ИСТОРИЧЕСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ
По Англии без гида и переводчика.Как тебя зовут и сколько тебе лет?
В ходе всего нашего виртуального путешествия по английскому алфавиту на страницах "Вечёрки" мы находим как сходства, так и различия в менталитете и культуре народов России и Британии. Взять хотя бы "детские" вопросы, вынесенные в подзаголовок сегодняшнего материала. У нас они зачастую могут вызвать реакцию неоднозначную... А в Англии на них спокойно ответит любой - без кокетства и смущения. Зачем скрывать свое имя, да и с возрастом никаких проблем, ибо стареть начинает даже ребенок, ведь ему, к примеру, уже пять лет, а точнее он - "стар на пять лет" (five years old).
Name (имя)
Оно сопровождает человека всю его жизнь. Именной фонд британцев складывался под влиянием трех традиций: кельтской, германской и христианской. Ответить на вопросы о происхождении имен и фамилий, их распространении, индивидуальных предпочтениях далеко не просто, хотя и возможно. Прекрасно сохранившиеся Национальные архивы Великобритании позволяют вести широкомасштабную работу по исследованию именного фонда по налоговым описям начиная с XI века и записям в приходских книгах до XIX века включительно. В Королевском колледже Лондонского университета совсем недавно создан исследовательский центр изучения личных имен по средневековым источникам. Ученые обнаружили, что в прошлом англичане из простых семей отдавали предпочтение трем мужским именам: Уильям, Джон и Ричард. Самыми распространенными женскими именами были Алиса, Матильда и Агнесса.
Современные британцы интересуются не просто прошлым, а глубоким прошлым истории семьи, включая вопрос происхождения собственной фамилии и именного фонда своей родни, традициями имянаречения. К слову сказать, наиболее распространенная во всех регионах современной Великобритании фамилия Перкин (Perkin, Perkins), насчитывающая свыше двенадцати тысяч семейств, впервые зарегистрирована документами в 1309 году. А вот ее происхождение объясняется тесными культурными связями Англии и франко-нормандского региона, откуда пришло имя Пьер.
В Великобритании, как и в России, в наши дни любят не только старинные имена. Нет-нет, да и появятся имена (чаще всего девочек) экзотического происхождения. Практика заимствования имен из восточных культур началась еще во времена, когда Британия стала великой колониальной державой. На именной фонд англичан начиная с первых индийских переселенцев в Британию (в 1881 году) стали влиять также диковинные имена иммигрантов из Китая, арабских стран. Впервые в истории Детского Центра Великобритании в ушедшем 2014 году было зарегистрировано первенство по популярности имени младенцев Мохаммед, в то время как имена Оливер и Джек, лидеры нескольких предшествующих лет, были отодвинуты на второе и третье место соответственно. Королевская семья Великобритании всегда являлась примером сохранения традиций, чему подражают подданные Ее Величества. Поэтому и имена внуков правящей королевы Уильяма, Гарри и правнука Джорджа прочно вошли в двадцатку любимых имен англичан.
Женские имена Великобритании более разнообразны и подвержены различного рода влияниям. В наши дни девочек часто называют греческим София, а десятку женских имен замыкает Изабелла. Последнее хорошо знакомо по средневековым спискам, где оно также входило в десятку предпочтений. Среди старинных имен Англии встречается еще одно греческое - Ия, или Айв (Ives). История его появления связана с благочестивой легендой об ирландской принцессе Айв, которая в IV веке приняла крещение из рук самого святого Патрика, будущего покровителя Ирландии. Айв стала святой, связав свою жизнь с Корнуоллом, благодаря чуду с зеленым листком. Миссионеры, отправившиеся в языческую Британию, не взяли с собой девушку. Расстроенная Айв увидела на водной глади листок, коего коснулась посохом. Листок стремительно оброс ветвями, превратившись в плот, на котором она и переправилась в Корнуолл. Это чудо святой Айв закрепилось на века в названии прекрасного старинного городка Сент-Айв на побережье северо-западного Корнуолла.
Old (старый)
И все-таки, несмотря на всё нейтральное отношение, old - это старик и собственно старость, отношение к которой в европейской традиции не связано с радостью. С давних времен синонимом тяжкой старости для англичан был бык (англ. - ox). В противоположность цветущей, зеленой юности - весны, старость начиналась, как образно сказал Уильям Шекспир, "когда твое чело избороздят глубокими следами сорок зим" (Сонет 2). Богословы и даже врачи Средневековья, опираясь на Библию, заявили, что до Потопа человек жил до тысячи лет, как Мафусаил (девятьсот шестьдесят девять лет) и Ной (девятьсот пятьдесят лет). После Потопа Господь ограничил жизнь грешных людей в пределах "века", как у царя Давида, прожившего до восьмидесяти лет.
В средние века число лет определялось "на глазок", да и "Happy Birthday" не пели. Даже в знатных семьях день появления на свет ребенка не был главным событием жизни. Многие родители не торопились даже с крещением младенцев. А ведь с этим обрядом связано первое упоминание о простом человеке в приходских книгах, где потом фиксировалась и его смерть. Подсчеты архивных данных по нескольким векам дают небольшую разницу по срокам жизни. Средний возраст жизни англичанина в XIX веке, как и в Средние века, составлял тридцать пять - сорок лет. В XIII веке из тысячи рожденных в Англии детей только триста доживали до пятидесяти лет, а до семидесяти лет - всего семьдесят пять человек. В далеком прошлом крайне редко, но встречались случаи исключительно высокой продолжительности жизни до девяноста и даже ста лет. Как правило, они регистрировались в среде высших сословий, в том числе и духовенства. Так, долгую и активную жизнь провела знаменитая женщина Средневековья Алиенора Аквитанская, мать Ричарда I Львиное Сердце. Умерла она в возрасте девяноста лет.
