Ночь нежна
и исполнена дивной неги покоя…
«Вечерка» уже коротко рассказывала о том, как нынешняя акция «Ночь музеев» проходила в знаменитом писательском особняке, который помнит звук шагов маленького Сережи Аксакова.
Действительно, уфимский Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова в эту Ночь, точнее – вечер, испытал мощнейшую атаку любителей истории и старины. Интересного в рамках акции аксаковцами было задумано так много, что одной газетной полосы явно не хватит. А посему выберу из великого перечня пунктов программы для полуночников только то, что произвело на меня (не умаляя достоинств оставшегося за кадром) самое сильное впечатление. И начну с того, что в акции приняли участие и четыре очаровательные девушки в белых футболках с надписью «Волонтеры культуры». Они помогали уже падавшим от усталости музейщикам сдерживать натиск хлынувших в писательскую усадьбу посетителей, все новые и новые волны коих прибывали каждый час. Без этих милых девочек, деликатно направлявших потоки гостей в разные зоны, сотрудникам Дома-музея было бы совсем непросто.
Самое любопытное то, что три юные пичужки из числа волонтеров учатся в Аксаковской гимназии №11, восьмиклассницы Гульфия Ишмуратова, Вероника Трегубова и Лия Хуснутдинова не в первый раз в Мемориальном доме-музее писателя, чье имя носит их родная школа, а вот дежурили как волонтеры они впервые. И несмотря на то, что делом это оказалось совсем непростым, девочки не растерялись и экзамен выдержали на «отлично». К ним, кстати, присоединилась в этот вечер шестикурсница Башкирского государственного медицинского университета Элина Бикташева, тоже «Волонтер культуры». Так мы и сфотографировали этот квартет чудесных девушек на крыльце писательской усадьбы…
…А самое яркое событие Ночи и самое, на мой взгляд, оригинальное, если сравнивать со всеми коллегами Мемориального дома-музея, произошло под сводами особняка XVIII века тогда, когда на город окончательно опустилась ночь, зажигая на улицах фонари, а в квартирах – люстры, торшеры и настольные лампы. Народ, особенно детный, к тому времени уже чуть-чуть рассосался, остались лишь самые стойкие и те, кто, несмотря на объяснения авторов идеи, медлил, надеясь попасть в число избранных. Речь об экскурсии «Шорохи дворянского дома», начало которой, вместо обещанных 22 часов, задержалось в силу излишней настойчивости и нервозности несчастливчиков и по причине того, что организаторы ждали полной темноты за окнами… Ночь была действительно нежна – мягкая, уютная, она неохотно отдавала тепло жаркого мая, медленно сгущаясь над писательской усадьбой, обволакивала всех мягкой паутинкой пленительных сумерек и ароматом цветов, разливающимся в воздухе… Дом затих, двери его бесшумно затворились, и пятнадцать человек затаив дыхание растянувшейся цепочкой двинулись за старшим научным сотрудником, хранителем музея Татьяной Евгеньевной Петровой, нарядившейся в платье, фасоном приближенное к тем временам, когда под этими сводами жило славное семейство дворян Аксаковых, и маменька мальчика Сережи неслышно ступала по анфиладе комнат... Свет в Доме-музее был погашен, и все мы, шаг в шаг, ступали за державшей в руке крохотный фонарик Татьяной Евгеньевной, которая, подобно Вергилию, вела нас сквозь мрак времен по залам, гостиной, закуткам и комнатенкам «Громады Зубинского дома». В иной бы ситуации в руках у Татьяны Петровой была более уместная в этом случае свеча, но правил пожарной безопасности никто не отменял, а они, естественно, диктуют свои условия. Впрочем, факт сей не смущал никого, и мы, завороженные тишиной, нарушаемой шорохом наших шагов, скрипом половиц и боем мелодично отозвавшихся на призыв нашего проводника старинных напольных часов, совершали путешествие в изящный век.
