$ - 92.0134
€ - 98.7187

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Неделька



Понедельник


Вертя в руках колготки, пытаюсь вспомнить, что всегда говорит мама, когда я их надеваю. Оглядываюсь на таких же, как и я, полусонных и надутых одногруппников. Сегодня папа привел меня в детский садик, который находится очень близко, забор к забору, от нашего барака. Когда мама на смене, то все заботы об утренних процедурах ложатся на плечи отца. Жалея меня, стараясь, чтобы я поспал еще лишние три минутки, он все же будит меня, тихонько прикасаясь к плечу. Надевает снятые с чугунной батареи теплые тапочки. Терпеливо кормит приготовленной мамой кашей. При этом обязательно, когда подносит ложку к моему рту, «помогает» мне, открывая свой. А потом, посадив на санки, везет меня, откинувшегося и наблюдающего за звездами или кружащимися в изящном вальсе хлопьями снега. Увидев одинокую звезду, я вытягиваю руку в связанных бабушкой варежках в ее направлении. Какая же она яркая! А взгляд загруженного будничными «взрослыми» вопросами отца не поднимается выше прутьев забора, окружающего мой маленький мирок под красивым названием «Детский сад «Солнышко». Я, выворачиваясь и почти падая с санок, пытаюсь обратить внимание родного человека на невиданную до сегодняшнего утра красоту.
Что же все-таки всегда требует мама, когда я надеваю эти колготки? - маленькие «шарики» в моей голове пытаются отогнать сон и яркую звездочку на небе, чтобы отыскать нужную информацию в закоулках сознания. Ах, да. Их надо собрать сначала на пальцах, как чулки, и только потом продеть ногу.
Почему пятка колготок оказалась сверху? А если вывернуть ее вниз, то колготки неудобно сжимают ногу. Наверное, они еще не растянулись после стирки.
И только когда я почти натягиваю шорты, замечаю, что спереди вместо одного положенного шва предательски оказались два. Ну и ладно! Весь красный от навалившихся «проблем» и ненадевающихся колготок захожу в лучшую группу на свете. А лучшая она потому, что за столиком напротив уже сидит с белыми усиками от какао девочка с бездонными голубыми глазами. Весь день я стараюсь проводить возле НЕЁ – девочки со светлыми волосами под каре и самое главное – глазищами небесного цвета, в которых я утонул с первого взгляда.
На завтрак сегодня моя любимая сладкая запеканка, политая сметанкой, и вкуснейшее какао. Да, на молоке! Действительно, понедельник сегодня задался.
Отодвинув занавеску, мы с Андрюшкой, моим закадычным дружком, наблюдаем за однозначно счастливыми школьниками, идущими группками или по одному куда-то в школьную радостную страну.
- Все-таки классно быть школьником, да? – Андрюшка, положив голову на руки, вздохнул, провожая глазами очередную группку «везунчиков». – Не надо спать днем и есть эти надоевшие запеканки, да?
- Да, - почему-то скрыв, что очень люблю запеканку со сметаной, отвечаю прижавшемуся ко мне плечом другу.
- Вот пойду в школу, отдохну, – задумчиво тянет он. – В выходные что будешь делать?
- Поедем в деревню, наверное, - после некоторой паузы вспоминаю разговор родителей и разворачиваюсь в сторону играющих девочек. – Дедушка обещал показать жеребят.
- Везет, - с нескрываемым интересом разинул рот Андрюшка. – А я опять с братишкой играть буду.
В прошлый приезд в аул, откуда родом мои родители, Хусаин-олоатай вручил мне самодельную винтовку. Вместо дула закрепил трубку от старой металлической кровати. Там была даже дверная щеколда для «перезаряжания». А второй дедушка, Харрлас-олоатай, показывал, как точит лезвие бритвы об кожаный ремень, закрепленный специально возле нар, на которых он, инвалид Финской войны, всегда ожидал приезда детей с внуками. Конопатая мама помогает бабушке согреть в печи большую сковородку с пельменями. Огромные, с ладошку, пельмени фаршированы мясом и картошкой, нарубленной тяпкой в маленьком деревянном корыте. Обязательно с красиво защипанным краешком, они поглощались мной в большом количестве.
Вечером мама, поглаживая голову засыпающему сыну, рассказывала сказку про Конька-горбунка. И все так спокойно и умиротворенно в избе! Только дровишки потрескивают в печи. И красные отблески на стене, пробивающиеся сквозь щели, незакрытые заслонкой, гипнотически действуют на мальчика, готовящегося к будущим свершениям.

