$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Новая жизнь» с оперным театром


«Новая жизнь» с оперным театром

Итак, 5 и 6 марта в Башкирском государственном театре оперы и балета прошла премьера оперы Vita Nuova, написанной композитором Владимиром Мартыновым по одноименному произведению Данте Алигьери, а 23, 24 апреля спектакль вновь пройдет на сцене БГТОиБ. Автора ждали на премьеру, но, увы, он не смог приехать… Теперь Уфа вновь ожидает его прибытия.

«…Наверное, нельзя ходить в оперный неподготовленным, следовало почитать Vita Nuova Данте – источник для композитора… А то посетил я наш театр, послушал и посмотрел оперу Vita Nuova… – и ничего не понял…»
Такие слова услышали мы, обсуждая со знакомыми последнюю уфимскую музыкально-театральную премьеру. Другой знакомый уже в первом антракте почти со слезами на глазах доверился нам: большего блаженства давно не испытывал… «Почему?» – спрашиваем. «Такая музыка Мартынова – разве вы не чувствуете?! У него ведь всегда такая музыка!!!» И в сознании выстроился целый ряд уже действительно любимых нами звучаний – из художественных фильмов «Остров», «Холодное лето пятьдесят третьего», удививших давно; из «минималистической» пьесы «Войдите…»; из этномифологической композиции «Дети Выдры» с экстразнаменитым тувинским ансамблем «ХуунХуурТу»…
Vita Nuova Владимира Мартынова «попала» к нам, как удалось узнать из беседы с ее режиссером-постановщиком, москвичкой Елизаветой Корнеевой,
благодаря нескольким обстоятельствам. Во-первых, имело место ее желание продолжить сотрудничество с БГТОиБ, с нашим главным дирижером Артемом Макаровым (их совместная работа – «Лунный свет» Гайдна сегодня в репертуаре театра). Во-вторых, Елизавета, воспитанница и апологет Георгия Исаакяна (меломаны наверняка легко назовут пять постановок этого режиссера на уфимской оперной сцене), услышала музыку Мартынова в Москве, в Детском музыкальном театре имени Натальи Сац (а именно его возглавляет Исаакян). Это была опера «Упражнения и танцы Гвидо» – и Елизавета буквально загорелась желанием воплотить на сцене его произведение. Познакомилась с Мартыновым, и интерес усилился. Выбор пал на Vita Nuova. В-третьих, поработав в Уфе, Корнеева почувствовала и тяготение театра к современной опере, и готовность публики воспринимать это. Она, кстати, не знала, что плодотворная работа башкирского композитора Салавата Низаметдинова (что стоит успех его «Ночи лунного затмения», «Мементо», других опусов!) могла повлиять на воспитание «актуального слуха» уфимцев…
Vita Nuova («Новая жизнь») назначена на 23 и 24 апреля. После двух первых ее показов стало очевидно, что родилось НЕЧТО, способное притягивать внимание театралов – и искушенной публики, и просто тех, кто любит скрашивать будни посещением Храма муз. И с изумлением, и где-то даже с завистью нам довелось наблюдать, как в антракте зрители парочками, теснее прижавшись друг к другу, фотографируются в прекрасных интерьерах БГТОиБ. Пусть пафосно прозвучит, но ощущалось, что сам воздух театра «пропитался» любовью, а ведь история Данте и Беатриче – это и есть неизбывная, неизмеримая, загадочная и всепобеждающая поэзия великого любовного устремления…
Оказалось, что в нашем театре есть силы, способные проникнуться и непривычным языком музыки Мартынова (музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Артем Макаров, хормейстер-постановщик Александр Алексеев), и броскостью и неочевидной символичностью режиссерского, художнического взгляда (художник-постановщик Екатерина Агений, свет Ирина Вторникова, анимация Лиана Макарян), каким-то магнетизмом пластического решения спектакля (хореограф-постановщик Митя Федотенко, Франция). Подумалось – как неимоверно сложна собственно партия главного героя – Данте (написана для тенора, исполняли Сергей Сидоров и Азамат Даутов)! Невелика по объему, но сколь значима партия Беатриче (оба вечера этот образ на сцене воплощала Лилия Халикова)… Велико-лепным воспринялся хор плюс открывающие действо, отменно пропетые реплики девочек из детской студии театра.
– Вы думаете, уфимский слушатель готов? – спросит критически настроенный человек…
И мы не задумываяь скажем:
– Готов!
А к чему, собственно, готов уфимский слушатель? Ответ прост: воспринимать новую музыку. «Новую» в прямом смысле: прозвучавшая 5 и 6 марта на сцене
БГТОиБ опера Владимирова Мартынова Vita Nuova («Новая жизнь») написана композитором в 2003 году. Для Башкирии настолько свежая музыка ранее была редкостью, однако сейчас это обещает стать доброй традицией – спектакль будет повторен. А чтобы лучше понять и оценить, кто, что и как написал – БГТОиБ предоставил уфимцам возможность задать Владимиру Ивановичу Мартынову вопросы лично. Впрочем, соблюдая «дистанционный» пандемийный режим,беседа состоялась на интернет–площадке Zoom.
Рассказывая об этой беседе, мы решили не персонифицировать вопросы.
– Владимир Иванович, как Вы отнеслись к нашей постановке?
В.М.: – Записи оперы, к сожалению, не видел. Конечно, хочется посмотреть.
Отзывы тоже еще не читал. Сложная пока в мире обстановка, связанная с вирусом.
– Не страшно было довериться молодому режиссеру, Елизавете Корнеевой?
В.М.:– Нет! Я работал с мастерами-режиссерами старого поколения (Любимов), с уже зарекомендовавшими себя из поколения сорокалетних (Серебренников)... Видимо, пришло время попробовать что-то новое.
– Опера долго ждала воплощения на сцене, и вот теперь, когда это случилось – какие Вы испытываете ощущения?
В.М.: – Сложно ответить. Трепет, быть может. Надо понимать, что моя опера – это рискованное музыкальное решение, что стало понятно на предыдущих исполнениях (в Лондоне, Нью-Йорке). Но перед тем исполнением я активно внедрялся в репетиции, работали вместе с дирижером Владимиром Юровским… Здесь же риск еще и в постановочной части. Думаю все же прилететь на спектакль в Башкирию, но всемирная лихорадка, касающаяся с пандемиеи, пока мешает, создает неопределенность.
– Известно, что режиссер все время подготовки спектакля был в контакте с композитором. Владимир Иванович, в процессе Вы что-то дорабатывали? В
чем заключалось это взаимодействие?

