Как наш младший мирмикипером стал
Перед самым Новым годом в нашей семье возникает очередная проблема: что подарить младшему сыну, день рождения которого почти совпадает с любимым праздником? К его одиннадцати годам все уже дарено-передарено, многие игрушки он теперь перерос, интересующие детей в этом возрасте гаджеты уже есть… Интернет нам в помощь! И вот оно решение – такое необычное: я никогда бы не предположил, что в один прекрасный день в нашем доме появится… муравьиная ферма!
Много лет назад, когда нашему старшему исполнилось три года и я его привел в детский сад, заведующая учреждением спросила: «А что ты любишь делать?» На что был ответ: «Играть, петь и наблюдать за жизнью муравьев». А ведь действительно: четко организованная жизнь мурашей, их далеко не бестолковая беготня завораживают. Этот маленький мир организован удивительно разумно, четко, что многие не замечают с высоты своего человеческого положения и с высоты в прямом смысле слова.
Итак, решено подарить Максимке муравьиную ферму, или формикарий, как его называют по-научному. Слабо представляя себе, что же это такое, я набрал телефонный номер под одним из многочисленных объявлений в интернете и договорился о встрече. И уже на следующий день я слушал увлекательный рассказ молодого человека по имени Азамат о муравьях, уходе за ними и о том, что же все-таки это за штука такая – формикарий.
По сути, это большой дом, в котором живет семейство муравьев. Внутри пластиковой коробки оборудован гипсовый «город», состоящий из отдельных камер и ходов между ними. Это большое жилище имеет вертикальную форму и расположено вдоль одной из прозрачных стенок формикария, так что наблюдать за жизнью маленьких тружеников очень удобно. Наверху расположена арена для прогулок, сюда кладется корм, и сюда мураши аккуратно складируют мусор и… своих умерших собратьев. В левой верхней части гипсового жилища есть отверстие, куда надо добавлять пипеткой воду, отчего стенки у части камер увлажняются. И этого достаточно для утоления жажды питомцев.
Я приобрел у Азамата формикарий, а также пробирку с семьей муравьев-жнецов (вся покупка обошлась мне в две тысячи с небольшим). Это вид, который населяет наши южные регионы, и именно он предпочтителен для домашнего содержания. Конечно, можно завести и привычных нам мурашей, которые допекают летом в саду. Но они не могут существовать без зимней спячки, и поэтому все холодное время года формикарий придется содержать в холодном месте в законсервированном состоянии. То ли дело – жнецы! Их бурная деятельность не прекращается ни на секунду, и наблюдать за их жизнью можно, буквально забыв о времени. Кстати, Азамат рассказал, что муравьиные фермы покупают не только в подарок детям – этому увлечению сегодня подвержены многие взрослые. «Хотя почему-то некоторые стесняются признаться, что покупают формикарий для себя, но я чувствую, что детей у них нет. А вот буквально вчера одна женщина приобрела комплект в подарок мужу на Новый год».
Я получил вместе с формикарием, пробиркой с мурашами еще подробную проиллюстрированную инструкцию. Также продавец ответил на все интересующие меня вопросы и сказал, что я могу в любое время позвонить ему, если понадобится консультация. Муравьи-жнецы относятся к зерноядным видам, вот почему их нельзя кормить медом или сиропом, что не возбраняется при содержании некоторых других видов. В коробку с формикарием был вложен пакетик канареечного корма – тоненькая упаковочка в несколько граммов по габаритам величиной со спичечный коробок. «Не маловато? - засомневался я, – где еще можно его приобрести?» На что Азамат улыбнулся: «Это вам как минимум на год!» Еще он посоветовал каждую неделю выкладывать на арену кусочек белкового корма величиной с горошину – это может быть либо белок сваренного вкрутую яйца, либо вареная куриная грудка.