Вторник


После праздничной линейки, посвященной 1 сентября, классы шумной ватагой разбредаются по кабинетам. Девочки в изящных белых фартучках и с большими бантами на голове быстро-быстро, иногда останавливаясь, чтобы посмеяться, рассказывают подружкам летние сплетни. Пацаны, распахнув школьные синие пиджаки, эмоционально размахивая, для большего эффекта, руками, изредка поглядывая на одноклассниц, хвастаются своими «подвигами».
Настроение, пока еще без контрольных по химии и алгебре, под стать яркому солнечному дню. Выхватываю из всех долгожданный теплый взгляд карих глаз из-под челки. Как же ОНА похорошела за лето!
В этом году на уроках астрономии должны изучать звезды, располагающиеся на Северном небосводе. Когда я лежал ночью на сеновале в деревне у дедушек, с любопытством вглядывался в огромное манящее неизвестностью и таинственностью звездное небо, наверняка и ОНА на них смотрела. Я, продолжая с НЕЙ мысленный диалог через этих светящихся моих союзников, слышал, как дедушка, наточив и подготовив косы, развешивает их у себя в мастерской. Крепкий, с черными, как смоль, волосами, папа беседует со своими бажалар (свояками) о политической ситуации в мире. А громкая мама с сестрами загоняет малышню (моих двоюродных) спать.
- В волейбол пойдешь играть вечером? – выводит меня из оцепенения Андрейка. – Ребята договорились с физруком интерната. Он нам ключ оставит от спортзала.
- Конечно! –радостно отвечаю я ему. – А кто еще будет?
- Почти все наши. Как все-таки хорошо было в садике! Скажи, а? Ни уроков тебе, ни диктантов. А послеобеденный сон - вообще благодать. Ничего. Зато в институте от сессии до сессии студенты живут весело!
Вечером, после игры в волейбол и партии в шахматы с папой, лежу на диване, положа голову на мамины колени. Она неспешно перебирает мои волосы, обсуждая с отцом теленовости из программы «Время». Рядом с диваном сестренки на ковре возятся со своими куклами: то делают им прически, то примеряют платья. Под мягкие ласковые движения мамы засыпаю, несмотря на тревожащие взрослых события в мире. И несмотря на предстоящие контрольные, все по-прежнему так ожидаемо спокойно в завтрашнем дне.

Среда


Проснулся выспавшимся. В доме родителей, переехавших на пенсии в родной аул, что в предгорьях Урала, три дня отпуска - как десять в городе. Поседевший отец крепкими руками держит вилы, убирая картофельную ботву. Где-то недалеко слышен все такой же громкий голос мамы, зовущей кур. Как же здесь спокойно, в родном доме!
Вчера сходил к лежащему на своих нарах Харрас-олоатаю. Рядом с ним сидел согнувшийся под тяжестью лет его однокашник.
- Помнишь, Харрас, как мы, как будто бы вчера, выскакивали с тобой вон в такое же окно, убегая от твоей мамы? – тихо произносит старик.
- И не говори, - вздыхает дедушка. – Как будто это было на неделе. А прошла уже жизнь.
А я вспомнил об Андрюхе. Где он сейчас, после окончания техникума? Я-то после института уехал из родных краев. Последний раз его видел перед поступлением. Летом у них с Танюшкой должна была быть свадьба. Я вспомнил, как темноглазая невеста хлопотала на кухне, готовя нам чай с малиновым вареньем.
- Иди, улым, полежи на коленках, - махнула мама рукой, откладывая вязанье. – Атай, сделай потише телевизор!
Теплые руки, нежно шевелящие волосы, почти сразу «укладывают» спать великовозрастного мальчонку…