Течение человеческого бытия всегда непредсказуемо. Даже слабые дети могли выжить, протянув до глубокой старости. Такова судьба знаменитого философа Томаса Гоббса, родившегося в страшный для Англии год появления у берегов испанского флота - "Непобедимой Армады" (в 1588-м). Томас был хилым ребенком и, несмотря на долгую жизнь до девяноста лет, никогда не мог похвастать крепким здоровьем. Залогом его долголетия, видимо, была жесткая организация личной жизни. Даже в свои семьдесят пять он совершал ежедневные прогулки, играл в теннис. В деревне, где не было теннисного корта, Гоббс гулял по холмистой местности, многократно поднимаясь вверх и спускаясь вниз.
"Старый, старый, очень старый мужчина" - так называли современники XVII века Томаса Парра, с годом рождения которого, очевидно, ошиблись, считая, что в 1635-м он скончался в возрасте ста пятидесяти двух лет и девяти месяцев от роду. Бедного поселянина из провинции привез в Лондон лорд Эрундел. Хотя Парр был крепок телом, свидетелем его преклонного возраста стал сохранившийся во рту единственный зуб. Физическое и умственное состояние Парра засвидетельствовал знаменитый английский медик Уильям Гарвей. Он сделал вывод, что старина Парр на своих нищенских харчах прожил бы и дольше, но его кончину ускорили обильный стол и особенно выпивка в доме лорда Эрундела.
В английских архивах находятся бесценные сокровища в виде дневников и записей бытописателей прошлого. В XVIII веке антиквар и коллекционер из города Лидса Ральф Форсби составил каталог древностей Лидса, в котором выделил раздел о необычных случаях. В нем он зафиксировал имена стариков, находящихся в добром здравии. Фигурирует там, например, долгожитель, который за шестьдесят семь лет службы приходским священником крестил множество детей, пережил многих и сам же их и отпел... Составлять каталог необычного помогали престарелые родственницы Форсби, его бабушки. Именно они указали на упоминание Томаса Уайтфилда из Лидса и его жены Элизабет, которые прожили в супружестве полных восемьдесят лет. Элизабет вышла замуж в восемнадцать и ушла из жизни через десять недель после смерти мужа в возрасте девяноста девяти лет. Потрясенный Форсби отметил, что вместе им было около двухсот лет. Одно время Форсби служил в Обществе призрения бедных Йоркшира. Около 1687 года он обнаружил в одном из приютов мужчину и его сестру, по девяносто лет каждому, и там же вдову, которой не хватало двух с небольшим лет до ста.
Средневековая старость чаще всего не высчитывалась по календарю. Она ассоциировалась с физической дряхлостью, признаками которой были дрожь в членах, слабые слух, зрение и отсутствие зубов.
В любом возрасте в средневековой Англии были ценимы интеллектуальные и физические способности человека. Именно им отдавалось предпочтение, а не хронологическим рамкам старения или году рождения. Интеллектуально способные старики - это живой архив. К нему обращались, если отсутствовали письменные свидетельства спорных вопросов. В 1598 году, когда возникла тяжба о пастбищах в одном из приходов Йоркшира, в качестве свидетелей были приглашены восемь мужчин, из которых самому старому было девяносто, а самому молодому - семьдесят шесть лет.
В Великобритании вплоть до начала XX века не существовало ни пенсионного возраста, ни пенсионного обеспечения. Долгое время содержание немощных стариков было обязанностью детей. При их отсутствии заботу о состарившихся и не способных работать брала на себя приходская церковь или монастырская община.
В средневековых городах работники, которые в современной Великобритании ушли бы на пенсию по возрасту в шестьдесят пять лет, продолжали трудиться до тех пор, пока физические и умственные способности позволяли им это делать. Первейшая социальная задача гильдий и цехов как раз заключалась в том, чтобы из-за болезни или по старости человек не впал в нищенство, а жил достойно и столь долго, сколько ему суждено прожить. Сохранившиеся благотворительные и муниципальные списки свидетельствуют, что даже бедные рабочие, как мужчины, так и женщины, до последнего стремились сами содержать себя.
Сложности, связанные с пожилым возрастом, в Великобритании имеются, как и в любой другой европейской стране, но - без страха перед будущим. Похоже, что "эйджизм" (предубеждение против людей преклонного возраста) не проблема на Альбионе. В наши дни создается впечатление, что социальные программы Великобритании нацелены на достижение к середине XXI века библейского максимума, по крайней мере для женщин планируется продолжительность жизни девяносто лет.
И вновь оказывается правым Уильям Шекспир в своей уверенности: "Мир не исчезнет в шесть десятилетий" ... По крайней мере, для большинства англичан.
Авторы проекта:
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены Лаборатории.
Фото из архива авторов и из открытых источников.
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены Лаборатории.
Фото из архива авторов и из открытых источников.
13-03-2015 (0) Просмотров: 1 313 Номер: 48(12696) Версия для печати