Из мира свинца в пространство эфира
В марте на сцене ГАРДТ РБ состоялся необычный вечер современного танца, в рамках которого уфимским зрителям были представлены не только два спектакля в исполнении известных российских танцтеатров, но и в антракте прочитана лекция об актуальном направлении в современном искусстве – Art&Science.
Наука и искусство – их со-единение, взаимообогащение новыми идеями и культурными смыслами – вот что стало лейтмотивом этого события. Зрителей ожидало трехчастное погружение в сайнс-арт путешествие во Времени.
Вечер открылся сайнс-арт спектаклем «PLUMBUM» в исполнении труппы Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны – неоднократного лауреата Национальной премии «Золотая Маска». Лектором небольшого экскурса в междисциплинарную взаимосвязь науки и искусства (science-art) в антракте выступил директор Центра технологической поддержки образования московского Политеха Илья Вольнов. Завершился вечер спектаклем «ЭФИР» в исполнении молодой труппы калужского Инновационного театра балета Ксении Голыжбиной.
Оба спектакля были показаны зрителям за один вечер не случайно. Это не две разные работы, встретившиеся на сцене Русского академического, а спектакли, объединенные идеей Теории Времени и созданные в Челябинске и Калуге в рамках масштабного проекта – Всероссийской лаборатории науки и искусства IZOTOP.LAB.
Автор концепции лаборатории и режиссер-хореограф обоих спектаклей – Ярослав Францев, хорошо известный театральной публике Уфы как хореограф спектаклей «Ромео и Джульетта», «Гроза», «Двенадцатая ночь» Молодежного театра, «В ночь лунного затмения» Башкирского академического театра. Но это только малая часть того, что Ярослав успел поставить как режиссер и хореограф по России, в том числе одной из его недавних работ в качестве хореографа стала рок-опера «ФОМА» Новосибирского музыкального театра (режиссер постановки Филипп Разенков тоже хорошо знаком уфимцам), взявшая в 2021 году «Золотую Маску» в трех номинациях.
Помимо работы в театрах Ярослав создал собственную компанию RADI SVETA, которая с 2017 года существует в Москве, придумывает и организует авторские просветительские культурные проекты в регионах России. Одним из таких проектов как раз стала лаборатория IZOTOP.LAB. Партнером гастролей проекта в Уфе выступило Посольство музея современного искусства ZAMAN.
«Проект IZOTOP.LAB изначально задумывался мной как платформа для экспериментов на стыке театра и науки, в которых соединяются цифровые технологии, искусство и научные исследования, изучающие человека и глобальные мировые вопросы. IZOTOP.LAB – это территория познания мира посредством театра и науки. Театр меняет оптику и позволяет использовать технологии вне контекста, в котором мы привыкли их воспринимать в обычной жизни. Любое научное исследование может быть переведено на язык театрального процесса. Но наша задача не только процесс – мы нацелены на создание продукта, который переосмысляет и популяризует науку, в ее нетривиальном виде», - делится Ярослав Францев.
Цель IZOTOP.LAB в 2021-2022 годах – создание трех театральных постановок в трех городах России при сотрудничестве с известными российскими сайнс-арт художниками и учеными. Так, например, драматургической основой для спектакля «ЭФИР» были выбраны тексты Платона, Менделеева, Теслы, Блаватской, а вдохновением для художественного решения костюмов спектакля (художник по костюмам – Софья Кобозева, Москва) послужили картины из многолетнего цикла работ «ИНВАРИАНТЫ» сайнс-арт художника, математика, кандидата технических наук Светланы Калистратовой (Москва).
Темой, объединяющей все три спектакля, авторы концепции выбрали Теорию Времени гениального астрофизика и доктора физико-математических наук Николая Козырева, в конце 40-х годов бросившего вызов научному миру и сумевшего взглянуть на Время как на источник всей космической энергии во Вселенной.
По замыслу авторов, три спектакля, отражающие три временных аспекта – прошлое, настоящее и будущее, должны показываться зрителю в строгой очередности, потому что каждый из них несет свою атмосферу, соединяясь по смыслу с предыдущим. На данный момент компанией RADI SVETA пока созданы две части триптиха – спектакли «PLUMBUM» и «ЭФИР». Третья часть находится в разработке – ее авторы планируют посвятить исследованию сакральной природы воды.
Уфа стала вторым городом России, после Челябинска, в котором был показан этот уникальный театральный диптих.
Сайнс-арт спектакль «PLUMBUM» – это мультижанровый проект, соединяющий в себе физический театр, современный танец и экспериментальный саунд-дизайн, полностью сочиненный из звуков металла (композитор – Евгений Климин, Москва). По концепции Времени, которую режиссер берет за основу, «PLUMBUM» – это наше Прошлое. Время металла, индустриального бума, свинца - тяжелого, спящего и механистичного сознания. Сознания, привыкшего жить в парадигме «бей и беги».
Главный герой (Степан Баннов) – персонаж в костюме «адидас» живет, влюбляется, женится – проживает свою нормальную жизнь среди таких же нормальных людей, привыкших доказывать, что они сильнее. Танцовщики Челябинского театра современного танца в этом спектакле работают на износ – отчаянно. Перед нами проносятся воспоминания нашего совместного прошлого – обрывки пионерских песен, радио и передач, повествующих о развале страны и вплетенных в гул металлической симфонии. Страшна финальная сцена – герой в «адике» остается прикован своими же собратьями металлической цепью к железному коробу, который танцовщики выстраивали в течение спектакля, чтобы затем всем вместе зайти в этот «ковчег».
Из этой до боли знакомой «панельки» мы слышим звуки застолья ее обитателей, частушки с матерком, недовольный внешним шумом возглас «кормил ли кто собаку?!». Тем временем на авансцене мы видим несчастное изнывающее тело существа, рычащего, ноющего, осознавшего свое рабское бессилие, но все равно продолжающего рваться с цепи.
А вот «ЭФИР» помогает нам понять, как дышать дальше. Проснуться в мире свинца, но при этом продолжать жить и пытаться становиться тоньше и лучше.
«ЭФИР» – это мистерия, выраженная языком современного танца и сайнс-арта, – рассказывает о спектакле Ярослав Францев. – Это спектакль о божественном провидении и сверхсознании каждого человека. О том, кем мы можем быть на самом деле вне социальных шаблонов и дуальности. Насколько мы способны быть теплыми, честными, тонкими и чистыми. Это моя фантазия на тему того, какими люди могут быть, если станут уходить от состояния дуальности, деления своего восприятия на «черное» и «белое» в сторону общности – не равенства, но единства внутри социума. Возможно, мы будем такими, но позже».
И танцовщикам Инновационного театра балета (Калуга) действительно в течение спектакля физически удается создать это ощущение неги и едва уловимой стихии, незримо витающей в воздухе. Исцеляющей и согревающей сердце, когда танцовщики вовлекают зрителей в финале в коллективную голосовую медитацию.
Соединяясь в одном вечере, оба спектакля оказывают по-настоящему терапевтический эффект, оставляя при этом зрителя с ощущением наконец собравшейся воедино целостной картины мира, в котором есть место земному и божественному.
Софья ВИШНЕВСКАЯ.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
18-03-2022 (0) Просмотров: 622 Номер: 18(13580) Версия для печати