На соискание Государственной молодёжной премии РБ имени Шайхзады Бабича
Рука об руку в родном краю
Поистине рука об руку идут по жизни молодые башкирские художники Айгуль Ишбердина и Вера Фролова. Родились они в 1983 году. Айгуль в Сибае, Вера в Ишимбае. Обе в 2003-м закончили художественное отделение Уфимского училища искусств, а в 2009 году - Уфимскую государственную академию искусств имени Загира Исмагилова. В следующем, 2010-м, были приняты в члены Союза художников России, поскольку уже в студенчестве участвовали в выставках различного уровня и зарекомендовали себя как одарённые живописцы.
В нынешнем году Союзом художников Башкортостана на соискание Государственной молодёжной премии РБ имени Шайхзады Бабича выдвинут творческий проект Айгуль Ишбердиной и Веры Фроловой "Рука об руку в родном краю", который был представлен в залах уфимской художественной галереи "Мирас".
Выставка показала, что удивительное сходство биографий авторов сочетается с их столь же близкой концепцией творчества, в основе которой лежит стремление осмыслить жизнь в её современных и исторических проявлениях. Их, как питомиц башкирской школы изобразительного искусства, объединяет глубокая духовность, которая, безусловно, сквозит и в творчестве, обращение к национальной тематике, внимание к живописному, пластическому построению произведений.
Айгуль Ишбердина и Вера Фролова входят в число лидеров современного молодёжного изобразительного искусства Республики Башкортостан. Обе они по натуре истинные художники, фанатически преданные своему главному делу - живописи, целеустремлённые и работоспособные. Впрочем, определение "молодёжное" подходит им лишь по возрасту, ибо их работы являют "взрослый" уровень по степени глубины и определённости гражданских позиций, содержательности и художественной выразительности. В их картинах воплощены главные помыслы авторов - размышления о жизни людей и природы родного края, о красоте и незыблемости народных традиций, о преемственности поколений. Эти темы получают просветлённую, опоэтизированную трактовку в их жанровой, портретной и пейзажной живописи.
Реалистическое в своей основе искусство обеих вместе с тем воплощает их собственную философию, умение создать в своих полотнах неповторимое пространство.
...Творчество Айгуль Ишбердиной есть проникновенно-лирическое повествование о Башкортостане; о судьбах тех, кто на этой земле живет; о красоте природы нашего края. Айгуль очень искренна в своих чувствах, которые умеет передать ясным, гармоничным языком. Стилистика её полотен строится на принципах искусства примитива, благодаря чему картины дышат особым целомудрием и чистотой.
"Героиня " многих работ художницы - гора Кунгак, что высится в окрестностях деревни Туманшино, где в доме бабушки и дедушки каждое лето гостила Айгуль. Народные сказания, предания о том, что именно этим путём по склону горы уходили башкирские джигиты на войну с Наполеоном, легли в основу её триптиха "Под синим небом", где, сопрягая разновременные действия и сюжеты, автор проводит мысль о патриотизме людей, защищающих родную землю, хранящих традиции, о связи поколений.
Одна из последних работ Айгуль Ишбердиной "Гора Кунгак" посвящена обычным людям, прожившим долгий и непростой век, - к ним художник питает особое почтение и уважение. Показанное в полотне действие с открывающейся с горы перспективой летнего пейзажа с полями, деревнями, группами отдыхающих и фигурами двух стариков на переднем плане получает в её трактовке жизнеутверждающую окраску.
Излюбленным жанром живописца является пейзаж, непременно деревенский, воссоздающий ощущения из детства или написанный в результате поездок по республике. Такие произведения Ишбердиной, как "Ишкулово", "На просторах", "Бурангулово" воссоздают картину идиллического состояния природы, открывающей свою величавую красоту и уют живущим среди неё людям. Чистые краски этих полотен - серебристо-белые, голубые и зелёные - озвучивают нежные мелодии настроений автора.
Профессор, заслуженный художник Республики Башкортостан А.М. Мазитов так написал о творчестве Айгуль Ишбердиной: "Изысканная лиричность, задумчивость, внутреннее обаяние в изображении героев, восхищение и очарование природой Родины - вот основные слагаемые, составляющие ценность её работ".
...Замечательно, что зритель всегда отличит чуть задумчивые, мягкие по пластике композиции Айгуль от ярко эмоциональных, наполненных игрой фактуры и ритмов картин Веры Фроловой. Вместе с другими художниками Башкортостана обе не раз выезжали на пленэры, упоённо писали этюды, а затем по этим впечатлениям создавали большие пейзажные работы. На выставке в "Мирасе" была представлена эпическая композиция Веры Фроловой "Пещера Салавата", но всё-таки для этого автора более характерны такие полотна, как жанровая картина и портрет. Несмотря на молодость, она уверенно владеет законами композиции, рисунка и, будучи внимательной и вдумчивой натурой, видит подчас в окружающем то, что от других сокрыто.
В 2012-м Вера Фролова была удостое
на звания лауреата Республиканского конкурса изобразительного искусства, посвящённого 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года. Жюри высоко оценило тогда ее за картину "Испытание". С большим эмоциональным напряжением выполнено это драматическое полотно, воспроизводящее щемящий душу момент: отправляющийся на ратный подвиг башкирский воин прощается с родной землей и семьей. Работа не просто получила признание, она экспонировалась на декадной, республиканской выставках, наряду с композицией "Тень", посвященной также данному историческому событию.
В творческой поездке в Абзелиловский район Вера Фролова встретила героинь своих будущих работ "Белая нить" и "Ожидание". Обе картины она посвятила мастерицам из народа, продолжающим традиции национальных башкирских промыслов.
Выразительна серия портретов, посвящённых людям старшего поколения, - "Слепой ветеран", "Праздничный стих", которая наглядно демонстрирует то, каким чутким и проникновенным мастером выступает в ней автор. Работы, запечатлевшие пожилых башкирских женщин - "Алиба-апа" и "Узоры", - покоряют зрителя своим душевным теплом и человечностью. Вера Фролова очень восприимчива, способна не только к глубокому переживанию, но и к сопереживанию, именно эти ее качества объясняют появление упомянутых уже произведений. Добавлю: в том же ряду стоит и картина "Вместе", которая родилась в 2013 году, вскоре после наводнения на юге Башкирии. Полотно впечатляет своей образной выразительностью, и отсюда же идёт и столь глубоко психологическое, исполненное особого смысла прочтение мужского образа в портрете "Философ гор. Табунщик".
Примечательна композиция Веры Фроловой "Мулла", воплощающая одну из главных тем её творчества - духовные устремления людей. В ней выражена и собственная вера во все светлое, в добро, в незыблемость нравственных начал жизни. Свои чувства художник умеет воплотить в изобразительной структуре созданных ею реалистических работ, большую роль в коих играют свет, цвет, фактура и характер мазка.
...Год от года художники Айгуль Ишбердина и Вера Фролова демонстрируют нам свой потенциал, проявляя невероятную активность в рамках своей деятельности. Замечу, они уже не раз защищали цвета флага башкирской живописи на самых масштабных выставках нашей страны.
Кстати, свои персональные и групповые экспозиции наши героини представляют не только на центральных площадках республики, но и в больницах, библиотеках, школах, обе занимаются и преподавательской деятельностью. Творчество таких художников, как Айгуль Ишбердина и Вера Фролова, вселяет в нас уверенность в поступательном развитии башкирского изобразительного искусства.
Валентина СОРОКИНА.
11-09-2015 (0) Просмотров: 1 513 Номер: 177(12825) Версия для печати