ИСТОРИЧЕСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ
По Англии без гида и переводчика. От маленькой общины до выборных представителей государства
В 2015 году Великобритания празднует две исторические даты, связанные с ее государственностью: 800 лет подписания Великой Хартии вольностей и 750 лет со дня рождения Парламента. Но что общего между этими великими событиями и деревенскими приходами? Ответ прост - в основе обоих явлений лежит община - сообщество жителей от маленького прихода, до выборных представителей страны.
Parliament (парламент)
Это слово, по сути, не переводимое на русский язык. В прямом контексте оно означает правительственный орган с особым статусом и составом. Но первоначальный его смысл сокрыт в средневековом французском глаголе "говорить", то есть - "говорильня". Великая Хартия и Парламент - близкие родственники, которых объединяет идея равенства всех свободных людей королевства, имеющих право на участие в его управлении по самым жизненно важным вопросам. С точки зрения средневековых подданных английской короны, таковым было налогообложение, его объемы и пределы. Долгое время, а вернее время от времени, этим и занимался созданный в 1265 году Парламент. Собирал Парламент король по собственному желанию, в том месте, где он сам находился, не обязательно в Лондоне. Если XIII век мы можем назвать периодом борьбы баронов со своеволием короля, то XIV столетие открылось борьбой общины страны с правительством. Столичный город Лондон стал местом постоянного пребывания Парламента, который собирался без всякого желания короля, но с обязательным его присутствием дважды в год на весеннюю и осеннюю сессии. Сложившаяся церемония открытия Парламента сохранилась до наших дней. Кстати, опоздавших парламентариев, равно как и пропускающих заседания, штрафовали. Самые главные процедуры Парламента родились в Палате общин, сохранившись до наших дней. Известны даже личности, с которыми они связаны. Например, один из самых почитаемых деятелей в истории Парламента - рыцарь Питер де Ла Мар, первый спикер Палаты общин. Именно по его предложению была введена должность руководителя палаты в далеком 1377 году. С ним же связано и возникновение процедуры импичмента, вотума недоверия правительственному чиновнику любого ранга и титула. Современный парламент Великобритании несет в себе те семена, которые посеяли британцы, боровшиеся с королевским своеволием, но сохранившие вопреки бурям столетий монархию.
Только с началом правления Генриха VIII под заседания парламента был выделен Вестминстерский дворец, за порядок и сохранность которого стал отвечать Лорд Великий канцлер. В 1834 году не уберегли старое помещение от мощного пожара, в котором сгорели все деревянные несущие перекрытия, и здание рухнуло. В наши дни новое здание парламента, возвышающееся над Темзой, сохраняет стиль почтенной готики, как и знаменитая башня Биг-Бен, или, как называют ее англичане, Большие часы (Great Clock), возведенные в 1859 году. В комплексе они являются символом Лондона и Великобритании, где ценят время и порядок.
Parish, priest (приход, священник)
Англия страна хорошо сохранившихся церквей и соборов, которые щадит время и люди. "Приход" и "священник" - неразрывно связанные понятия, которые современные британцы чтут, но без фанатизма. И первое, и второе возникли в раннее Средневековье, пережили реформационную бурю и сохранились до наших дней. Очевидцем почти двухтысячелетней истории страны и самой старой церковью Великобритании считается приходская церковь Сен-Панкрас. Она была возведена накануне переселения англосаксов в Британию, многократно перестраивалась, сохранив в своем облике значительные фрагменты каменной кладки XI века. Церковь - это сердце прихода. Сохранившиеся со времен Средневековья здания приходских церквей до сих пор не только стоят, но и выполняют свои религиозные функции в различных графствах страны. В прошлом эти массивные каменные постройки могли использоваться как защита и для служителей, и для окрестных крестьян.
С давних времен главной фигурой для простолюдина был священник, который возглавлял церковный приход. Именно здесь ежедневно - и в праздники и в будни, служитель церкви должен был общаться с мирянами любого социального статуса. Приход был своеобразной передовой линией церкви, где шла борьба за душу, прежде всего, простого человека. Здесь свои победы были как у пасторов, так и у паствы. Не случайно в отличие от российской поговорки "каков поп, таков и приход", английская версия гласит: As the people so the priest - то есть "каков приход, таков и священник".
Благополучный приходской священник занимал в обществе положение, которое можно сравнить со статусом мелкого землевладельца. Менее состоятельные приходские священники занимались не только пастырской деятельностью. Считая приходскую церковь своей собственностью, они сдавали ее в аренду частным лицам, закладывали у ростовщиков постройки и земли прихода и даже предметы культа из церкви, в том числе - Библию.
