«Какая глыба, какой матёрый человечище!..»
В минувшую пятницу в Уфе попрощались с Михаилом Николаевичем Новиковым – известным кинодокументалистом и режиссером, в свое время возглавлявшим республиканский корпункт «Союзкинохроники», киностудию «Башкортостан» и пресс-службу ГУФСИН РБ, в полном смысле слова человеком-легендой той, нашей, советской ещё эпохи, талантливым летописцем которой он был.
Родившийся за месяц до начала войны в Ташкенте и выросший в Омске, закончивший ВГИК и работавший на Омском телевидении, а затем и в Курганском корпункте «Союзкинохроники», в 1976-м Новиков приехал в Башкирию да так прикипел к ней, что никуда уезжать не захотел. Его фильмография насчитывает сотни выпусков журналов кинохроники, десятки кинолент, среди которых безусловные шедевры, в том числе и известный «Харасавей», снимавшийся полгода на Крайнем Севере. Персональные выставки Михаила Новикова с успехом проводились в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге, Тегеране, Софии, Будапеште и Берлине.
Но я не буду сейчас касаться заслуг мастера и его достижений, всесоюзных и международных наград и бесценного вклада в отечественное документальное кино – новиковского наследия с лихвой хватит на десяток иных биографий, оставлю для следующего разговора. Я работал с Михаилом Николаевичем несколько лет в пресс-службе уголовно-исполнительной системы, вместе мы побывали в командировке на Северном Кавказе и до последнего времени часто общались. У нас было несколько выношенных задумок-проектов, приступить к которым мы планировали нынешней осенью… Этот текст я писал в то время, когда боль от ухода близкого человека еще не то что не утихла – рана даже не покрылась тонкой корочкой, и потому пока скажу только о самом главном.
Михал Николаич – так почти по-семейному (но без тени фамильярности) мастера звали практически все мы, кто знал его близко: воспитанники, коллеги, сослуживцы. К такому обращению располагали и всегда приветливый взгляд, и мягкий спокойный голос, и врожденная его деликатность, но более всего – удивительное обаяние и чисто русская душевная широта, пленявшие собеседника с первых же минут знакомства. Правда, очень скоро становилось ясно, что у Новикова при этом совершенно железобетонный характер – если решил что-то, то сделает непременно. И выскажет, если надо, в глаза любому начальнику и в любом кабинете: очень спокойно и тактично, с непоколебимой уверенностью в своей правоте. И еще владел Михаил Николаевич редчайшим даром – быть родным человеком для каждого, с кем он встречался.
И потому на прощании в фойе родного для него кинотеатра «Родина», куда пришли киношники, сослуживцы майора Новикова (последние двадцать лет своей жизни Михаил Николаевич отдал службе в уголовно-исполнительной системе), близкие люди – мы все стояли словно члены одной семьи, потрясенные неожиданным горем, и не стесняясь, молча вытирали слезы. И генерал Виктор Шалыгин, отдавший службе в пенитенциарной системе всю свою жизнь и первым взявший слово, заранее извинился перед собравшимися за невольные паузы. В далеком 2000-м Виктор Васильевич, будучи руководителем Главного управления исполнения наказаний Башкортостана, принимал Новикова на работу.
– Говорю совершенно искренне: за эти двадцать с лишним лет я приобрел в нем не только верного соратника, но и друга. И бесконечно благодарен Михаилу Николаевичу и за верную службу, и за талант: его фотовыставки становились событием не только в пенитенциарной системе, иной раз вызывая невольные вздохи моих коллег-генералов из других регионов, – подчеркнул Виктор Шалыгин. – Я никогда не забуду мужества, проявленного нашим старшим товарищем во время командировки на Северный Кавказ в 2001-м, куда он поехал в год своего 60-летия и привез в Уфу коллекцию бесценных «фронтовых» кадров. Сегодня в последний путь мы провожаем не просто большого мастера, верного товарища и замечательного отца; мы прощаемся с человечищем, с человеком огромной души. Вечная память Вам, Михаил Николаевич, и пусть Всевышний примет Вашу душу...
