$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Главная моя награда – Красное Знамя над Рейхстагом»


«Главная моя награда – Красное Знамя над Рейхстагом»

Кто идет в рядах уфимского «Бессмертного полка»? Сегодня мы знакомим вас, уважаемые читатели, с Зульфией Газизовной Исмагиловой. Дочь на шествиях «Бессмертного полка» несет портрет своего отца, боевого разведчика Газизьяна Сабирьяновича Сабирьянова.

Газизьян родился в деревне Верхнеманчарово в крестьянской семье. Отец погиб в Гражданскую войну, не увидел, как выросли три его сына – Хакимьян, Лутфулла и младший, Газизьян. Жизнь последнего шла, как у многих молодых людей в те времена: он окончил школу и педагогическое училище, работал учителем истории и географии в сельской школе.
В июне 1940 года был призван в армию, служил на границе с Ираном.
Мечтал стать военным летчиком: сдал все экзамены, прошел комиссию и стоял на станции, ожидая поезда, чтобы уехать в Вельское военное авиационное училище. А тут – война. И все в жизни изменилось.
Воевал с первого дня войны до 30 мая 1945 года. Не единожды был ранен. Сначала, еще осенью 41-го, в Крыму - в правый бок и левую руку. Тяжело переживал ранение и невозможность бить врага. Ушел на фронт, не долечившись.
Бои под Москвой. Здесь сержант Сабирьянов получил свою первую награду – медаль «За отвагу». За время войны 8-й механизированный корпус, где служил боевой разведчик Газизьян, перебрасывали для прорыва на 6 фронтов: Западный, Калининский, Воронежский, Первый Украинский, Первый Белорусский, Второй Белорусский.
За бои на Курской дуге Газизьян награжден орденом Красной Звезды. Здесь он был ранен вторично. Теперь уже в левую ногу и правое плечо. 
О храбром разведчике написал в своей книге «Гвардейцы-катуковцы в боях за Родину 1941-1945 годы» полковник Виктор Петрович Кабицын. Предоставим ему слово:
«Дерзость и отвага сочетались в Газизьяне с точным расчетом. «Дадим маху мы, не даст маху враг», - любил он говаривать своим подчиненным разведывательного взвода. В боях на Сандомирском плацдарме батарея остановилась на привал около одной деревни. Леса вокруг нет. Только с одной стороны к деревне близко подходила рожь. Газизьян решил лишний раз проверить - нет ли где противника. Взяв с собой одного разведчика, направился к околице. Осмотрев деревню и не выходя из нее, остановились на околице, начали внимательно рассматривать ржаное поле. Но что это? Какой-то блестящий предмет отсвечивает на солнце. Рядом еще и еще. Каски, мелькнула догадка. Отошли к своим, взяли несколько человек разведчиков, обошли с двух сторон поле и дали очереди по блестящим предметам. 14 фашистов было оставлено в засаде. Ждали наших с ручным пулеметом, автоматами, хорошо пристреляли дорогу. 
Здесь же, в Польше, он был удостоен второго ордена Красной Звезды. Орден был вручен за форсирование Сана, когда Газизьян вызвал огонь артиллерии на себя, по колонне танков, сосредоточившихся возле НП для контрудара по нашим подразделениям. После огня нашей артиллерии на месте осталось несколько горящих фашистских гусеничных машин, остальные бежали.
А война катилась на запад. Вот уж на груди Газизьяна появился орден Отечественной войны II степени.
Вот и Берлин. Идет штурм фашистского логова. Виден Рейхстаг. Глядишь, скоро и домой, к себе в Башкирию. 
- Ну, Газизьян, - шутили однополчане, - вернешься домой - первый парень на селе. Скоро и места для наград на груди не будет. Вот и Славой I степени награжден, и несколькими медалями.Газизьян отшучивался! “Главная для меня награда - Красное Знамя над Рейхстагом”. 