…Наш младший был от подарка в восторге: «Теперь у меня есть один пес и пара сотен муравьев!» Так Максимка стал мирмикипером – владельцем формикария. Мы положили пробирку с муравьиной семьей на арену, вынули ватную затычку, плотно прикрыли крышку формикария и начали ждать. Переселение может занять не один день, но ни в коем случае нельзя насекомых насильно высыпать из пробирки – такой стресс может привести даже к гибели семейства. Также впоследствии надо следить, чтобы формикарий не подвергался вибрации (лучше его установить, например, на постеленное полотенце), прямым солнечным лучам и резким перепадам температур. Вообще, мураши яркий свет не любят, и потому подоконник – не лучшее место для обустройства формикария, как полагают некоторые. Наш сынишка поставил ферму на табуреточку недалеко от изголовья своей кровати – и в теньке, и наблюдать удобно.
Итак, муравьиная семья въехала в новое жилище. Сначала из пробирки вышли несколько разведчиков, которые досконально изучили все ходы и камеры своего будущего жилища. После чего состоялся переезд всей дружной компании и ее большой, в сантиметр величиной, матки, которую не спутаешь с мурашами-охранниками или рабочими. Обосновавшись, все обследовав, семейство обнаружило на арене порцию зернового корма и немедленно приступило к его закладке в хранилища. Корм состоит из семян разного цвета и величины, но муравьи не стали его складировать в таком смешанном состоянии. Через пару часов мы с удивлением обнаружили, что зерна четко разделены по виду: семена мака, люцерны, клевера были распределены по разным отсекам. В тот же день мы решили побаловать жнецов белком вареного яйца. Вот уж тут мы просто диву дались! Разведчики обнаружили угощение на арене, позвали рабочих (муравьи-охранники в этих хлопотах не задействованы, у них другие обязанности), и те, разделив кусок на две части, потащили их вниз, в камеры. Там начался долгий выбор – куда же их поместить (наверняка не обошлось без писклявого спора). Наконец, один кусок был доставлен в камеру возле помещений с семенами, а другой было решено поместить в левую часть жилища – в верхнюю влажную камеру, соседствующую с поилкой. Вот здесь и началось самое интересное. Вход в этот отсек находится на возвышении в несколько миллиметров, и если самому муравью взобраться туда никакого труда не составляет, то затащить огромный по их масштабам кусок на такую высоту становится задачей непосильной. Может, непосильной для кого другого, но только не для муравьев. Помучившись некоторое время, но так и не подняв груз на уровень входа в камеру, несколько мурашей побежали вверх, на арену, где Максимка расположил прилагаемые к ферме игрушечный домик, мостик, а также россыпь мелких декоративных камушков бирюзового цвета. Именно за этими камушками и устремились трудяги. Они благополучно доставили «булыжники» ко входу в злополучную камеру и дальше… Мне стало немного даже не по себе – настолько грамотно и разумно они действовали. Одни мураши приподнимали кусок белка, другие же в это время подкладывали под него камушки, по сути, соорудив импровизированный домкрат. Наконец угощение было доставлено в камеру, и трудяги аккуратно отнесли камушки туда, откуда их взяли. Опять же к нашему изумлению, буквально на следующий день работяги решили, что все-таки это не лучшее место, и перетащили угощение в другую камеру, поближе к семенам.
В новогодние праздники у нас гостил с ночевкой максимкин дед, который почти весь первый день наступившего года посвятил наблюдению за трудолюбивым муравьиным семейством. То и дело он восторженно рассказывал нам о том, чем в настоящее время заняты маленькие жители фермы. Дед уже безошибочно определял, где работяги, где солдаты (они крупнее), а где няньки. Последних опознать проще всего – они постоянно держат в лапках яйца, которые отложила матка. Интересно, что эти яйца никогда не кладутся на пол, - утомившись, няньки передают их в заботливые лапки других. Новорожденных узнать тоже несложно – они, конечно, мельче и светлее окрасом.
