$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Чечевица из детской погремушки…


Чечевица из детской погремушки…

Предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, рассказ о судьбе девочки-блокадницы, нашедшей в нашем городе свое счастье и новую жизнь.


…Мама и Галя никогда не вспоминали блокаду, никогда не говорили о ней. И в Ленинград после войны не вернулись. Слишком тяжелые воспоминания ждали их там, в доме на улице Куйбышева на Выборгской стороне…
Родилась наша героиня, Галина Ивановна Москалева, 1 октября 1931 года, то есть сегодня ей исполняется 90 лет, в городе на Неве, в рабочей семье. Перед самой войной в семье Михаила Герасимовича Морозова (отчима Гали) и Марии Антоновны Козловской появился еще и сын Славик. Но блокаду малыш не пережил… Именно из-за грудного ребенка мама и Галя остались дома, когда отец эвакуировался со своим заводом: не верили, что война – надолго, и не решались ехать с таким крохой в неизвестность. Жили они в районе, где находятся дворец Кшесинской, Татарская мечеть, Петропавловская крепость, площадь Революции.
22 июня 1941 года Галя отдыхала в детском лагере. Приехали родители и девочку забрали домой. Затем – срочно, в 24 часа, эвакуируется со своим производством Михаил Герасимович (26-й завод). Семья остается в городе. Начинается блокада… Один за другим умирают родственники – бабушка, дедушка, маленький братик, дядя…

Чечевица из детской погремушки…


В квартире-двушке одну комнату занимала семья Морозовых, а другую – семья брата Марии Антоновны. Галя очень дружила со своим юным кузеном Витей, у них была совсем небольшая разница в возрасте.
- Помню, мама жевала жмых и давала Славику сосать эту кашицу через марлю, - вспоминает Галина Ивановна. – Только это его не спасло…
После смерти сына Мария Антоновна вернулась на завод. Теперь они стали получать больше хлеба – женщине дали рабочую карточку. А Галя и Витя все время проводили вместе. Маленькую, худенькую девочку прозвали Каплюшка.
Мама Виктора практически все время трудилась «на окопах»: женщины создавали вокруг города заграждения. Сначала ребята часто бывали там.
- Помню, началась бомбежка, прилетели фашистские самолеты, - делится собеседница. – Но тогда они лишь сбросили листовки – «Акулины, сдавайтесь!». Потом на окопы детей брать перестали – стало слишком опасно… Родители постоянно пропадали на заводе. Приходили проведать детей ненадолго, приносили что-нибудь съестное – жмых, баланду.
Жили на третьем этаже, а с самолетов противника сбрасывали не только бомбы, но и так называемые «зажигалки», чтобы осветить место, куда бомбить. На чердаке дома Гали и Вити всегда стояли бочки с песком. Как только бомбежка – дети на чердак, оттуда они наблюдали, как наши зенитки сбивают самолеты противника. Витя выбирался на крышу, Галя оставалась на чердаке. Бомбили часто – рядом Петровская набережная, крейсер «Аврора»…
Однажды «зажигалка» упала на чердак их дома. «Бросай в песок!» - закричал Витя, по обыкновению сидящий на подоконнике. Девочка растерялась, «зажигалка» вертелась, и Галя никак не могла к ней подобраться… Виктор соскочил с окошка, вмиг оказался рядом с сестренкой, схватил «зажигалку» и утопил ее в песке. Он хранил ее до конца своих дней – алюминиевую трубочку, которой не дал уничтожить свою и сестренкину жизни.
…А потом Галя заболела.
- Помню, все время лежала на подоконнике и смотрела, как по немецким самолетам бьют наши зенитки, - рассказывает Галина Ивановна. - Самолеты казались такими крошечными, и не верилось, что это несется смерть…
Но хоть Каплюшка была маленькой и худенькой, организм у нее оказался крепким. Болезнь отступила.
…Дом регулярно навещали девушки-санинструкторы. Было им лет по 17-18. Они узнавали, кто жив, кто умер. На нижних этажах умерли все соседи. Девушки звали ребят помогать. Покойника укладывали в корыто, через край которого была протянута веревка. Галя надевала ее на себя, а Витя толкал корыто сзади. Так ребята дотаскивали свой груз до площади Революции – там всегда стояли машины, которые забирали тела умерших.
Но сил у Вити и Гали было немного. Однажды они смогли добраться лишь до афишной тумбы, что стояла на углу улицы. Кто-то разломал ее основание, и оттуда уже торчала чья-то рука… Дети сбросили свой страшный груз туда же и отправились назад.
...Случались и чудеса. После брата Славика осталось несколько погремушек. Однажды Галя случайно наступила на одну из них. А внутри оказалась чечевица! (Ее в те времена клали, чтобы игрушка откликалась звуком). Быстро разломали все погремушки, нашли еще чечевицу и горох. Налили воды в детскую кастрюльку, сварили свои находки и по горошинке съели…
Мама переписывалась с отчимом, он устроился на новом месте, в Уфе. В начале 1943 года Мария Антоновна и Галя решили отправиться в Башкирию. Тогда уже шла эвакуация. Оставили все вещи в доме, переправились через Ладожское озеро на катере, перебрались на другую сторону. До Уфы добирались почти месяц. Семья Виктора осталась в Ленинграде. К счастью, мальчик тоже выжил.
В Уфе Морозовы воссоединились. Отчим занимал квартиру, но в единственной комнате помимо него обретались еще ленинградцы – мать с сыном. Здесь же поселились и мама с Галей. Жили на улице Аксакова, увы, дом этот судьба не сохранила. Потом в семье родилась младшая сестра Вера. Галя училась в вечерней школе, некоторое время работала на телеграфе. Мама устроилась на завод, расположенный на углу улиц Аксакова и Коммунистической. С сестрой приходилось сидеть подросшей Галине.

