Десятая муза отправилась «за ленточку»
«Вечерняя Уфа» уже рассказывала своим читателям о том, что 8 октября в Красном зале кинотеатра «Родина» состоялся предпоказ трех фильмов киностудии «Башкортостан» имени Амира Абдразакова, посвященных теме специальной военной операции.
Но прежде чем непосредственно обратиться к этим картинам кинематографистов нашего региона, я хочу коротко упомянуть о той науке, постулаты коей мне крепко-накрепко вбили в память и сознание мои выдающиеся педагоги с филологического факультете БГУ. А в ту пору, когда в университете училась я, нам давали изрядное образование. Так вот: чтобы осмыслить событие, до мельчайших деталей понять и оценить происходящее, художнику (если он настоящий художник – слова, кисти, кинокамеры, нотного стана) необходимо время. Великие или просто большие серьезные произведения, идущие вослед явлению, не рождаются сиюминутно, спонтанно, они требуют проверки годами, десятилетиями; мощнейшей внутренней концентрации автора и нескорой работы мысли в его творческой лаборатории. Вспомните о том, что выдающиеся российские писатели-фронтовики основные свои произведения о войне создавали достаточно долго: не сразу увидели свет иные романы и повести Константина Симонова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Виктора Астафьева, Михаила Шолохова, Вячеслава Кондратьева… Боль и горечь, ужас минувшего должны были, что называется, отлежаться и восстать, возродиться, аки Феникс из пепла, в душе писателя, а молодость многих из тех, кто перечислен выше, выпала на страшное лихолетье…
И только тогда появлялся литературный труд, достойный читательского взгляда и осмысления минувших событий! Вспомните, как долго Мустай Карим носил в своей душе сюжет знаменитой повести «Помилование». Он завершил свое невероятное по пронзительности и правде о войне произведение лишь в 1985 году. Эта тема болела в нем, тревожила сердце и ушла в большой мир только после того, как Мастер, буквально прожив каждый эпизод скорбного повествования о Великой войне, выписав его до буквы, отшлифовав, точно кристалл горного хрусталя, выпустил, словно птицу в небо, из своей груди…
...Помню о том, как профессор БГУ Вера Сергеевна Синенко на своем спецкурсе, посвященном теории беллетристики, открывала нам тонкости «лейтенантской прозы», рассказывая о так называемом эффекте перевернутого бинокля. Речь о том, что время спустя события, каковые изначально писателям-фронтовикам казались масштабными, уменьшились по своей значимости в размерах, а невеликие детали боевых буден, напротив, приобрели огромный вес…
И еще: по всем законам творческого процесса первыми на события откликаются песенный жанр и публицистика, затем поэзия, но речь не об эпических поэмах, а о стихотворениях либо циклах стихов, далее уже реагирует проза – в так сказать кратком своем варианте – рассказы, очерки, новеллы, а вот роман, равно как и хорошая пьеса, вызревает долго. И в этой табели о рангах драматургия, быть может, реагирует одной из последних. Не скрою, пьес-однодневок появляется много, но кто их помнит потом, годы спустя…
Думаю, у кино те же законы. Если вспомнить великие фильмы – «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Отец солдата», «Судьба человека», «Белорусский вокзал», «На войне как на войне», «В бой идут одни «старики» и многие другие, то они тоже родились далеко не сразу. Агитки – да, они были, иные из них вовсе не бесталанные; и никто не отрицает их необходимости в тот или иной переломный момент, вспомним, снятый в 1944-м вполне себе обаятельный фильм «В шесть часов вечера после войны»… Но ведь даже любимый народом «Небесный тихоход» увидел свет всего лишь в
1946-м…
Так что, на мой взгляд (вы, безусловно, можете с этим не соглашаться, читатель!), время для качественного художественного кино на тему СВО, а также театральных спектаклей еще не пришло.
Обо всем этом я мучительно думала, сидя в Красном зале «Родины», всем сердцем сочувствуя при этом родным погибшего «за ленточкой» молодого артиста Сибайского концертно-театрального объединения Ильнара Хатмуллина, приехавшим на предпоказ документального фильма «Танец героя», снятого режиссером Радиком Кильмаматовым. Не могу судить о том, насколько мастерски сделана эта лента, в которой ведущей как для меня, так и для всех зрителей пока остается тема оборвавшейся на взлете молодой жизни… Остроту этой боли усугубляли слова родных Ильнара Хатмуллина, выступивших перед залом – его совсем молодой мамы, прекрасной супруги – они обе еще не выплакали всех слез… Но особенно ранил зрителей малышовый лепет крохотного Аслана – сынишки героя… И каждый думал о том, что мальчонка еще не понимает того, что отец уже никогда не поднимет его на руки.