Прощальные слова благодарности прозвучали и от воспитанников Новикова – известного кинорежиссера Булата Юсупова, директора киностудии «Башкортостан» Юнира Аминева, председателя Союза кинематографистов Башкортостана Зухры Буракаевой, с теплом вспоминавших годы работы с Михаилом Николаевичем.
– Многие кинематографисты моего поколения благодарны Михаилу Николаевичу за свою биографию, – говорит Зухра Диккатовна. – Моя жизнь сложилась бы совершенно иначе, если бы я не пришла на киностудию, которую возглавлял Михаил Новиков. Он предлагал интересные проекты, вникал во все дела и всегда живо интересовался каждым из нас, высказывая свое мнение – всегда справедливое. Нам всем очень будет его не хватать…
– Я хорошо помню, как на оперативках и совещаниях в Министерстве культуры республики, где я присутствовал будучи директором театра, на Новикова иногда оказывалось давление, – вспоминает заслуженный работник культуры РФ и РБ Вячеслав Стрижевский. – Но Миша всегда стоял твердо, как скала, спокойно и непреклонно отстаивая свою точку зрения. И с ним в итоге все соглашались.
На траурном митинге также выступили и.о. начальника УФСИН по РБ Михаил Капустин, заведующий отделом профессионального искусства Министерства культуры Башкортостана Зиннур Сулейманов, глава администрации Бирского района Антон Талалов, директор кинотеатра «Родина» Татьяна Разина и многие другие, пришедшие почтить память мастера.
В последний путь Михаила Новикова проводили с воинскими почестям, на Михайловском кладбище был дан троекратный залп.
Булат ГАЙНЕТДИНОВ.
***
Представьте себе Уфу «розлива» середины 90-х. Моду диктуют челночницы с сипайловского рынка. Денег у всех очень мало, да и культурных развлечений практически нет, кроме как сходить в «Желтую субмарину» – подышать воздухом богемной раскрепощенности. В остальные места лучше не пытаться заходить, если ты не знаешь кодовых бандитских выражений: «Да я подруга сестры Галима!» или «Завтра Волк всех вас на уши поставит!» А ты такая вся приехала после Литературного института, уже в 21 уставшая от лихих в Москве. Но ты жаждешь чего-то яркого, связанного с искусством, жаждешь общаться со своими творческими сверстниками, что-то делать и к чему-то стремиться!.. А кругом – уныние и еще хуже...
Первое желание – рвануть обратно в Москву. Но так хочется быть именно здесь, смотреть премьеры наших спектаклей, ты наелась вдоволь этой не верящей слезам столицы... Слезы девичьи капали... пока моя мама не встретила случайно на улице волшебницу – Фардуну Касимовну Касимову.
– Да у моего сына так же было, Марьям! А сейчас устроился на киностудию - все пошло путем! У них там одна молодежь, многие после Москвы! Только киностудия!!!
...И вот я пошла наутро в здание детского сада на улице Зорге. Тогда детские сады пустовали (последствия 90-х), часть зданий отдавали под разные учреждения. Половину садика занимала киностудия. И меня принял строгий Михаил Николаевич. Расспросил о семье, лицо просветлело.
– Вот что надо снимать! – воскликнул он, узнав об авторской инновационной программе мамы по народной педагогике. – Но, девушка, кино либо затягивает навсегда, либо не стоит себя обманывать – лучше сразу уходить, – предупредил Михаил Николаевич и дал испытательный срок – поработать ассистентом у режиссера из Новосибирска Эллы Хамзинишны Давлетшиной. Муж у нее был оператор, обретались они здесь, прямо на киностудии, спали на раскладушках. Моя семья жила тогда в Исянгулово, где мама открыла гимназию, так что ночевать по родственникам и утомлять их тоже особо не хотелось, и стала я дневать и ночевать на работе (о, эти ночи за освоением монтажного стола!).
Затем был эпохальный по нынешним меркам первый игровой фильм киностудии «Стеклянный пассажир» режиссера Булата Юсупова. Испытательный срок я в итоге прошла, и моим первым начальником стал длинноволосый меломан-рокер с дипломом сценарного факультета ВГИКа, он был старше меня всего на полтора года, звали его Айдар Акманов. Это и был сын Фардуны Касимовны (ныне сценарист фильмов «Сестренка», «Из Уфы с любовью», «Семья года», «Помилование» и других).
