Народный книговорот
Есть героям Бреста в каждом сердце место
В редакцию звонят разные люди. Иногда по совершенно невероятным поводам. Так что, откликаясь на чьи-то просьбы, порой не знаешь, в какую историю угодишь.
Голос, недавно раздавшийся в трубке, принадлежал человеку немолодому. Абонент пребывал в растерянности: “Не знаю, туда ли звоню, но куда ни обращусь, отказ за отказом. А мне очень нужна “Брестская крепость”!
- Сергея Смирнова? - поинтересовалась я.
- Вы знаете эту книжку! Откуда? - обрадовался незнакомец.
Реплика, честно признаться, меня обидела: что ж он журналистскую братию за неучей держит. Потом остыла - откуда ж собеседнику знать, что в нашей домашней библиотеке произведение Сергея Смирнова имелось, и я отлично помню эту зачитанную книгу, стоявшую на верхней полке шкафа. В ее изрядной потрепанности и моя вина присутствует - листала ее много раз. А года три назад подсунула сыну. Впрочем, мы отвлеклись.
Мужчина, назвавшийся Александром Николаевичем Тиуновым, рассказал, что уже обзвонил множество книжных магазинов, но всюду его огорчили - нет данного издания в продаже.
- А по интернету заказать? - задавая вопрос, я почти не сомневалась в ответе.
- Что Вы! Ничего такого я не умею. Мне семьдесят пять лет, живем вдвоем с женой. Некому помочь.
По словам Александра Николаевича, продавцов в равнодушии обвинить нельзя - ему предложили взамен несколько образцов военной прозы, и среди авторов перечислялись довольно известные. Но ему требовался именно Смирнов.
Разговор начал меня занимать - отчего же именно Смирнов?
- Под Брестом родственники воевали? Может, Вы родом из тех мест?
Все вероятные причины были отметены. Я только уяснила, что собеседника привлекает документальная основа произведения, за которое Сергей Сергеевич Смирнов получил Ленинскую премию. То, что это было первое произведение, восстановившее правду о легендарной обороне Брестской крепости; то, что Смирнов, опираясь на кипы архивных бумаг, вступился за ее защитников - и выживших, и сложивших в цитадели головы, и положил немало сил, дабы вернуть этим героическим людям их славные имена.
- Обратитесь в библиотеку, - предложила компромиссный вариант.
Опять не угодила:
- Мне нужно, чтобы книжка возле изголовья кровати лежала, я ее, может, целый год читать буду. А в библиотеке - две недели срок.
Не стану пересказывать вам все подробности этой беседы, скажу лишь, что записав домашний телефон нового знакомого, я пообещала ему помочь и пробежаться по ближайшим книжным магазинам. Дело, однако, решилось иначе.
В ходе акции нашей газеты “Народный книговорот” уфимцы приносили и продолжают приносить в редакцию и в библиотеки уйму книг. И вот в одном из филиалов Центральной городской библиотеки, а именно в 20-м, расположенном по улице Акназарова, обнаружился искомый экземпляр. Ура!
Необходимо пояснить, первый раз главная книга Смирнова, на которую он положил больше десяти лет жизни, увидела свет в 1957 году, в 1964-м появился расширенный вариант. А потом ее надолго “положили на полку”. Слишком часто на этих страницах встречались неугодные власти фамилии, а вымарывать их Сергей Сергеевич отказывался.
Найденная сотрудниками ЦСМБ книга была выпущена в 1991 году. С тех пор ее в 2000 году переиздал “Раритет” и было еще издание после выхода одноименного телевизионного фильма. Тиражи, похоже, были небольшими. Сегодня поисковики предлагают лишь электронные версии. Потому и не принимали книжные менеджеры заявку.
Книжку в редакцию передали, я удостоверилась, что издание находится в отличном состоянии, и немедленно набрала телефон Александра Тиунова:
- Нашли Вам “Брестскую крепость”! Говорите адрес. Куда привезти?
- Что Вы, разве такие чудеса бывают? Как библиотечная? Насовсем? И денег не возьмете? За что ж мне такое внимание?
Сознаюсь, Александр Николаевич меня прямо-таки в краску ввел, сказочной феей, выполняющей заветные желания, себя почувствовала.
Затем возникла заминка, вполне объяснимая. Присутствовало со стороны Александра Николаевича некоторое опасение - случаев мошенничества по отношению к старикам сейчас множество. В общем, мы договорились, что Тиунов сам в редакцию приедет.
Приехал. Взял в руки “Брестскую крепость”, перелистал. Достал из кармана плитку шоколада - возьмите к чаю. Скупо рассказал о себе: в Уфу переехал в 1981 году из Перми, работал инженером- конструктором на Уфимском заводе синтетического спирта.
Поблагодарил, фотографироваться отказался категорически и откланялся.
Такая вот история. Остается добавить, что произошла она накануне Международного дня дарения книг, который отмечается сегодня, 14 февраля.
Людмила КОНДРАШОВА.
14-02-2015 (0) Просмотров: 1 172 Номер: 29(12677) Версия для печати