Курс первокурсника
Во французской стороне, на чужой планете
Как подготовить ребенка к учёбе в другом городе
У первокурсников в разгаре зимняя сессия. Многие из них учатся вдали от дома. Когда в зачётках появляются «отлично» и «хорошо», вместе со студентами облегченно вздыхают и их родители – первый экзамен на адаптацию во взрослой жизни сдан. Получается, можно отпустить ребёнка учиться в другой город и не сойти при этом с ума от переживаний?
Любая мама, прошедшая через это испытание, скажет: начинать надо с себя. Пока не примете мысль, что ваши мальчик или девочка выросли и чадо пора выпускать из родного гнезда, дальнейшие действия бесполезны.
Мне в этом плане повезло, была масса времени привыкнуть к такому развитию ситуации. Первые мысли о продолжении образования «на выезде» возникли, когда сын учился в 9-м классе. Потом разговоры стали конкретнее, определился круг городов. В выпускном классе сын твердо намеревался уезжать. Уфимские вузы он не рассматривал даже в качестве «запасного аэродрома».
Утешая себя перспективой дать ребенку хорошее образование, готовить сына к студенческой жизни начала загодя. Самостоятельность и ответственность – эти два момента сочла наиважнейшими.
Проще всего было с навыками самообслуживания. Приготовить еду, выстирать белье, погладить рубашку, пришить пуговицу, вымыть посуду и сделать в комнате уборку, купить продукты, сделать мелкий бытовой ремонт сын и так умел. С 14 лет, заболев, сам ходил к педиатру, относил обувь в починку, оформлял справки, занимался житейскими вопросами, в решении которых можно обойтись без присутствия взрослых.
В интернете советуют устроить дома тест-драйв. Что-то типа «Недели студента»: пусть выпускник сам решает, какие продукты покупать и какие блюда готовить, что надеть, на чем добраться до учебы. Рекомендация дельная, но у нас осуществить ее не получилось. Честно признаться, за быт я переживала меньше всего. Знаю, если человек чего-то не умеет, жизнь в общежитии быстро научит.
Четыре с половиной месяца общежитского существования это подтвердили. Характер вопросов, которыми в сентябре и октябре отпрыск забрасывал меня (как отчистить подошву утюга, чем лучше выводить тараканов и какой стиральный порошок купить), показывал, что хозяйство парни абы кабы, но ведут.
Большой бытовой «ловушкой», как сейчас ясно, стала стирка. Прачечной в общежитии нет. Собрать и рассортировать грязные вещи на полный бак машины, отнести в прачку на соседнюю улицу (желательно попасть в дни, когда действует льготный студенческий тариф – 200 руб.), не забыть через сутки забрать белье, иначе придется платить за хранение – для чистюль это настоящее испытание.
Когда отвозили в приемную комиссию Казанского национального исследовательского технологического университета оригиналы документов, попутно собрали максимум полезной информации: где находятся студенческая поликлиника и общежития, какие поблизости гастрономы, сколько стоит транспортная карта. Массу полезного вынесли из бесед с казанскими студентами и со страничек в соцсетях.
А сумеет ли распоряжаться деньгами? Мы сразу договорились, что «денежное довольствие» он будет получать по понедельникам. Не уложился – извини. А чтобы такие ситуации не случались, многократно проговаривалось, что из полученной суммы нужно вычесть расходы на транспорт, телефон, интернет, прочие обязательные платежи и питание. Десятая часть откладывается в НЗ. Остаток – досуг и подарки.
Я учила сына делать экономные покупки и пользоваться дисконтными картами, прочла не одну лекцию об акциях и скидках. Вообще, тема экономии занимала в нашем курсе «молодого студента» значительное место.
Схема себя оправдала - в бюджет сын укладывается. А некоторым однокурсникам, по его словам, деньги отправляют ежедневно. Дробят ежемесячное содержание именно потому, что они спускают полученное в 2-3 дня, а потом жуют пустые макароны.
Мой сын учится в Казани. В столице Татарии у нас нет ни родственников, ни друзей. То, что в 17 лет он окажется один в чужом городе, пугало невероятно. Найдет ли друзей, повезет ли с соседями в общежитии, не угодит ли в дурную компанию, не останется ли в социальной изоляции?
Выход один – развивать коммуникативные навыки, учить общаться, завязывать знакомства, разбираться в людях, выдерживать баланс между доверчивостью и личной безопасностью. Мы говорили о теории шести рукопожатий – поищи, и всегда найдешь хотя бы дальнего знакомого близкого тебе человека. О том, что человека встречают по одежке, а провожают по уму, что случайное знакомство может открыть дорогу в будущее.
Такой настрой - дело не одного месяца. Нередко будущим иногородним студентам необходима помощь психолога или психотерапевта. На мой взгляд, именно социальная адаптация отнимает у первокурсников максимум сил.
Приехав на каникулы, сын рассказал: его буквально выбило из колеи известие, что будет делить комнату с узбеком и таджиком. Испугался, что не найдет общий язык с людьми, выросшими в другой среде, с другими традициями, обычаями, образом жизни. Соседи оказались славными ребятами, они замечательно ладят. Это был хороший урок.
Второй его большой ошибкой стали неверно расставленные приоритеты в общественной жизни. С первых дней он стремился попасть в студенческий актив, участвовал во всех мероприятиях, прошел кастинг в несколько творческих объединений. От широкого выбора голова закружилась и в итоге показавшийся трудновыполнимым, но самый перспективный вариант был потерян. Так что умению анализировать, делать выбор тоже нужно учить.
К счастью, в учебе приоритеты определил верно. С мотивацией туго у тех молодых людей, которых дома усаживали за книжки. В другом городе контролировать образовательный процесс некому, вузовские педагоги - не школьные учителя.
Первая рекомендация на сей счет – тайм-менеджмент. Учите подростка планировать день, учебную неделю, распределять нагрузку. Вторая: в выпускном классе ослабьте контроль. У ребят, которых жестко держали, после отъезда чаще всего «сносит крышу» от мысли, что можно делать все, что заблагорассудится. Наконец, внедрите в голову студента мысль, что он отправился учиться.
Хотя мой опыт мамы иногороднего студента исчисляется всего лишь несколькими месяцами, я четко знаю, что родительские тревоги транслируются за тысячи километров. Вымахавший и повзрослевший ребенок считывает на расстоянии мои переживания. Надеюсь, издалека он чувствует и то, что дома в него верят и всегда ждут.
Людмила КОНДРАШОВА.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.
22-01-2019 (0) Просмотров: 1 451 Номер: 108(13288) Версия для печати