В.М.: – Взаимодействие, я считаю, – это норма. Конечно же, мы очень много обсуждали. Со стороны Елизаветы были как предложения, так и вопросы. Но скажу сразу, что существенных перемен не было. Да, были сокращения, и они оправданы! Каждая постановка – это ситуация.
Я полностью доверился ощущениям Елизаветы. С художником Екатериной Агений консенсус тоже был найден. Полное согласие и взаимопонимание.
– Тогда вопрос к Елизавете. Получилось ли задуманное?
Режиссер Елизавета Корнеева, которая также участвовала в конференции:
- Получилось немножечко иное. Надо понимать, что любой спектакль – живой.
Ты видишь структуру, а сцена диктует свои законы. Но точно получилось интересно!
– А Вас удовлетворила реакция публики? Уфимский слушатель готов?
Е.К:- Я стараюсь не смотреть на реакцию публики, но опера интересная, и мне самой было интересно. Ну и отзывы, все – в позитивном ключе. Все-таки мы «поднимали» один из главных мифов – миф о любви. И уфимский слушатель точно к этому готов!
– Уфимского слушателя заинтересовали еще и музыкальные истоки оперы. Мы услышали и хорал, и отголоски советских песен, и стилистику
современной музыки. Это все было очень актуально, свежо. Но это ведь не просто так?

В.М.:– Музыкальный материал сочинения вырос из «энциклопедии оперы».
Что ожидает слушатель от оперы? Получить удовольствие. Это и было одной из задач – доставить слушателю наибольшее удовольствие. Но в моей опере два слоя, и второй слой – не для рядового слушателя (ведь чаще слышат «оперные красоты»). Здесь уже как раз то, что все услышали: ренессанс, барочная полифония, поздний романтизм. Даже некоторая китч-культура. Можно сказать, такова «стилистическая сумма» оперы.
– А как Вы считаете – есть ли будущее у оперного жанра?
В.М.:– Я думаю, что не стоит говорить о «будущем вообще». То, что мы имеем сейчас – кризис. Но кризис даже не столько оперы, сколько – человека мыслящего. Кризис же – это не всегда что-то плохое, это ожидание каких-то решений.
Думаю, что будущего у оперы в таком виде, как сейчас, нет. Когда-то Вагнер создал новый миф, Скрябин предложил идею новой мистерии… Так и нам надо переступить некую грань…
– В постановке Vita Nuova зашифрованы цифры. Раскройте этот секрет, пожалуйста!
Е.К.:– А это не я придумала числа, виновник тому – Данте. Он мистик… Да и Владимир Иванович тоже. Есть числа, значимые для многих, для всего человечества – 3, 6, 9. И весь спектакль строится на этом триединстве: из тройки вырастает девятка… Все, что происходит, – равно этому. Три героя, три плана…
– Есть люди, которые говорят: «Мы ничего не поняли». Что же с этим делать?
Е.К.: - Пригласить их второй раз.
В.М.:– Да, опера может показаться сложной. Нет прямого развития, нет единого сюжета. Пучок сюжета, он складывается по принципу матрешки – одна в
другой… Если люди не понимают, то и не надо усиленно стараться понимать, надо просто наслаждаться музыкой. Можно ограничиться «поверхностным» взглядом, чистым удовольствием. Беатриче – плод воображения Данте. Лучезарная любовь, которая всех ослепляет, все растворяет. Такой любви просто не может быть в нашем реальном мире.

***

Уважаемый читатель! Чем много (или немного) раз прочитать текст о наших впечатлениях – лучше самому приобщиться к приметной, неординарной
постановке Башкирского оперного Vita Nuova. Хочется встретиться с вами в прекрасных театральных интерьерах! «Новая жизнь» – она для вас.

Юлия КОШЕЛЕВА, Светлана ПЛАТОНОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из открытых источников.


«Новая жизнь» с оперным театром

«Новая жизнь» с оперным театром

Дата создание новости 20-04-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 1 190     Номер: 27(13497)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.