…Анимационный фильм Дамира Мухаметьярова «Беzбашенный» лично мне показался чересчур агрессивным (а о таких вещах, с учетом того, что ленту будет смотреть молодежь, необходимо думать заранее). История в нем мне увиделась не выстроенной, не додуманной… Складывалось впечатление, что в биографии героя, угнавшего технику ВСУ и спасшего высокого армейского чина Российской армии, есть некий зазор, который создатели ленты пытались обойти, из-за чего лишили персонаж человеческих характеристик, кроме разве что дочкиной фотографии, которую он крепит на панель похищенного танка. Но этого мало, особенно для картины, созданной в стилистике компьютерных игр о нашествии инопланетян… Я не хочу обидеть создателей картины, а говорю лишь о том, что понимания того, как протекает жизнь наших бойцов «за ленточкой», равно как и фронтового опыта,
у них нет, и это сказывается. Но анимация в данном случае не может стать панацеей…
...Самое яркое впечатление произвел на меня фильм режиссера Руслана Юлтаева «Бетеу» («Оберег»), также снятый на основе реальной истории. Это не первая картина Руслана Самерхановича, созданная в категории «короткий метр», с которой я знакома. «Вечерка» уже писала о его фильме «Блогер», в котором тоже звучит тема войны, только Великой Отечественной. Звучит тонко, не напрямую, а через восприятие сегодняшнего поколения – детей, внуков и правнуков тех, кто отдавал свою жизнь за Родину. Юлтаевский «Блогер» ныне успел собрать огромное количество наград различных кинофестивалей самого разного ранга.
…Так вот, режиссер Руслан Юлтаев и сценарист Анна Мурзабулатова обратились к тем, кто дома ждет парней, ушедших на СВО. И эта тема в каком-то смысле не менее болезненная, чем фронтовые будни наших земляков, покинувших отчий кров. Но зато Юлтаев знает то, что и о чем снимает. Он, со свойственной его манере размеренностью, взвешенностью и тщательностью, открывает нам картины деревенского быта, тепло которых заставляет болезненно сжиматься сердце зрителя, рисующего в этот момент эпизоды отнюдь не бескровных столкновений в зоне специальной военной операции. И нам понятна тревога и судорожное желание деревенских женщин хоть как-то облегчить участь своих мужчин-добровольцев – мужей, женихов, сыновей, внуков… И они, собираясь вместе, как солдатки времен Второй мировой войны, готовят для мужиков баурсак, прочие домашние яства, собирают посылки, стараясь не забыть ни одной мелочи из того, что понадобится их родным «за ленточкой»… И в этом их порыве читается такое единение, такая любовь к земле, жизни, ее защитникам, что на глаза невольно наворачиваются слезы… Руслан Юлтаев очень точно передал эту атмосферу близости, созвучия человеческих сердец, которую, безусловно, ощутят бойцы, получившие посылку с наивно запрятанным среди гостинцев, вязанных носков, рукавиц и белья номером телефона, и не смогут в ответ не позвонить в башкирскую деревню, чтобы сказать добрым труженицам: «Спасибо!» А то и вовсе заглянуть к ним по дороге на денек, отправившись на побывку домой, и после встречи с гостеприимными сельчанками принять от них оберег для того, чтобы передать его внуку одной из женщин…
Вот, если коротко, о состоявшемся предпоказе. Мне кажется, на нынешнем этапе осмысления событий, происходящих в зоне СВО, и того, как они откликаются на жизни мирного населения России, этого вполне достаточно. А дальше?.. А дальше начнут включаться хрестоматийные творческие законы, рождающие иные эстетические образы. Ведь служенье муз не терпит суеты и торопливости. А настоящий качественный продукт, сиречь художественный результат, должен вызреть, подобно хлебу на мирных полях.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
18-10-2024 (0) Просмотров: 47 Номер: 73(13817) Версия для печати