Получить тонзуру можно было не ранее 14 лет, но стать священником в приходе только в 21 год. Впрочем, это достаточно молодой возраст, когда не только рыцарю, но и священнику хочется подвигов и доказательств своей мужественности. Служители не просто владели мечами и кинжалами, луками со стрелами, но и пускали их в ход. Окружающий мир не всегда был благосклонен к пастырям душ человеческих... Проливалась кровь не только священников, но и священниками в случаях самообороны. Это была своего рода вендетта между духовенством и мирянами, отголоски которой зафиксировали папские документы. Частыми были нападения мирян на священников, что заканчивалось не только незначительными ранами, ударами, но даже отрубанием головы клирика. Умелый священник мог защитить себя, что не вызывало никакого сомнения ни у светских, ни у духовных начальников в его праве на защиту чести и жизни. Например, в последний год XIV столетия произошла ссора кузнеца и священника из-за земельных владений в йоркском приходе Ноттингема. Кузнец накинулся с молотом на священника Мартила, который парировал это нападение мечом, нанеся сокрушительный удар по голове, от чего кузнец через несколько дней скончался. После расследования обстоятельств этого дела, оно было признано актом самообороны священника. Указ папы Бонифация IX разрешил клирику вернуться в приход и вести церковные службы.
Грех, который проклинала церковь даже у мирян, распространен был и среди священнослужителей - это неумеренное потребление вина, пива, эля. Обычно в церковных протоколах записано по этому поводу, что священник "имеет плохую репутацию у прихожан и является завсегдатаем таверны". Священники не только пьянствовали, но продавали свое вино и спаивали паству. С глубокой старины существовал обычай хранить в церкви спиртные напитки, как своеобразный благотворительный "приходской чай" для угощения бедных прихожан. Этот обычай был настолько устойчивым, что протестантское, каноническое право только в 1603 году сочло необходимым запретить организацию праздничных банкетов, ужинов и выпивку церковного эля в помещении храма.
Обычай и еще раз обычай - даже в проведении рынков и ярмарок, спортивных игр на церковном дворе и даже в доме Божьем. Лондонский синод в 1268 году издал конституцию, запрещающую такого рода использование святых зданий и их ближайших окрестностей. Вслед ему синод в Экзетере в 1287 году решительно поддержал приходских священников, которые в своих церквях запрещали вооруженные стычки, танцы, спортивные игры на церковном дворе, особенно накануне и в дни святых праздников, а также выступления актеров с фарсами. В 1472 году в Йоркшире запретили проведение на церковном дворе осуждаемых игр с мячом и борьбу. Впрочем, до эпохи Реформации постановления церковных властей не выполнялись, о чем свидетельствует их огромное число и одни и те же проблемы, к которым они постоянно возвращались.
Попробуйте догадаться, о ком пишет средневековый документ: "Они настаивали на том, чтобы подстригать волосы, как другие люди, и носить короткое платье в подходящих для этого случаях. Их повседневная одежда была красной, голубой или с полдюжины других цветов, но не серого или черного цвета. И ничем нельзя было им воспрепятствовать носить пояса, украшенные серебром и базильяры или короткие мечи, свисающие с их поясов..." Это портрет приходского духовенства из расследования английского епископа XV века. Ревнители церковного благочестия настаивали на том, чтобы священники носили пристойное платье - закрытую рясу длиной ниже колен. Ее цвет ни в коем случае не должен был повторять светское платье зеленого или красного тонов. Светские плащи и куртки клириков подлежали конфискации и передаче в лепрозории. В завещаниях не только высшего духовенства, но и приходского, содержатся распоряжения о наследовании цветных плащей, серебряных поясов с кинжалами, перстней и других предметов роскоши.
До эпохи Реформации английская церковь не смогла добиться единообразия в облачении приходского духовенства. Особое значение в дисциплинарном плане, внешнем облике католического духовенства сыграли реформационные и контрреформационные процессы XVI-XVII веков. Только с наступлением XVIII столетия католическое духовенство, особенно священники приходов, стало носить одежду исключительно черного цвета, реже и меньше носили украшения. В общем, католический приходской патер наконец-то приобрел те скромные черты, с которыми в нашем воображении ассоциируется священник христианской конфессии. Несмотря на ожесточенную борьбу англикан и католиков, Англия очень рано привыкла к мысли о терпимости обоих лагерей, как мы теперь говорим, толерантности. В 1689 году был обнародован Акт о признании прав на открытое вероисповедание не англиканских конфессий. Правда, на всякий случай декларировалась невозможность присутствия на троне короля-католика и даже короля, женатого на католичке. Это требование не отменено в Великобритании и по сию пору.
Давние мирские традиции и лояльность к ним клириков, использование старых зданий под новые реформированные службы отражаются и на современных функциях церковных сооружений. Так, приходская англиканская церковь в Кембридже приютила корейскую общину. И мы видели, как в нефе храма католический священник крестил младенца, вступающего в большой мир из купели, под радостное благословение патера и смех окружающих его родных и близких. Жизнь продолжается под сенью храма и Великой Хартии, двух гарантов будущего британской истории.
Авторы проекта:
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы;
Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ,
члены Лаборатории.
Фото из архива авторов и из открытых источников.
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы;
Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ,
члены Лаборатории.
Фото из архива авторов и из открытых источников.
3-04-2015 (0) Просмотров: 1 361 Номер: 63(12711) Версия для печати