Авторами идеи уникальной этой экскурсии стали научные сотрудники музея – Людмила Усова, в старинного кроя капоте и чепце, всем обликом своим напоминающая маменьку Сережи Аксакова – Марию Николаевну Зубову, мелькнувшая в одной из комнат и исчезнувшая, аки тень былого в темноте; и Татьяна Григорьева в образе дворовой девушки аксаковской поры, тоже явившаяся к нам под финал ночного вояжа по особняку. А разработчиком прекрасной идеи и автором сего в каком-то смысле имерсивного спектакля, увлекшего нас настолько, что все мы на этот час забыли о времени, в котором живем, и погрузились, ведомые необычным «лоцманом», в эпоху просвещения, стала Татьяна Петрова. Мы внимательно следили за тем, как рука гида дергает узорную сонетку и реально представляли себе звук колокольчика в светелке горничной, которая должна откликнуться на призыв барыни; осматривали небольшую детскую, представляя, сколь сладко спалось будущему автору «Записок оружейного охотника» в этой удобной кроватке; по очереди заглядывали в оконце для просителей, за которым скрывался кабинет деда Сережи – Николая Зубова, товарища генерал-губернатора Уфимского наместничества. Отцу Марии Николаевны, собственно, и принадлежал этот дом. А еще мы слушали, как скрипит по бумаге гусиное перо в руке Татьяны Евгеньевны, изящно опустившейся на стул возле женского секретера в комнате маменьки, и внимали, округлив глаза, доносящемуся из-за двери детскому разговору маленьких Сережи и его сестры Наденьки (голоса, записанные заранее, принадлежали детям Людмилы Усовой – Грише и Лизе); а несколько минут спустя вновь внимали голосам, теперь уже доносившимся из другой комнаты – будущий писатель уговаривал любимую ключницу Пелагею рассказать ему на ночь сказку, и, разумеется, речь шла об «Аленьком цветочке»… В ролях юного Аксакова и ключницы – все тот же сын Людмилы Юрьевны Гриша и ее мама, кстати, по профессии врач Раиса Николаевна Поликаровская.
К тому же мы узнали от Татьяны Евгеньевны о том, откуда появился миф о привидении, каковое якобы обитает в старой дворянской усадьбе, привлекая рассказами о внезапно появляющемся в доме высоком седом старике огромное количество любителей подобных сюжетов, в том числе и телекомпании из Первопрестольного града. Следуя за экскурсоводом, мы по очереди заглянули в застекленное окошечко, выходящее, скажем на языке нашего века, в холл… За этим оконцем в небольшом кабинете в присутственные дни уже упомянутый дед Сережи Аксакова, товарищ генерал-губернатора, принимал письма, прошения и жалобы посетителей… В один прекрасный вечер он оставил на спинке своего кресла халат, в очертаниях коего в сумерках впечатлительный мальчик увидел странного белого старца и в ужасе с криком бросился к маменьке… Та, взяв свечу, привела ребенка в зловещую каморку и показала ее при свете, успокоив отпрыска… Но, возможно, именно с тех самых пор легенда эта осталась жить, грея души охотников за приведениями…
В сумраке теплой майской ночи слух небольшой группы людей, следовавших за уфимским чичероне, обостренно ловил каждый шорох и каждый вздох, а глаза их воспринимали уже знакомые портреты на стенах дворянского дома иначе – выхваченные лучом из тьмы, они были прекрасны, более выразительны и таинственны… Думаю, что большинство из нашего отряда, вернувшись к себе, постарались в ту же ночь открыть «Детские годы Багрова-внука» и вновь проделать этот путь по старому дому, только теперь вместе с юным героем романа… И уже одно это есть свидетельство того, сколь прекрасна идея, которую сотрудники музея воплотили в жизнь. Недаром же первая группа экскурсантов наградила тех, кто открыл им сокровища и таинства необычной Ночи, аплодисментами.
Экскурсия сия войдет в план Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова. Записываться, как и в первый раз, необходимо заранее. Просто следите за объявлениями и новостями на сайте аксаковцев.
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты Ночи в Доме-музее С.Т. Аксакова
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
26-05-2023 (0) Просмотров: 458 Номер: 36(13689) Версия для печати