$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Когда музыка звучит… с небес


Когда музыка звучит… с небес

Разговор об этом симфоническом концерте возник в связи с юбилеем замечательного дирижера, немало лет посвятившего Башкирскому государственному театру оперы и балета, заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Башкортостана, лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска» Валерия Платонова, ныне работающего в Перми… Так вот, разговор сей стал возможен благодаря полученной мною видеозаписи. В Пермском оперном театре подобная практика видеозаписей значимых музыкально-театральных событий распространена и процесс находится на высочайшем техническом уровне. В общем, в Пермском оперном есть профессиональная студия, работающая на многие камеры (кажется, семь) и четырнадцать микрофонов…
Впрочем, изначально мне посчастливилось присутствовать на этом, юбилейном концерте Валерия Игнатьевича. Красивый зал Пермской оперы, полномасштабный оркестр, хор театра, солистка – меццо-сопрано Наталья Буклага… Сегодня вспоминать об этом вечере – значит все глубже проникать в смыслы, предложенные нам дирижером и его соратниками – исполнителями музыки. Звучат «Далекие сны детства», Симфония «Памяти родителей», кантата «Мать скорбящая», «Вестник»… Цепочка логически выстраивается очень органично: детство – мама – будущее… Итак, Александр Чайковский, Гия Канчели, Александр Локшин, Валентин Сильвёстров. Именно эти композиторы становятся союзниками дирижера, музыкантов и слушателей, «проводниками» глубинных раздумий… Ведь дни истинного музыканта полнятся бесконечными размышлениями… О времени, о себе, о жизни и небытии. О добре и зле… – как банально бы это на первый взгляд ни звучало…
Задумывался маэстро Платоновым блок из этих «знаковых» сочинений, вероятно, перманентно. Играть музыку – все равно что дышать, как не вспомнить знаменитые строчки Булата Окуджавы… Дирижеру необходим оркестр, музыканты-солисты. Провидение оказалось благосклонно, и звезды сошлись… Правда, времени на репетиции дано было не так уж много: 5 и 6 января, затем – прямо перед датой концерта. Но уже в сам день, 21 января, Валерию Игнатьевичу сотоварищи удалось приготовить последнюю вещь – сильвёстровского «Вестника»…
Программа буквально на всех произвела ошеломляющее впечатление. Несомненно, Валерий Платонов обладает тайной – любое сочинение под его руками слышится как гениальное или, по крайней мере – талантливое… Однако здесь, на юбилейном вечере, музыка действительно говорила... «с небес».
«Далекие сны детства» – исполнялись и у нас, в Уфе. И это незабываемо. 19 февраля 1996-го. Концерт-презентация специального номера газеты «Музыкальное обозрение», полностью посвященного Башкирии. Мы, музыковеды, работали как никогда, как «загнанные лошади», впервые столкнувшись с жесткими требованиями московской редакции. Номер стал документом, раритетом, концентратом фактов, характеристик, описаний и даже раздумий о музыкальной культуре республики. И вот на презентации мы познакомились с Александром Чайковским, а его двойной конерт «Далекие сны детства» навсегда запал в сердце. У меня сохранилась запись, переслушивать которую хотелось без конца. С нашими играли супруга Александра Чайковского скрипачка Людмила Малян и ее коллега по оркестру Мариинского театра альтистка Ольга Кириллова. Особенно мне дорог тот момент, когда в начале третьей части словно расцветает прекрасный цветок: после бешеного «перпетуум мобиле» второй части воцаряются чистота, ясность и… нам открывается долгожданная Истина!
В пермском юбилейном концерте маэстро Платонова слушателей ждало мужское исполнение. Великолепные мастера Александр Тростянский (скрипка) и Сергей Полтавский (альт) – настоящие, большие художники. Подскажу заинтересовавшимся: любой из вас может послушать их игру на «Классик-онлайн», где Концерт Александра Чайковского с платоновского юбилея уже выложен. Но живые впечатления, безусловно, в разы сильнее!..
