$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Время любить и отдавать


Время любить и отдавать

Айслу Ганеева-Панина – балерина, педагог, заслуженная артистка Башкортостана. За плечами Ленинградское хореографическое училище, тридцать лет служения самому прекрасному виду искусства на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, мастерство, огромный опыт, два высших образования: окончила Академию русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой по специальности «педагогика балета» и Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы (факультет психологии). Настало время отдавать. Отдавать вдохновенно и с любовью. Так, чтобы те, кому отдаешь, тоже беззаветно полюбили дело своей жизни.
День балетного человека длинный, начинается рано утром и заканчивается вечером, порой совсем поздним. Но это привычно. Как привычна теперь и дорога на улицу Свердлова, в Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева, где Айслу Ревмировна преподает классический танец.
…Раннее октябрьское утро. Солнце, осеннее, но еще не совсем скупое, позолотило крыши домов и верхушки деревьев. Вдали виднеется такое родное здание из красного кирпича, но пока можно подышать свежим воздухом и подумать.
Как быстро бежит время… Девочки первого выпуска открывают свой пятый сезон служения балетному искусству, театру. Она старается следить за творчеством каждой и радуется, как они взрослеют, осмысливают, не просто трудятся, а творят.
Но сейчас ее ждет новый класс. Девочки не похожи друг на друга ни характерами, ни физическими способностями. Новый класс – чистый лист, и от тебя, учителя, зависит, что и как на этом листе будет написано, ты должен дать правильные ориентиры для предстоящей взрослой жизни. И в профессиональном, и в житейском плане. Потому что в жизни это единое целое.
…А начиналось все на улице Зодчего Росси в Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, в самой знаменитой в мире хореографической школе, на родине русского классического балета. Святое место для тех, кому посчастливилось там учиться, неиссякаемый источник вдохновения, мастерства, стремления к совершенству и ярких, смелых откровений.
В Ленинграде маленькую Айслу Ганееву из Уфы лучшие балетные педагоги учили классическому танцу. А через двадцать с лишним лет уже опытную балерину Башкирского государственного театра оперы и балета заслуженную артистку республики Айслу Ганееву-Панину практически те же педагоги учили методике преподавания танца. Только училище стало Академией русского балета имени Агриппины Вагановой. Сменилась вывеска, но марка и качество обучения – неизменно высокие. Ленинградская закалка – на всю жизнь, потому что там учат не только профессии, но и трудолюбию, доброте, тактичности, искусству общения, стремлению к знаниям.
Некогда примерной ученице ЛХУ предлагали остаться в Ленинграде – в Кировском театре или Малом Оперном, сначала, конечно, артисткой кордебалета. Но чувство долга – ведь республика направила ее на учебу – и любовь к родному городу пересилили. С 1979 года Айслу Ганеева – солистка Башкирского театра оперы и балета.
Дебютом стала пальцевая, но характерная, игровая партия – Мачеха в «Золушке» Сергея Прокофьева в постановке Эрки Тана. Айслу пригласила на спектакль родных, и всем понравилось то, что она делает на сцене. Артистизм, пластика у нее от природы.
Первый репетитор в театре – Эмма Мухаметовна Тимиргазина, большой мастер.
Она и сейчас в колледже, рядом. И поддержит, и поругает, всегда с оптимизмом, не дает падать духом.
Танцевала наша героиня много и с удовольствием. Танец Айслу Ганеевой запомнился не только технической безупречностью, но и элегантностью, утонченностью, эмоциональной наполненностью. Китри, Уличная танцовщица, подружки в «Дон Кихоте», Черная жена в «Бахчисарайском фонтане», Анель в «Голубом Дунае», Вакханка в «Вальпургиевой ночи», вариации в «Пахите», Мирта и па-де-де в «Жизели», Эффи в «Сильфиде», в «Лебедином озере» – па-де-труа, сольные партии в других балетах. Через всю творческую жизнь прошла партия Зайтунгуль в балете «Журавлиная песнь», что особенно дорого сердцу балерины.
