руслан Хусаиновы. Другой дуэт – Татьяна Плотникова и Маргарита Войцех – соответствовал времени года и желаниям зала под конец вечера: «Первый снег» и «А теперь мы немного пошалим» Сергея Приходько. Им в контраст звучал тромбон – Степан Егунов из Уфимского училища искусств, за роялем Магуля Мезинова: «Вояж» композитора Дюбуа.
«Знак качества», «лакмусовая бумажка для пианистов» – Шопен (два разных по настроению Ноктюрна) прозвучал в исполнении третьекурсниц института искусств Валерии Денисовой и Эльвины Ибатуллиной. Не мог не выступить композитор Ильшат Халилов: Бах, затем собственный романс, очень лирично, задушевно… Эффектным было завершение вечера: оптимистичное «Я шагаю по Москве» Андрея Петрова в зажигательном исполнении двух роялей – Карины Мезенцевой с вышеупомянутой Лизой Зверевой (Власюк) и ее папы, Вячеслава Анатольевича Зверева (ударные).
…Послеконцертные фото уже разошлись по сетям. На них последовала бурная реакция, множество откликов. Луиза Хамидуллина, выпускница 2004 года, ныне москвичка, пишет: «Прекрасные фотография! Исторические! Какие все красивые, интересные! А Вы все такая же цветущая красавица! Поздравляю Вас, Татьяна Ивановна! И всем, кто принял участие, огромная благодарность, что поддержали Вас! Они – Ваша гордость, Ваша музыкальная семья, Ваше продолжение! Татьяна Ивановна, я всегда Вас помню, люблю и желаю Вам благополучия во всем! Мне когда-то посчастливилось учиться в Вашем классе, и это самое дорогое, что было в моей жизни... Еще раз спасибо за это время, за Ваше тепло, за все уроки и знания, за все, что Вы мне дали! Здоровья Вам, сил и счастья!!!»
…Когда-то, в 1990-е, мой материал про Татьяну Ивановну Чистякову в «Вечерней Уфе» назывался «Большая семья…» Теперь семья разрослась в разы. Каждый из этого семейного круга украшает собою музыкальные школы, филармонию, училище и не только… И не иссяк источник, откуда питается вся эта пианистическая братия – великая самоотверженная страсть к Искусству, Музыке, составляющая суть Школы. И Школы ССМК, и Школы Татьяны Чистяковой!
Светлана ПЛАТОНОВА.
P.S. Нельзя не назвать еще двух питомиц ССМК, ныне пианисток со второго курса – ведущую Настю Черепанову и Лену Шаронову, читавшую стихи.
P.S. Нельзя не назвать еще двух питомиц ССМК, ныне пианисток со второго курса – ведущую Настю Черепанову и Лену Шаронову, читавшую стихи.
15-11-2022 (0) Просмотров: 680 Номер: 79(13641) Версия для печати