Пятую симфонию Канчели Валерий Платонов тоже играл. Это было в 2003 году, также на юбилейном концерте. На 50-летие. Все также проходило в Пермском театре. Симфонию мы с Валерием Игнатьевичем полюбили давно, когда у нас дома появилась пластинка. Заслушали ее, что называется, «до дыр». Прекрасно высказалась о ней Наталья Зейфас (читаю на «Бельканто»): «Пятая симфония… посвящена памяти родителей композитора. Здесь, пожалуй, впервые у Канчели тема времени, неумолимого и милосердного, полагающего предел человеческим стремлениям и надеждам, окрашивается глубоко личной болью. И хотя все образы симфонии — как скорбные, так и отчаянно протестующие — никнут или распадаются под натиском неведомой роковой силы, целое несет ощущение катарсиса. Это скорбь выплаканная и преодоленная. После исполнения симфонии на фестивале советской музыки во французском городе Туре (июль 1987) пресса назвала ее, «возможно, самым интересным из современных произведений на сегодняшний день».
Продолжу свой материал словами все той же Натальи Зейфас: «Оригинальность музыки Гии Канчели, которому посвящены приведенные строки, – в сочетании предельной открытости стиля с его строжайшей избирательностью, национальной почвенности с общечеловеческой значимостью художественных идей, бурной жизни эмоций с возвышенностью их выражения, простоты с глубиной, а доступности с захватывающей новизной. Подобное сочетание кажется парадоксальным лишь при словесном пересказе, само же становление музыки у грузинского автора всегда органично, спаяно живой, песенной по своей природе интонацией. Это художественно цельное отражение современного мира в его сложной дисгармонии».
Мне кажется, лучше не скажешь!
А 21 января сила вызванных музыкой эмоций в переполненном пространстве Пермского оперного зашкаливала… Внимая залу, нельзя было не почувствовать сопереживания каждого из присутствовавших…
Теперь, вновь и вновь обращаясь к видеозаписи, можно рассмотреть лица исполнителей. Вот откуда эта сила воздействия! От энергии десятков музыкантов объединенных волею одного, расположившегося за дирижерским пультом. Кредо Валерия Платонова – вызвать сотни творческих воль и направить буквально на художественный, созидательный подвиг – и совершается ТАКОЕ, что неподвластно слову. Пермская журналистка дала своему отклику на концерт 21 января название – «Дирижер XXI века». Другая, анонсируя событие, употребила не менее сильное – «Легендарный дирижер»…
Центральным звеном программы стала, как и задумывал Платонов, кантата «Мать скорбящая». Валерий Игнатьевич, раздобыв рукопись Александра Локшина у его сына, осуществил нотный набор и клавира, и партитуры. Безусловным девизом по отношению к музыке Локшина стали слова Шостаковича «так пишет гений» – это было сказано, когда советский классик услышал Первую симфонию Локшина… Если между «Далекими снами» и Симфонией Канчели протянулись не только смысловые, но и интонационные нити, то еще более глубинные арки перекинулись к кантате: строки «Реквиема» Анны Ахматовой (воплощенные в партии вокалистки) и традиционный текст православной заупокойной службы (в звучании хора). При желании расслышать слово появляется опасность потерять музыкальную суть. В музыке есть и мудрое приятие неизбежного, и протест, несмотря на трагичность самого человеческого существования.
Форма кантаты как бы открыта. «Помолитесь, помолитесь за меня» – это солистка. «Аллилуйя, аллилуйя, Аминь» – хор. После этого требовался еще дополнительный штрих, «аккорд». Им и стал бисовый номер – «Вестник» Валентина Сильвёстрова, несущий умиротворение, свет небес; камерное тихое истаивание; сонорный эффект – дуновение, уводящее мыслями к ветру времен… Как театр, как кино – и зримо, и столь проникновенно, сколь может разве что музыка.
Затихающая нота. Маэстро отдает поклон оркестру. И звучат нескочаемые овации…
Светлана ПЛАТОНОВА, музыковед, профессор УГИИ.
Фото предоставлено Пермским театром оперы и балета.

P.S. Материалы Юлии Баталиной «Дирижер XXI века» («Новый компаньон») и Натальи Земсковой «Легендарный дирижер Пермского оперного отметит свой юбилей большим симфоническим концертом» (газета «Звезда») находятся в открытом доступе.

Дата создание новости 20-03-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 509     Номер: 19(13672)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.