Сорвать цветок... с балкона
- Я сейчас даже не могу назвать какого-то уголка в городе, который вызывает у меня повышенную симпатию или, напротив, чувство раздражения. Все идет так, как идет. Я к Уфе привык и всегда найду себе здесь уютное местечко...[/b]
Не стану скрывать: изначально разговор с заслуженным артистом России и народным артистом Башкортостана Владимиром Абросимовым, который многие уже годы служит сцене Русского академического театра, планировала я повести иначе. Избрав точкой отсчета фантастическую коммуникабельность нашего героя, исповедующего в отношениях с любым человеком (даже со случайным прохожим) дружелюбие, автор этих срок наивно полагал, что подобрал некий ключик, с помощью которого откроет дверку в мир мыслей и чувств Владимира Сергеевича, безусловно, имеющего собственные представления о нашем городе. Так-то оно, конечно, так, но... Абросимов, хитро улыбнувшись, перехватил инициативу и потянул меня за собой, увлекая в тот, как он сам говорит, ограниченный стадионом "Труд" (в детстве и юности Володя занимался на нем баскетболом) и улицей Ленина региончик, в котором вырос.
...Абросимовы приехали в Уфу, когда маленькому Вове лет было совсем немного, кажется, в 1953-м. Отец, фронтовик, профессиональный военный, закончив Академию имени Михаила Фрунзе, получил направление в высшее пехотное училище, располагавшееся на улице Карла Маркса, и семья перебралась из Химок в Башкирию.
- Так что я не коренной. Папа - с Кавказа, с Терека; мама - москвичка. Но и родители, и я прижились, почувствовав себя здесь своими. Что касается меня, то большую роль в этом сыграл и двор. Он у нас был замечательным.
- Вы жили тогда...
- ...На Ленина, 51. И в первую очередь вспоминается роскошный палисадник с чугунными оградами, цветущий, источающий дивные ароматы роз, меда, каких-то трав. Уфа в те поры славилась своей невероятной зеленью. Вообще палисадников в городе было много - некоторые, кстати, даже с беседками, в них старушки любили сидеть, впрочем, не только они, но и те, кто помоложе. Это была эпоха, когда во двор просто так ни одна компания, решившая вдруг выпить, не могла зайти - женщины поднимали такой крик, что незваные гости сразу же ретировались. Помню, у нас было футбольное поле, баскетбольная площадка, зимой обязательно заливали каток, появлялась коробка... И все мальчишки целыми днями торчали во дворе - жили точно по Гайдару, вместе. Клеили звезды на подъезды, искали каких-то старушек, которым была необходима помощь... Мой сын Егор еще застал те времена, когда дети во дворах играли и родители не испытывали страха от того, что ребенок носится на улице.
- Сожалеете о тех годах?
- Как сказать... Поэт, уфимец Иосиф Гальперин написал в своей книге, что тогда Ленина - была улицей, по которой ходили люди. Они общались, знакомились, увидев своих приятелей, переходили с одной стороны на другую, гуляли здесь, дефилировали после девяти вечера, вплоть до полуночи... И никто не боялся...
- Но Владимир Сергеевич, сейчас по Ленина тоже гуляют...
- Не спешите. Ныне эта культура ушла. Все в основном бегут, перемещаются из точки в точку - от магазина до кафе, от какого-нибудь ДК до кинотеатра... Скорости меняются, народ перестает мыслить упорядоченно, мерно, к чему располагает пеший ход. Люди разучились общаться со вкусом, с интересом друг к другу, перестали слышать собеседника.
- Возможно, Вы смотрите на это с точки зрения человека иной возрастной категории...
- Конечно. Молодость, влюбленность добавляли нашему восприятию окружающего некую романическую приподнятость... Но разве это плохо? И почему не вспомнить то, что действительно было хорошо?
- То есть нынешняя Уфа не вызывает у Вас таких чувств?
