$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Многая лета тебе, фестиваль!

Казалось, все.. висит на волоске, но он оборотился... прочной «Ниточкой»


Казалось, все.. висит на волоске, но он оборотился... прочной «Ниточкой»


Окончание, начало в №№ 222-225.


Как все тесно, как все близко в мире "кукол", как в нем все переплетается, перетекая из одного в другое, укрепляя причинно-следственные связи или, напротив, разрушая их!.. Я листаю страницы книги, которую подарил мне директор Оренбургского областного театра кукол Александр Паин, и нахожу в издании, посвященном 75-летию возглавляемого им и полнящегося творческой жизнью дома, хорошо знакомые имена.

Имя Игоря Капатова, например, некогда служившего сцене БГТК, затем перешедшего в Русский академический, а ныне обретающегося в Москве; имя Андрея Волкова, без чьих работ невозможно представить жизнь Башкирской "куколки"... А вот и строчки о Булате Хайбуллине, он, кстати, тоже осуществил один проект в нашем театре кукол; о режиссере и художнике Александре и Марине Яриловых, а также актере Андрее Антонове (Якунька из "Варвары Ивановны"), на "Ниточке" представлявших уже не областной, а Оренбургский муниципальный театр кукол "Пьеро" - их спектакль вызвал восторг у критиков, впрочем, я остаюсь при своем мнении по поводу этой сценической версии произведения Бориса Шергина...
А еще я обнаружила в мощном труде оренбуржцев "Люди и куклы" (автор Екатерина Шарапова) упоминание о режиссере Станиславе Железкине, чьи клоны "Гадкого утенка" до сих пор "бродят" по российским городам и весям - одного из таких "утят" привез на "Ниточку" Ульяновский театр кукол, а другой долго держался в репертуаре Оренбургского областного (даже музыка в нем звучала точно такая же). И тот же Станислав Железкин, культ которого исповедуют иные из актеров БГТК, обучавшиеся у него, имеет отношение, хотя, похоже, опосредованное, к "Четырнадцати письмам к Богу" - проекту по знаменитому произведению Эрика Эммануэля Шмитта "Оскар и Розовая дама", воплощенному на подмостках Чувашского государственного театра кукол. Ох и досталось гостям из Чебоксар на орехи от коллегии критиков, с коими я солидарна. Но сами по себе, вне контекста спектакля, с которым, кстати, я уже встречалась на I Международном Бакинском фестивале театров кукол, ребята они очень симпатичные...
Да, в этом, казалось бы, крохотном, но на самом деле таком большом мире все находится... на расстоянии вытянутой руки. А точнее - руки, протянутой навстречу друзьям-единомышленникам, собратьям по цеху; навстречу тем, кто открывает зрителям маленькую жизнь человеческого духа...
...Завершала "Театральное Поволжье - Ниточку" встреча критиков, участников и устроителей с журналистами, собравшимися в тот последний фестивальный день в фойе БГТК. Разброс тем, затронутых в беседе, был широк, и если ограничить его рамками газетной публикации, то разговор в первую очередь касался драматургического материала, каковой, и это показала "Ниточка", во многих заявленных в конкурсной программе спектаклях оставляет желать лучшего (литературная первооснова, сиречь пьеса либо инсценировка - "конек" председателя коллегии Валентины Борисовны Федоровой, не только, напомню, стоявшей у истоков создания нашего семинара драматургов, некогда проходившего на озере Талкас, но и принимавшей в нем самое деятельное участие).
Далее речь шла о не менее наболевшем - о том, что "кукла" меняет курс. Что я имею в виду? Да то, что драматический актер, гнездящийся в подсознании большинства кукловодов, с некоторых пор стал выходить на первый план, в угоду собственным амбициям оттесняя, причем активно, главных действующих лиц столь специфического жанра. Мастерам кукловождения захотелось явить зрителям собственный лик. То, что может делать кукла, ожившая благодаря таланту и энергии артиста, транслирующая в зал эмоции последнего, его способность загораться чувством, его тепло, ток горячей крови, биенье сердца (и именно это и есть завораживающее всех нас волшебство), исполнитель пытается подменить собой, в основе своей проигрывая деревянным человечкам, ради которых, собственно, в театр и устремляется детвора.
Говорили собравшиеся и о репертуарной политике. Иные из директоров российских "куколок", оставшиеся на закрытие (приезжавшие на "Ниточку" труппы жили в Уфе в течение трех дней, играли, смотрели фестивальные спектакли, а затем отправлялись домой), яростно отстаивали свое право на постановку крепкого "середняка", который кормит театр. Мол, фестивальные проекты делать можно, но кто их смотрит, кроме критиков, кому они нужны, ведь рядовая публика "ногами голосует" за "ёлки", приносящие реальный доход...
Еще предметом спора были вкус и вкусовщина, непомерная по нынешним временам плата приглашенным режиссерам за постановки из разряда высшей категории, падение у племени младого, незнакомого интереса к ремеслу куловождения, к искусству третьего жанра, и кто тогда придет на смену настоящим мастерам... Но, подводя итоги, все единогласно решили, что дебютная "Ниточка" оказалась более чем крепкой, не порвалась, напротив, с честью выдержала груз творческого смотра. Уже немало. Но, повторюсь, не только от Уфы зависит успех и качество такого форума. Чем интересней, глубже, тоньше и талантливее будут спектакли, которые примет наш фестиваль, тем полноценней и оправданней станет его жизнь. Надеюсь, долгая и счастливая. Ведь там, где тонко, там... не рвется.



Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: коллегия критиков - Нияз Игламов, Анна Константинова, Валентина Федорова, Дина Давлетшина и директор фестиваля Ильмар Альмухаметов (второй справа); ради них и живет театр кукол; сцена из спектакля "Гуси-лебеди" Челябинского государственного театра кукол.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.


И ЕЩЕ...
Коллектив Башкирского государственного театра кукол, не жалея сил, не считаясь со временем, трудился все эти дни (и ночи), стараясь, чтобы фестиваль прошел достойно. Руководство, заместители директора и его "штаб", режиссеры и художники, администраторы, актеры, бухгалтерия, водители, сотрудники цехов - осветительного, звукового, монтировочного, пошивочного, реквизиторского, конечно же, гардеробщицы и кассир, в общем, все заслуживают самых добрых слов.
На высоте был и Национальный Молодежный театр РБ, на Большой и Малой сценах которого также шли спектакли "Театрального Поволжья - Ниточки". Дирекция фестиваля благодарна и всем театрам, предоставлявшим транспорт для участников форума.

Дата создание новости 24-11-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 1 980     Номер: 226(12124)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.