Мы поняли, что формикарий – идеальная штука для тех, кто хочет содержать дома хоть каких-нибудь питомцев, но не имеет возможности, например, ухаживать за ними, как за кошками, собаками или теми же хомячками. Здесь нет противопоказаний для аллергиков. Муравьиная ферма требует минимального ухода. Щепотку семян они будут есть больше месяца, а что касается воды, то при отъезде, например на летний отдых, хозяева просто оставляют на арене пробирочку с водой, заткнутую ваткой. Кстати, если вы отлучаетесь надолго, то есть другой вариант: Максимкина ферма всегда вызывает такой интерес у наших друзей и родственников, что, думаю, взять к себе формикарий на пару недель они не просто согласятся, а сделают это с большим удовольствием.
Две трети отсеков нашей фермы пока пустуют – вход туда мурашам перекрыт. Мы откроем задвижки, когда будет видно, что семье уже тесно в своих помещениях. Также в формикарии предусмотрена возможность объединения его через специальный тоннель с другой фермой. А уж если вы подсели на это дело капитально, то можно приобрести большой «город» – целый мегаполис.
И еще один большущий плюс! Теперь, когда мы интересуемся у младшего, чем он занимается в своей комнате, то нередко слышим в ответ: «Наблюдаю за муравьями». Это ли не замечательно в век всеобщей компьютерной зависимости!
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
Фото Элины ТОЛИНОЙ.
Фото Элины ТОЛИНОЙ.
И жнец, и строитель
Да, по латыни этот вид самых подходящих для домашнего формикария муравьев называется Messor structor, что переводится как «строитель». Эти муравьи, известные еще как муравьи-жнецы, именуются строителями не зря: они живут в засушливых степях и даже в очень твердом грунте способны прорыть глубокие ходы-норы, порой даже в пустынной местности добираясь до воды.
Они живут практически на всех материках, только в Европе обитают 30 видов муравьев-жнецов, из них пять на территории России. Размер колоний этого вида может достигать 5000 особей. Колония муравьев-жнецов делится на классы. Это матка, достигающая размера 15 миллиметров, рабочие муравьи (4-9 миллиметров), представители переходной формы (10 миллиметров) и солдаты (11 миллиметров). Переходная форма между солдатом и рабочей особью образуется при недостатке белка, отчего не развивается полноценный солдат, но у такого муравья, который по сути является рабочим, хорошо развиты затылочные мышцы, которые отвечают за силу нижних челюстей. Жнецы – исключительно мирные муравьи, которые никогда не пользуются своим жалом. В обязанность солдат входит не защита муравейника и сражение с врагами, как у других видов, а пережевывание твердых зерен, которые составляют основной рацион колонии.
В природе жнецы разыскивают и таскают в муравейник упавшие на землю зерна, но могут и разобраться с попавшимся на их пути насекомым – ведь это полноценная белковая пища. Для развития колонии белковая пища необходима, иначе матка перестанет часто давать потомство, а рабочие и солдаты будут меньших размеров.
Для кормления жнецов подходит смесь семян клевера, мака, льна, пшена, риса. Рацион может быть самым разнообразным, но этому виду категорически противопоказаны сироп, мед, сладкие фрукты, хлеб, а также все жирное, острое и соленое.
Жнецов можно подкармливать и кормовыми насекомыми, но рекомендуется их давать уже ранеными или слегка придавленными. Этот вид муравьев – неважные бойцы, и при битве с большим насекомым многие могут просто погибнуть.
Стадии развития жнецов таковы: яйцо (1-3 недели), личинка (1-3 недели), куколка (1-3 недели), взрослая особь (3 месяца – 3 года). Муравьи-няньки не просто носят личинок, но также кормят их и увлажняют. Матка жнеца живет до 25 лет, рабочий муравей – от 1 года до 3 лет.
1-03-2024 (0) Просмотров: 60 Номер: 15(13759) Версия для печати