Так в буквально десяти комнатах, составлявших вкупе половину детского сада, творилась история нынешнего кино Башкортостана. В коридоре звучала музыка групп «Калинов Мост» и «Пикник» – она доносилась из мастерской ныне именитого режиссера анимации Рима Шарафутдинова. Заходили в гости в редакторскую странные и даже очень странные личности, такие, скажем, как Бред из панк-группы «Аннигиляторная пушка». Создавал свой шедевр «Паучок» художник и музыкант, ныне весьма известный бард Александр Мичурин . Короче, киностудия тогда была центром притяжения всех продвинутых жителей нашего города, разве что мы уступали студии «Муха» и уфимским радиостанциям.
...Вот так Михаил Николаевич Новиков в каком-то смысле подарил мне и еще очень многим людям киносудьбу. Объяснял, поддерживал, строго выговаривал, опекал, учил – и так всю жизнь.
Мы никогда не скрывали, что он был лучшим и самым профессиональным директором киностудии. Да простят меня другие, но факты нужно признавать и учиться. И мы никогда не забудем нашего любимого директора…
Зухра БУРАКАЕВА,
председатель Союза кинематографистов РБ, писатель, драматург, сценарист.
председатель Союза кинематографистов РБ, писатель, драматург, сценарист.
***
Есть люди, которые оказали на меня особое влияние, а именно - помогли поверить в свой выбор!
Все началось в 1993 году. Из-за финансовых трудностей невозможно было завершить курсовую работу, и где-то рядом витал вопрос моего отчисления из ВГИКа. Решения я не видел и уже почти смирился, когда на улице кто-то подошел и сказал, что меня ищет директор киностудии. Директор был новый, только назначенный, а потому совершенно мне незнакомый. Я с неохотой пошел на встречу. Тогда киностудия располагалась в здании завода «Прогресс». Меня встретил широкоплечий русский мужик с окладистой моряцкой бородой. Он протянул мне руку и… Мы подружились!
Уже на следующий день он водил меня по коридорам Министерства культуры и рекомендовал всем как первого режиссера игрового кино. «Вот, из ВГИКа, наумовец, мы все должны поддерживать и помогать», – говорил он, а в шоке был я. На меня смотрели как на диковинное существо, совершенно чуждое существующему миру.
Так Михаил Николаевич Новиков стал моим ангелом-хранителем.
Он помог с курсовой, запустил на киностудии мою дипломную картину «Стеклянный пассажир». Лично бился за то, чтобы у нас была возможность построить декорацию в одном из павильонов ВДНХ. Киностудия переезжала из здания в здание, но главное, в ней кипела жизнь! Приезжали режиссеры из Новосибирска, Екатеринбурга, студенты ВГИКа. Новиков, сам плоть от плоти кинематографист, помогал отстаивать наши творческие позиции, создавал условия для того, чтобы искусство развивалось… При этом он всегда оставался добрым, искренним, открытым человеком! Был момент, когда киностудия работала ОДНОВРЕМЕННО над 7 (!) проектами! Были споры, были сложности, но именно тогда сформировалась команда молодых режиссеров, сценаристов, которые стали предтечами, будущим республиканского кино.
…Уже после того как Михаил Николаевич ушел с руководства, были сняты полнометражные фильмы, но именно Новиков заложил основу! После киностудии Михаил Николаевич перешел работать в ГУФСИН. Казалось бы, где творчество, а где система исполнения наказаний?! Но и здесь Михаил Новиков нашел место для культуры, искренности и человечности! Спустя годы я создал свою киношколу и уже сам приглашал его учить молодежь! Были совместные фильмы, была киностудия, была киношкола, все это было, но навсегда осталось главное – любовь к кино!
Таким был Михаил Николаевич, подаривший свободу и возможности поколению кинематографистов 90-х! Человек, который объединял людей и зажигал звезды! И я стал одним из тех счастливчиков, имевших счастье быть с ним рядом! Спасибо, Михаил Николаевич, за все, что ты сделал для меня!
Булат ЮСУПОВ, кинорежиссер.
8-08-2023 (0) Просмотров: 362 Номер: 54(13707) Версия для печати