- Я комфортно себя в ней ощущаю. И вообще привык жить в том времени, в котором нахожусь. Да, патриархальность ушла, об этом, равно как и о красоте газонов и зеленом наряде города, стоит сожалеть. Некогда бабушка моей жены выходила на балкон на четвертом этаже и, даже не нагибаясь, срывала с дерева гроздь цветущей липы, чтобы тут же заварить с нею чай... Каково?! Думаю, стоит сожалеть о деревянных особняках, украшавших (именно украшавших!) улицу Цюрупы и придававших Уфе неповторимый облик, позволяющий говорить о том, что у города есть свое лицо... Патриархальность - это ведь такая вещь, которая сохраняет государство. Но теперь ее сменяет цивилизация. А давно доказано, в том числе и исследованиями многих философов, что цивилизация губит культуру, и с этим ничего невозможно поделать. Сие есть прогресс, так идет жизнь. Но зачем же отказываться от воспоминаний, тем более таких замечательных? А вдруг они на кого-нибудь окажут благотворное влияние?!
...Позволю себе небольшое, отнюдь не лирическое отступление. Некогда нашего героя исключили из пионеров - на торжественной линейке стоящего в первом ряду Володю ткнули сзади под коленки и он, чудом не растянувшись, повернулся и что есть силы приложил обидчику. А потом, не разобравшись, кто прав, кто виноват, старшая пионервожатая безуспешно пыталась снять с него алый галстук, узел которого Абросимов затянул намертво. "А вы ножницы возьмите, - посоветовал он покрасневшей от натуги женщине. - Вжик, и все"...
Из школы № 39 пришлось уйти, аттестат о среднем образовании получил в вечерней, уже работая на телевидении. Но он помнит, как за него заступались учителя, особенно Нина Ивановна Лапчик, ученица Кабалевского, которая так вела уроки пения, что на них ходили все. Абросимов был запевалой в школьном хоре, более того, в опере, поставленной Ниной Ивановной в 39-й, ему была доверена партия Медведя. И он слышал, как ругалась с директором Лапчик: "Вы должны понимать, что хулиган не смог бы петь партию Медведя!".
Забавно? А в то же время горячность педагога вызывает у меня не смех, а всего лишь улыбку...
- Уфа всегда славилась своими людьми. Ими она была прекрасна. Конечно, странно звучит фраза, что ей особенно повезло с теми, кто приехал сюда в эвакуацию во время Великой Отечественной войны... Но это именно так. В Уфу прибыли совершенно замечательные специалисты, люди науки, творческие личности, интеллигенты - из Белоруссии, Украины, кое-кто из петербуржцев... Иные пострадали в период культа личности. И они остались, поскольку некоторым возвращаться было уже некуда. И привнесли в нашу жизнь свою культуру - столичную, подчеркнуто городскую, не провинциальную, а иную, исполненную особой прелести, особого благородства... И они имели непосредственное отношение к воспитанию целого поколения уфимцев, впитавшего в себя их знания, их взгляды на мир, то, что ими было пережито и осмысленно...
...Помните тезис о стирании граней между городом и деревней? Сейчас он неактуален, поскольку этот лозунг и вовсе исчез, грани те стерлись. Некогда люди из села приезжали в мегаполис, чтобы получить образование, и... Вместо того, чтобы нести в глубинку то, чем богата городская культура, они оставались в центре, населяя его своими традициями, не всегда самыми плохими, но и не всегда очень хорошими...
- Вы хотите сказать, что коренной горожанин сейчас стал большой редкостью?
- А разве это не правда? Но тем временем Уфа движется в обратном направлении. Теперь не она прирастает пригородом, а наоборот. Сейчас город старается покинуть насиженные территории и обустроить свою жизнь (по примеру европейцев или жителей США) на просторах, на свежем воздухе. Раньше было престижно жить в "каменных джунглях", а ныне престижно выезжать из них, чтобы отдыхать после тяжелого рабочего дня на природе, в собственном доме.
- То есть мы изначально уничтожаем патриархальность, а затем кружным путем пытаемся к ней вернуться...
- И ничего с этим не поделаешь. Такие процессы зависят не от нас. Изменились понятия, поменялись местами приоритеты.
- А Вас на вольный воздух не тянет?
- Нет, я уже говорил, что чувствую себя в Уфе комфортно.
- Настолько, что считаете этот город своим?
- Столько десятилетий прошло, наши с женой родители лежат в этой земле, сын здесь родился... Уфа уже стала моей родиной.
[b]Беседовала Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
[/b]
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
[/b]
28-03-2013 (0) Просмотров: 1 700 Номер: 60(12208) Версия для печати