Под знаком «Родины»
Кто сказал, что мы разные?
Или перевод с немецкого на общечеловеческий
Современный европейский кинематограф для меня, как, пожалуй, и для многих уфимцев, практически неизвестен. Причины того ясны - подавляющее большинство фильмов, выходящих сегодня на большие экраны, - голливудского производства. И одной из возможностей познакомиться с работами западных соседей являются фестивали, которые постоянно проводит кинотеатр "Родина". На сей раз "Родина" приоткрыла для своих зрителей окно... в Германию.
Стартовал Фестиваль немецкого кино работой режиссера Филиппа Штельцля "Гёте!". Эта картина сразу же перевернула мое представление о жителях Германии. Признаюсь, они казались мне сдержанными и чопорными, точно британцы. Но фильм об авторе "Фауста" и "Страданий юного Вертера" показал, что немцы вовсе не скрывают эмоций; наоборот, чувств своих они не стесняются. Может быть, именно такой, ломающей стереотипы, хотят показать молодые авторы современную Германию... Кстати, самая "старшая" картина из тех, что были представлены в "Родине" в рамках Недели немецкого языка в Башкортостане, появилась на свет в 2007 году. Итак, попробуем определить, каково немецкое кино на вкус...
...Второй лентой, которую увидели уфимские зрители на фестивале, стали "Дневники Оды" режиссера Криса Крауса. Действие разворачивается в поместье Полл на Балтийском побережье в 1914 году. Туда на похороны матери приезжает из Берлина четырнадцатилетняя Ода. Приезжает к своему отцу, его новой семье и остается там на каникулы. Хотя жизнь в усадьбе довольно тиха и размеренна, в воздухе все же витает напряженная атмосфера приближающейся войны. Папа девочки полностью погружен в медицинские исследования, для которых офицеры Русской императорской армии доставляют ему... тела эстонских анархистов.
Ода чувствует себя здесь чужой, и дело даже не в том, что эксцентричная мачеха относится к ней с презрением. Девушка, потеряв мать - самого близкого человека, как будто осталась одна во всем мире. И тут она находит раненого эстонца - причем если его обнаружат, то это приведет несчастного к неминуемой гибели. Ода решает спрятать анархиста на крыше лесопилки, в которой и расположена отцовская "лаборатория"...
В первую очередь хотелось бы отметить видеоряд картины, который очень точно "работает" и продиктован содержанием самой истории. Мало того, что режиссер вполне достоверно представил нам эпоху столетней давности, он сумел донести до зрителей и настроение того общества. Дом, в котором живут все герои, стоит на сваях, кажется, что они вот-вот сломаются. Возможно, таким образом Крис Краус хотел показать, сколь шатким было положение восточноевропейской интеллигенции накануне Первой мировой и приближающихся революционных событий в России, взбудораживших большинство стран. А может быть, он стремился донести до публики свое отношение к войнам, на которых люди убивают друг друга ради чьих-то придуманных идей...
Помимо исторических событий, фильм рассказывает о смерти. Ее дыхание ощущается во всем - в жутких склянках профессора, в мрачной музыке, льющейся из-под смычка виолончели мачехи Оды, в положении эстонца, который окружен врагами и даже не догадывается о том, что прямо под ним "покоятся" на полках кости его товарищей...
А еще лента повествует о женщине-писателе, чьи творения, увы, история не сохранила, а также о человеке, который ее вдохновил, - эстонце-анархисте, совершившем по-настоящему героический поступок...
...В третий фестивальный день зрители увидели работу Роберта Тальхайма "И вот пришли туристы". Главный герой Свен, роль которого, к слову, исполняет Александр Фелинг, запомнившийся уфимцам по фильму "Гёте!", поступает на альтернативную службу. Но вместо Амстердама, куда он так стремился, попадает в Освенцим, где ему поручают ухаживать за бывшим заключенным этого лагеря Станиславом Кржеминским.
Поначалу парень расстраивается из-за того, что попал сюда. Местная молодежь постоянно подтрунивает над ним, мол, немцы опять в Освенциме. Но вскоре он знакомится с девушкой-экскурсоводом, у которой к тому же снял комнату. И постепенно Свен проникается симпатией к старику и мало-помалу начинает осознавать, что же такое лагерь смерти, понимать весь ужас его существования как в контексте мировой истории, так и в жизни самого Кржеминского...
Картина "И вот пришли туристы" затрагивает одну, может быть, из самых страшных проблем. И это не только чудовищное падение человечества, скатившегося до уровня уничтожения друг друга по расовому признаку. Современность, показанная Тальхаймом, пропитана цинизмом и равнодушием. Будь то новый директор завода, а эта дама демонстрирует уважительное отношение к бывшему узнику лишь для галочки, или та самая девушка-экскурсовод, которая сама чувствует себя здесь, словно в лагере, хватаясь за единственный шанс уехать навсегда, или работники музея, лишающие Кржеминского единственного увлечения - реставрации чемоданов заключенных, хранящиеся здесь со Второй мировой...