Четверг


С самого утра суета вокруг Новогоднего «бала» в детском садике дочери. Надо успеть погладить платье и сделать прическу. Нарядных, радостных и немного опешивших от счастья перед встречей с Дедом Морозом малышей мамашки заводят в зал. Детишки, умиляя родителей, снимающих своих талантливых чад на смартфоны, демонстрируют свои певческие и танцевальные способности.
- Пап, смотри, какая яркая звезда! – дочка показывает мне рукой высоко в небо.
- Да-да, ыым, - тяну санки с малышкой, думая об очередной оплате ипотеки.
«В субботу бы съездить в деревню, - планирую выходные. – Навестить еще живых бабушек и привезти от родителей мяса немного. Хорошо, что они держат скотину. Нам ежегодно достается все свежее, с любовью выращенное. Интересная присказка у отца есть, когда они пилят мясо на расстеленной, чтобы не замарать, клеенке, - вспоминаю с улыбкой: «У кур сегодня коммунизм будет!» Это он им раскидывает мясной фарш, собираемый с клеенки».
- Ты знаешь, улым, как приятно на душе, когда мы загружаем вам мясо и картошку, - отец вытаскивает из погреба мешки с продуктами. – Это же радость, что мы можем вам помочь.
Уже дома, анализируя услышанную по телевизору новость об очередном подорожании бензина, перебирая длинные волосы дочери, лежащей у меня на коленке, вспоминаю Андрея: «Ладно, у меня только трое, а как он, интересно, справляется с пятерыми?»
Рядом МОЯ ЕДИНСТВЕННАЯ наглаживает целую кучу высохшего белья. «И все равно все понятно и спокойно», - успокаиваю сам себя, глядя на НЕЕ и детей.

Пятница


«Вот уже и конец недели, - думаю, дожидаясь в машине младшую из института. – Дни пролетают с головокружительной скоростью. Надо позвонить родителям: планируют ли заканчивать со своей скотиной? Ведь уже трудновато за ними ухаживать. Надо бы выбраться к ним. Но свой дом требует постоянного в нем пребывания. То посадка рассады, то уборка снега».
В одной из командировок в северный город позвонил другу.
- Алло. Добрый день. А можно услышать Андрея Николаевича?
- Здравствуйте. Он сейчас на оперативке. Что-то передать?
- Да. Скажите, чтобы перезвонил по телефону…
Вечером в ресторане встретились два одноклассника.
- Привет! - обнимаю начинающего седеть друга.
- Здорово!
- Как поживаешь? Сколько лет не виделись. Как Таня?
- Мы с ней давно уже развелись. Сейчас у меня новая семья и двое детей. Но тех я не бросаю. Мои же.
- В жизни все бывает. Как вообще поживаешь?
- Думал, после технаря отдохну. Пока не получается. Вот в садике было классно. Скажи? – смеется, точь-в-точь как в далеком детстве, мой дружище. – Ну, ничего. На пенсии отдохнем. А как ты?
- МОЕЙ дали повышение, дети разлетаются, окрыляясь. Хорошо, в общем. Все своим чередом.

Суббота


Взяв с собой внучку, еду в родной аул. Родители упорно, несмотря на наши уговоры, держат кур и копошатся на огороде.
- Пап, ну тебе же скоро восемьдесят, - недоумеваю я. - Успокойтесь уже.
- Улым, нам движение нужно. Не ругайся. Пойдем лучше - напомню, где бабушка с дедушкой лежат.
Вечером, облокотившись на палку, отец показывает правнучке Полярную звезду:
- Во-о-он, видишь, ыым, яркую звездочку? Твой дедушка, когда был как ты возрастом, меня всегда о ней спрашивал.
В доме родителей так тепло и спокойно! Не хочется отсюда никуда уезжать.

Воскресенье


- МОЯ, дети сегодня не должны приехать? – интересуюсь, поливая цветы на грядке, у жены. – Доставать телескоп?
- Обещали.
- Хорошо. Надо бы им соленья с собой приготовить. – И с улыбкой добавляю: - Вот и ты вышла на пенсию. А говорила - десять лет разницы, мне еще не скоро.
Заехав на днях в родной город, встретил Андрюшку.
- Ну как, пыхтишь еще? – обнимаю уже сплошь седого друга.
- А сам-то, вижу, тоже не молодеешь, - смеется, покашливая, земляк.
- Да-а-а. Жизнь пролетела, как неделя.
- Согласен. Вот бы сейчас запеканочку, а?
Ярко светило солнышко, грея своих вечных малышей. Ведь и года, и столетия складываются из таких вот неделек. И сквозь десятилетия на душе снова тепло и спокойно…
Рустам ХАЙРУЛЛИН.

Дата создание новости 27-02-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 108     Номер: 14(13758)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.