В воду нужно входить молча
[center]
Недавно мне довелось беседовать с доктором филологических наук, главным научным сотрудником Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Розалией Султангареевой (на снимке). Был подготовлен большой материал о том, как связывают представителей разных народов мифы и ритуалы, как много у нас общего. Понятно, что-то осталось “за кадром”. Сегодня мы приводим фрагмент беседы, который касается вопросов экологии.
- Тех, кто поклонялся природе, называли варварами. Поверьте, варварство проявляется не в почитании природы, уважении к окружающему нас миру, а в пренебрежении к нему, - считает Розалия Асфандияровна. - Разве кто-то в былые времена мог позволить себе плюнуть на землю, в воду, огонь? Каким неучем и необразованным духовно предстает сегодня человек, купающийся в реке. Он берет столько благ, радостей, здоровья от этой Великой стихии, но чем отвечает? В безумном восторге от ощущений купания он дерет горло и сквернословит, а ночную воду тревожит безобразно орущей “музыкой”, на берегу оставляет после себя горы мусора. Вот это настоящее варварство. А ведь природа живая, и она на такое поведение реагирует, высказывает недовольство.
В 2011 году на Аслы-куле три дня безобразно шумно отмечала какой-то праздник группа женщин. И что за этим последовало? Сильное возмущение стихий: шквалистые ветры пригнали грозовые тучи, в Давлеканово снесло крыши, с корнями вырвало деревья, придавило машины. И ведь это неспроста... Когда читаю лекции, обязательно привожу собранные во время фольклорных экспедиций записи. Народом замечено: если мужчина с криком бросается в воду во время купания, то теряет свою мужскую силу, а женщина утрачивает красоту. “Ночная вода проклинает того, кто ее беспокоит сон”. Эту истину предки знали и ни за что не могли себе позволить такое губительное развлечение. Ночное купание дозволялось только в одно время - в полнолуние середины лета. А того, кто сквернословит в воде, башкиры называли “алйот”.
- Быть может, пора уже вешать в местах купания предупреждающие плакаты, где об этом говорится, а врачам раздать специальные памятки на данную тему...
- Полностью с Вами согласна, без шуток. Если наша медицина поднимется на столь высокий уровень духовности понимания причинно-следственных связей, то человечество будет спасено. Эти знания важно распространять. Мы действительно чаще болеем, поскольку забыли, что значит находиться в гармонии с природой. По сей день в некоторых районах перед посевной обращаются за советом к старым, умудренным опытом людям: начинать, не начинать? Берет пожилая женщина горсть земли в ладонь, а потом отпускает. Если земля липнет к руке, значит, еще не время сеять. Наши бабушки и дедушки жили, соблюдая неписаные экологические законы. Сегодня существует целый свод природоохранных законов, но их нередко нарушают, причем современные, грамотные люди.
Наши предки были самодостаточными, и поэтому запросто, на “ты”, хотя и с большим уважением обращались с просьбами к высшим стихиям: “Сестра Солнце - Кояш-апай! Выйди, выйди! Масляную кашу дам! Красивую ложку дам! Голову барана положу!” В казахских закличках дождя мы видим такое же уважительное, родственное обращение: “Мать-вода, приди, вода! Солнце, выйди - голову коня дам!” К живому и могучему миру человек обращается и тем самым строит отношения, принося жертвы, просит желаемого... Разве это не дипломатия, не мудрость и не почитание?!
Подготовила Татьяна БАРАБАШ.
30-06-2015 (0) Просмотров: 1 171 Номер: 125(12773) Версия для печати