За полтора часа действа, разворачивающегося на экране, Свен превращается из молодого человека, который еще не нашел своего места в жизни, в мужчину. И пусть он до сих пор не знает, что ему на самом деле нужно, но уже сейчас в его душе зародилось чувство, способное сподвигнуть героя на решительный поступок.
...В следующий день в "Родине" была представлена лента Ахима фон Борриса "4 дня в мае". На дворе 1945 год, разведгруппу советских войск отправляют в Северную Германию. Война почти закончена, и капитану поручено следить за берегом, по которому могут отступать немцы. Русские размещаются в пансионате для девочек-сирот, который "охранял" двенадцатилетний мальчишка Петер из гитлерюгенда.
Как и предполагалось, мимо пансионата проходят фашистские солдаты. Они ждут катер, чтобы добраться на нем в Данию. Разведгруппа, не получившая подкрепления, тем не менее предлагает врагам сдаться. Те, в свою очередь понимая, что им противостоят всего восемь человек, не нападают - никому не хочется проливать лишнюю кровь...
И вот до этих мест долетает весть о Победе. В пансион приезжает пьяный майор, дабы поздравить сослуживцев, но, увидев молодую немку, пытается совершить над ней насилие. Капитан заступается за девушку, чем вызывает гнев майора. Тот объявляет членов разведгруппы власовцами и уезжает, но лишь за тем, чтобы привлечь советское подразделение и уничтожить пансион со всеми его обитателями. На подмогу нашим разведчикам приходит немецкий отряд, разместившийся на берегу...
Фильм снят по рассказу Дмитрия Фоста "Русская былина", и его историческая достоверность была поставлена под сомнение в 2008-м. Тем не менее, Алексей Гуськов, который является и продюсером картины, и исполнителем главной роли - капитана Горыныча, сюжетом этим заинтересовался. Лента вышла на экраны благодаря поддержке Министерства культуры России - в 2011 году. Фильм "4 дня в мае" вызвал немало возмущения - как у иных историков, так и у ветеранов войны, и больше не показывался по телевидению. Но при том совместная работа Алексея Гуськова и Ахима фон Борриса получила шесть наград в России, в числе коих два приза Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова.
...Завершила фестиваль еще одна работа Роберта Тальхайма - "Западный ветер". Это рассказ о двух сестрах-близнецах из ГДР, которые отправляются тренироваться в летний лагерь в Венгрию. По пути их подхватывают и подвозят туда обаятельные парни из Западной Германии. С этого момента жизнь девушек, которые мечтали участвовать в серьезных соревнованиях по гребле, полностью меняется.
Это только в Берлине стена бетонная... А в Венгрии - это заборная сетка, через которую легко перелезть. Так и поступают сестры. Они выбираются на дискотеку в отель, где остановились юноши. Постепенно их "побеги" учащаются... Одна из восточных немок влюбляется. Ее половинка решается на отчаянный шаг, стремясь нелегально переправить спортсменок через границу - в багажнике своей машины.
В картине очень четко разграничены миры - социалистический и капиталистический. Но это не единственное разделение в фильме. Близняшки не представляют жизни друг без друга. Им не важно, что они будут делать, где окажутся... Главное, чтобы сестры всегда были вместе. Но на их долю выпадает тяжелое испытание. У одной складывается красивая романтическая история, а у другой - нет. Первая хочет во что бы то ни стало остаться с любимым, а вторая не желает ничего менять. А во всем виноват западный ветер, который с каждым днем усиливается, ведь на дворе 1987 год...
Картина эта посвящена любви. А любовь, как известно, всегда будет побеждать невзгоды, печали и преграды. И хорошо, что под финал фестиваля был представлен именно "Западный ветер", поскольку он оказался ярким и запоминающимся, достойно завершив "немецкую" неделю в "Родине". И мое мнение совпало с настроением зала, долгими аплодисментами поддержавшего и фильм Тальхайма, и организаторов, и тех молодых людей из 87-го, которые при всех различиях так похожи на нас, сегодняшних...
На вопрос же о том, какое оно, современное немецкое кино, отвечу так: вдумчивое, трогающее сердце, серьезное, волнующее и прекрасное. Его герои нам близки, ведь все люди, живут ли они в Германии или в России, одинаковые, и ценности у нас одни - общечеловеческие.
Мария АЛЕКСЕЕВА.
6-05-2014 (0) Просмотров: 1 268 Номер: 84(12482) Версия для печати