Но 29 апреля 1945 года гвардии старший сержант Газизьян Сабирьянович Сабирьянов был ранен рядом с Рейхстагом. Шел по метро со своими разведчиками, нужно было выглянуть наверх, чтобы выяснить обстановку. Поднялся в люк, выглянул, впереди в метрах 30 увидел двух вражеских солдат. Выхватил пистолет, но выстрелить не успел. Заметивший его фашист бросил гранату. Когда падал вниз, последнее, что он увидел наверху, был паучий купол, над которым через несколько дней взовьется Знамя Победы. Жизнь ему спас его друг, мой бывший командир взвода лейтенант Михаил Мигован. Он оказал первую помощь и организовал передачу его в медсанбат, так как Газизьян был без сознания.
И встретился я с ним через 40 лет в День Победы в Москве. Ожидая товарища, ветерана 1 гв. ТА, у входа в гостиницу, я увидел человека, грудь которого украшали 5 боевых орденов и 12 медалей. Очень он был знаком. Человек внимательно смотрел на меня и стал подходить ко мне, а я к нему. «Вы с артдивизии - 21-й Гвардейской механизированной бригады», — сказал он. «Да, я бывший младший сержант Кабицын - разведчик из 1-й батареи». «А я Сабирьянов, Газизьян - помните?» «Да, да!» Так я встретил своего фронтового однополчанина».
…Из трех братьев, ушедших защищать Родину от врагов, вернулся лишь он один. Хакимьян погиб под Москвой в 1941 году, Лутфулла под Сталинградом в 1943-м.
За ратный труд во имя Победы Газизьян Сабирьянович был отмечен 15 благодарностями Верховного Главнокомандующего, орденами Отечественной войны I и II степеней, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», множеством юбилейных наград.
После войны вернулся на учительскую стезю. Однако стране были нужны руководящие кадры, и бывший разведчик вскоре был отправлен учиться в областную партшколу. Больше тридцати лет Газизьян Сабирьянович работал на руководящих должностях сначала в Илишевском, а затем в Дюртюлинском районах. Последним местом работы стало районное потребительское общество, откуда ветеран и ушел на заслуженный отдых.
С супругой, также педагогом по профессии, Розой Шакировной Каримовой жили душа в душу, воспитали трех дочерей. Старшая, Рита, кандидат экономических наук, до ухода на пенсию трудилась сначала в Академии наук, а после долгие годы преподавала в Уфимском аграрном и Башкирском Государственном университетах. Средняя дочь, Альфия, повторила путь отца. Московский институт культуры, Свердловская партийная школа и работа: обком ВЛКСМ, Уфимский горком партии, заместитель главы Администрации Кировского района города Уфы. Наша героиня, младшая дочь ветерана Зульфия также окончила институт культуры. Она трудилась в Федерации профсоюзов РБ 39 лет, 4 года на должности инструктора, а потом, до ухода на пенсию - заведующей базовой библиотекой ФП РБ. Сейчас по приглашению руководства вернулась и работает над расширением и обновлением экспозиций музея истории профсоюзного движения Республики Башкортостан, который находится в Доме профсоюзов.
- Папа был весь в работе, дома мы его видели редко, - рассказывает Зульфия Газизовна. – Как человек, прошедший войну, считал: надо ценить жизнь, это самое главное на свете. Для нас, детей, никогда ничего не жалел, очень любил свою семью.
Всегда был очень принципиальным. Вспоминаю его любимую фразу: «У меня один партбилет и все». Несмотря на то что отец всегда был на руководящих должностях, у нас никогда не было ни машины, ни других материальных ценностей. Его жизненное кредо было – честность.
Из увлечений помню одно – папа обожал собирать грибы. Ни охоту, ни рыбалку не любил, а вот грибник был известный, приносил свои трофеи из лесу мешками.
Ушел из жизни Газизьян Сабирьянович 7 ноября 1990 года, сказались оставшиеся в его теле с военных времен 42 осколка.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
НА СНИМКЕ: Зульфия Исмагилова с портретом отца.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Дата создание новости 15-04-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 427     Номер: 25(13587)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.