И вообще Айслу могла встать в любую линию кордебалета. Кордебалетные сцены в «Лебедином озере», «Жизели», «Баядерке» — это высокая классика, кладезь хореографических движений, соблюдение всех позиций, канонов, это школа мастерства.
Интересно было работать с балетмейстерами, которые приезжали в театр ставить спектакли. Особенно запомнился Владимир Могильда с его современной, необычной еще тогда хореографией. Айслу танцевала в его авангардной, нашумевшей постановке «Пер Гюнт». Незабываем Генрих Майоров со своим балетом «Чиполлино», где были очаровательные партии Магнолии и Редисочки. Интересно работалось с ленинградскими мастерами – Евгением Щербаковым, Николаем Маркарьянцем. И наконец, совершенно потрясающий период в жизни труппы – когда приезжал спустившийся с Олимпа Юрий Николаевич Григорович. Смотрели во все глаза, слушали раскрыв рот, ловили каждое слово его. Он доверил Айслу партию Венгерской невесты в «Лебедином озере».
– Юрий Николаевич очень строгий, но не злой, – вспоминает моя героиня. – Требует полного повиновения, но ему настолько веришь, что искренне подчиняешься и идешь за ним. Это действительно гений в хореографии! Сколько лет прошло, а его спектакли не устаревают, «Лебединое озеро», «Щелкунчик» всегда собирают у нас полные залы.
Время шло, и постепенно Айслу переходила с ведущих партий на игровые. Дама в зеленом в «Голубом Дунае», мать в «Жизели», синьора Капулетти в «Ромео и Джульетте»… И это было органично.
Неизбежно наступил момент, когда надо было уступить место молодым танцовщицам. С 2007 года Айслу Ревмировна преподает классический танец в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева. Для любой балерины уход со сцены сложен, мучителен. И не из каждой даже первоклассной танцовщицы получается хороший педагог. Кроме способностей нужна мудрость, чтобы воспринять преподавательскую стезю как естественное продолжение сценической. У Айслу тоже все было непросто. Печально было расставаться со сценой, хотя грех жаловаться – ее балеринский век получился продолжительным, танцевала почти тридцать лет.
Сначала пришлось нелегко. Вспомнился собственный путь в волшебную страну под названием Балет.
С малых лет она любила танцевать. Большую роль сыграло семейное окружение. Папа, Ревмир Галеевич Ганеев, был профессором истории, окончил МГУ. Он один из первых стал заниматься историей города Уфы, вышла книга под его редакторством. Мама, Рио Имаевна, филолог по образованию, преподаватель русского языка и литературы. Среди знакомых был весь цвет башкирского балета: Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, Майя Тагирова, Ильдус Хабиров, Фирдаус Нафикова, Шамиль Терегулов, Леонора Куватова и многие другие. Естественно, когда в Уфу приехала комиссия Ленинградского хореографического училища для набора детей, все единодушно посоветовали отдать Айслу на классическое отделение. Девятилетняя девочка отправилась в город на Неве.
Айслу с благодарностью и благоговением вспоминает своего учителя Эльвиру Валентиновну Кокорину, воспитанницу самой Вагановой. Наставник, друг, пример высокой культуры, интеллигентности, глубоких знаний, преданности профессии.
– На Эльвиру Валентиновну мне всегда хотелось быть похожей, – делится Айслу, – как она объясняла движения, как показывала, как общалась в нами, как говорила. Нам всем казалось, что такой педагог – идеал. Она никогда не кричала, всегда старалась найти в нас что-то замечательное, чтобы подбодрить, настроить на творческий лад. Мы же были интернатские, и в самые трудные дни, а это подготовка к экзаменам, Эльвира Валентиновна всегда нас подкармливала, приносила еду, витамины, чтобы у нас были силы. Все о нас знала, переживала. Верила в меня, в мои способности к танцу. Много репетировала со мной: различные вариации, готовили Машу из «Щелкунчика», 11-й вальс из «Шопенианы».
Судьбе было угодно, чтобы Эльвира Валентиновна через два десятка лет стала ее наставником и во время учебы в Академии русского балета на педагогическом факультете. Теперь она передавала тонкости педагогического мастерства. Ее уроки, заветы - ныне путеводная звезда для балетного педагога Айслу Ревмировны Ганеевой-Паниной.
Время любить и отдавать