Чечевица из детской погремушки…


День Победы девочка запомнила навсегда. Она бежит с телеграфа в темноте – то ли утро, то ли вечер - там были разные смены, и кричит, что кончилась война. Ведь на телеграфе они узнали эту счастливую новость первыми.
Прибежала домой, а там ее уже опередила подруга, ушедшая раньше, – все люди, кто в чем был, выскочили из квартир, плакали, смеялись, целовались. «Война кончилась!» - кричала и Галина.
- Этого я никогда не забуду, - произносит, закрывая глаза, Галина Ивановна.
…Когда малышку Веру удалось устроить в ясли, пошла на тот же самый завод и Галина. Ей уже исполнилось 18 лет.
Как уже было сказано, о блокаде мама и Галя никогда не разговаривали. Но однажды, сейчас Галина Ивановна не помнит, в каком точно году, они шли с рынка и у кинотеатра имени Матросова увидели афишу: «Ленинград в борьбе». Мама сказала тогда: «Давай зайдем, посмотрим, правду ли показывают в кино». И они пошли. Когда после окончания фильма вышли на улицу, мама произнесла всего два слова – «Правду показали»… А потом этот фильм исчез. Оказалось, его по кадрам разобрали для художественных лент. Ведь съемки в нем были документальные.
Через некоторое время семье дали комнату в 8 метров. Галина пришла с работы и смотрит: на полу лежат инструменты и… столярный клей. Девушка замерла: смотрела и вспоминала. Столярный клей они варили в самом начале голода… Мама добавляла туда лавровый лист, клей становился как студень. И они его ели.
«Не вспоминай!» - говорила в таких случаях мама.
Но воспоминания приходили сами. До войны Галя попала в больницу со скарлатиной. Ее лечил доктор, похожий на «Всесоюзного старосту» - Михаила Ивановича Калинина, но, несмотря на добродушную внешность врача, девочке, конечно, хотелось домой. А еще она терпеть не могла картофельное пюре с сосиской, которым кормили пациентов в больничной столовой. Кто поверит, что это самое пюре в голодные блокадные дни спасло ей жизнь?
- Когда очень хотелось есть, я садилась на кровать и вспоминала пюре и эту сосиску. Закрывала глаза и как будто кусала сосиску и ела – и словно бы чувствовала вкус. С каким удовольствием я ее «съедала»! – говорит Галина Ивановна. – До сих пор считаю, что это меня и спасло.
…На 210-м заводе в Уфе работали почти все ленинградцы. Галина устроилась монтажницей по аппаратуре связи. Так и трудилась на одном месте с 1950 года по 1989-й – практически 40 лет.
С будущим супругом Валентином Николаевичем Москалевым знакомы они были с подростковых 13-14 лет. Мальчик также был эвакуирован в Уфу, только из Рыбинска. Судьба его не щадила - сначала попал к беспризорникам, потом в детский дом. Здесь и разыскал Валю родной дядя, забрал, устроил в ремесленное училище. Отец Гали и дядя Валентина работали вместе. Часто дядя с племянником приходили к Морозовым домой. Сообща копали картошку в Глумилино. Словом, еще до брака стали родными людьми, словно из одной семьи. Когда поженились, это ни для кого не стало сюрпризом.
Валентин также работал на 210-м заводе, у него были поистине золотые руки и незаурядный ум, его достижения были высоко оценены: он стал лауреатом Государственной премии СССР.
У самой Галины Ивановны наград столько, что и не перечесть. Больше всего она ценит орден «Знак почета», знак «Заслуженный ветеран» и знак «Житель блокадного Ленинграда».
В семье Москалевых родились дети Наталья и Андрей. Дочь – ныне инженер-конструктор, начинала на том же заводе, которому папа посвятил всю жизнь. Так что с полным правом можно сказать: существует трудовая династия Москалевых.
Сын Андрей занимался лесничеством, очень любил природу. Увы, полтора года назад он ушел из жизни...
Сейчас у Галины Ивановны трое внуков и уже четверо правнуков: Лии 14 лет, Довлату 6, Анастасии - 10, а Арсению – 7. Настя живет с родителями в Париже, Арсений – в Москве. Так судьба разбросала представителей этой семьи по всему свету.
Что касается самой Галины Ивановны, она до сих пор любит работать в саду, выглядит просто замечательно, полна энергии, И пусть жизнь дарит этой прекрасной женщине только светлые дни!

На нижнем снимке (из архива героини): семья повзрослевшей Галины Ивановны Москалевой.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Дата создание новости 1-10-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 1 765     Номер: 69(13539)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.