Первым у нее был класс мальчиков. Двадцать шесть человек! Считались отстающими. Директор училища Алик Салихович Бикчурин попросил подтянуть их. Подтянула! Довела до первого курса. На своем классе Айслу защитила академический диплом на «отлично». Председатель Государственной комиссии Николай Николаевич Боярчиков изумился:
– Надо же, такой огромный класс – и все справляются. Ты молодец!
Самым способным и выстраданным учеником стал Фидан Даминов. Сейчас он солист Екатеринбургского театра оперы и балета, успешно строит карьеру.
В 2011-м Айслу Ревмировна взяла класс девочек и вела их до выпуска в 2019 году. Первый выпуск! Самый дорогой и самый трудный. Дети и педагог учились вместе. Все было живое, эмоциональное, ранимое, неизведанное. Ведь важно не только научить профессии, убеждена Айслу, а еще научить любить трудиться до истязания самого себя, научить восторгаться своей профессией, научить быть в рабочей форме каждый день, каждый час. Удача, случай приходят, не спрашивая, готов ты или нет, ты всегда должен быть готов. Везение – это не просто так, а каждодневный труд.
– Все в нашей работе идет подспудно, – говорит Айслу, – учишь профессии и учишь быть порядочным, хорошим человеком. Умным, начитанным, интеллигентным. Такого нет: сегодня воспитываю душевные качества, а завтра – нет. Все у нас переплетено. А вообще, самое важное качество педагога любого профиля – это любить детей и желать отдать им все, что знаешь. Труд педагога и тяжек, и сладок. В нем нельзя расслабляться. Вместе с детьми растем, но должны быть чуть быстрее их, на шаг. Нельзя ничего заранее предугадать в профессиональном отношении. Быть пифией, предсказательницей в нашем деле невозможно. Наша профессия – это и физические данные, и характер, и умственные способности. И все это в развитии с малых лет. И куда все это ведет, зависит и от учителя. Надо любить своих учеников, верить в них. Вселять им эту веру в себя. Ждать от учеников чуда и верить в это. Не превращать свой же труд в рутину. Идти всегда на результат. Страдать, болеть, радоваться вместе с учениками. Невозможно в нашей профессии быть «сухарем» и точно контролировать чувства.
Надо уметь отдавать то, чем обладаешь безвозмездно, просто от любви к танцу, к профессии. Желать, чтобы ученики были лучше, воплотили то, что не успела сама.
Никогда не надо бояться признаться в том, что ты чего-то не знаешь. Стараться сохранять то ценное, непреложное, истинное, что получила в училище ленинградском «из рук в руки». Очень важно сохранять традиции русской исполнительской школы: руки, позы, эмоциональную составляющую.
Все девочки работают в театрах – в нашем родном, в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Челябинске. Кто-то смог уже проявить себя профессионально, у кого-то это впереди, но обязательно девочки ВСЕ будут танцевать.
Айслу убеждена, что к финишу школьной жизни учитель должен увидеть свой результат: профессионала с цельным характером, с чистыми помыслами.
– Вновь разучиваем движения, вновь беремся за идеалы, – делится она. – Учимся танцевать, учимся говорить. Потом долго размышляем над вариациями, номерами по практике: кому и что надо выработать – мягкость в пластике или мелкую технику, а может, поработать над прыжком. Какой еще кирпичик умений заложить в общую копилку знаний ученицы. Для меня это захватывающий процесс, большая творческая задача, работа и отдохновение. Как добиться доверия учеников? Наверное, это вопрос всей жизни.
Вот вам прекрасное кредо педагога, человека!
Знаю Айслу почти три десятка лет. Помню ее на сцене, любуюсь учениками Ганеевой в концертных программах. С Айслу приятно, интересно общаться. Интеллигентная, тактичная, приветливая, одухотворенная. Семейное воспитание? Безусловно. Но чувствую и ленинградскую культуру. Ту, которой обладали наши звездные балерины Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, Майя Тагирова…. Думаю, как повезло детям, которые попали в руки Айслу Ганеевой-Паниной и имеют возможность впитывать, перенимать от нее высокую хореографическую и общечеловеческую культуру.
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива героини.


В ТЕМУ!
Время любить и отдавать

Преподаватели и концертмейстеры Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева вошли в число победителей II Открытого общероссийского конкурса педагогического мастерства имени Л.П.Сахаровой, который проходил в Перми. Итак:
в номинации «Преподавание народно-сценического танца» в категории «Педагоги профессионального образования» третье место присуждено Гульнаре Зифовне Насоновой;
в номинации «Преподавание вспомогательных дисциплин» в категории «Педагоги профессионального образования» первое место завоевала Лина Анатольевна Млис;
в номинации «Музыкальный аккомпанемент урока классического танцa» в категории «Концертмейстеры профессионального образования» второго места удостоена Айгуль Рафаиловна Шарипова;
в номинации «Музыкальный аккомпанемент урока народно-сценического танца» в категории «Концертмейстеры профессионального образования» второе место жюри присудило Юлии Зилевне Сабитовой.
Специальные призы:
– диплома «За использование музыки С.В. Рахманинова при создании композиции для Grand-adagio» удостоена Айгуль Рафаиловна Шарипова;
– диплом «За использование музыки С.В. Рахманинова при создании композиции для Grand-adagio» получает Юлия Зилевна Сабитова.

Дата создание новости 9-10-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 799     Номер: 70(13723)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.