ИСТОРИЧЕСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ
По Англии без гида и переводчика.Взгляд на прошлое сквозь призму паба
В английских торопливых буднях суетятся и несутся не только подданные Ее Величества, но даже туристы. Только в выходные дни города и городки Великобритании затихают - наступает время личных дел. Но тишине предшествует традиционное пятничное шумное и веселое расставание с коллегами, как правило, в пабе, но не исключено и любое другое недорогое заведение, где можно пропустить один-другой стаканчик горячительного для более живой беседы... А что же прошлое, где проводил время далекий предок и что он оставил современному британцу?
Tavern (таверна)
Обычно это слово - не очень давнее в английском лексиконе - мы переводим как «кабак», подразумевая питейное заведение низкого пошиба. Однако конкретно для такого рода доходных мест с распитием спиртных напитков в Великобритании было другое «родное» название - это инн. Содержание иннов (inns), или постоялых дворов, в старой доброй Англии считалось почтенным и доходным делом. Инн можно считать традиционным типом постоялого двора, в котором обязательно был холл или общий зал, кухня, конюшня и кладовая, несколько комнат и номеров для постояльцев. В современных иннах сохраняется подобная планировка, за исключением конюшни, которую заменила парковка для автомобилей. В старину удобства отдельной персоны не предполагались. Большинство комнат любого инна были рассчитаны только на совместное проживание. Но для удобства состоятельных путников отводились помещения, закрывающиеся на ключ, что стало предпочтительно для постояльцев уже в позднесредневековой Англии. Кроме постоя инны занимались продажей различных товаров - рыбы, пива и вина, иногда тканей и одежды. Особенно популярными инны стали в университетских городах. Их открывали не только оборотистые горожане, но и университетские колледжи. Инны выполняли функции общежитий со столованием студентов. По настоящее время студенческие городки состоят из иннов, предоставляющих вполне комфортабельное индивидуальное жилье за умеренную по английским масштабам плату. Правда, по меркам нашего среднестатистического студента это весьма высокая цена. Во время международных конференций профессора из разных стран с удовольствием устраиваются на проживание в иннах кампусов университетов - с комфортом и по умеренной цене. В средние века инны были своеобразным лицом английского города. Их число зависело от величины и торговой активности самого города. Например, в провинциальных центрах средневековой Англии иннов могло быть от десяти до двадцати, а в маленьких городках только один.
Начиная с XIII века в английских городах кроме постоялых дворов появились таверны, бары для распития эля и пива. В традиционной Англии все крупные домохозяйства сами варили эти напитки. Впрочем, в любом городе были так называемые эльхаузы, которые обычно располагались на перекрестке дорог, чтобы обслуживать не только местных жителей, но и приезжих. По английской традиции питейные заведения, как правило, содержали женщины. К XV веку постоялые дворы и эль-бары получили индивидуальные названия и вывески, которые не повсеместно, но можно встретить и в наши дни. Некоторые старинные инны существуют до сих пор и используются в английских городках по своему назначению, как колоритный Энжел-инн в Эндоуре, сохранивший вывеску с изображением ангела с копьем, средневекового образца скамьи и столы и, конечно, посетителей.
Первые таверны, или питейные дома, где можно было выпить вина, размещались под сводами подвалов. Современники начала XIV века называли их склепом или подземельем. В течение XV века залы для питья вина переместились на первый этаж зданий, а подвал превратился просто в место для хранения вина и колдовства с напитками хозяина таверны. В Англии вводились различные законодательные нормы против злоупотреблений содержателей таверн. Например, их владельцам разрешалось продавать только красное или белое вино, но не оба вместе, а в 1353 году вообще запретили хранить в подвалах сладкое вино вместе с любыми другими. Кроме того, им предписывалось держать винный погреб на виду, чтобы посетители могли видеть, как вино наливают из бочки. Разумеется, такие меры предосторожности можно было легко обойти. Владельцы таверн вешали занавеску на двери своего погреба, чтобы за ней беспрепятственно смешивать вино.
Таверны считались, кроме того, и криминальными местами города. Но таверна таверне рознь. Наряду со «злачными» были заведения для джентльменов, где они пили качественное вино и ели добротную пищу. Во время работы парламента таверны Лондона и Вестминстера зарабатывали большие деньги. Вино в цене поднималось с 6 пенсов до 1 шиллинга, то есть в четыре раза за галлон. Сохранившиеся счета показывают, что основным расходом клиентов из парламента была выпивка, в том числе и дешевый эль. Именно эль, а не пиво, так как хмель в Англии стали выращивать с начала XV века, но его использование в пивоварении оставалось под запретом до середины следующего столетия. Поэтому доступным всем сословиям Англии был бесхмелевой напиток - эль, который долгое время был лидером потребления всех сословий, не исключая и парламентариев. Так что денежки избирателей тратились депутатами не по назначению. Любой депутат от своего округа получал только на содержание своей особы не менее 2 шиллингов в день. Столичный алкогольный бизнес процветал. Уже в начале XIV века в Лондоне было 354 таверны и более 1300 лавок, где продавался эль. Неумеренное потребление спиртного приводило к несчастным случаям. Лондон отличался высоким уровнем насильственной смертности. В XIII веке он превышал многократно аналогичный показатель для всей Британии XIX века. По всей стране в то время в среднем совершалось 7 убийств на каждые 100 тысяч населения - ровно в семь раз больше, чем в современной Великобритании. Самым опасным, с точки зрения совершения преступлений, было время наступления вечера и ночь. Поэтому городские власти запрещали хождение по улицам в темное время суток, особенно молодым подмастерьям, времяпрепровождение которых регулировали цеховые статуты.
Географические открытия, познакомившие европейцев с новыми продуктами, в том числе с шоколадом и кофе, способствовали возникновению нового типа престижных заведений для встреч горожан. Первый опыт создания кофейни без спиртного произошел в 1659 году в университетском городе Оксфорде. Он оказался настолько привлекательным, что к концу столетия только в Лондоне насчитывалось свыше 2 тысяч кофеен. Самые первые из них были относительно респектабельными заведениями. Единственным условием, которое предъявлялось к посетителям - вести себя по-джентльменски, что означало - не сквернословить и не драться. За дополнительную плату можно было расположиться у камина и часами читать газеты, просматривать корреспонденцию, встречаться с друзьями и деловыми партнерами. Каждая кофейня имела определенный круг постоянных клиентов, которых объединяли общие интересы, род занятий.
В XVII веке чай и кофе были еще недоступны простым людям не только из-за дороговизны самого продукта, но и потому, что чистую воду было сложнее найти, чем вино или пиво. Поэтому повсеместно простой народ потреблял традиционные и недорогие напитки: пиво, эль, сидр.
Современный город Великобритании благополучно сочетает традиции и новации. Старые вывески и раритетные атрибуты украшают вполне современные по содержанию кафе и бары, в которых тем не менее живет всё тот же старый дух неторопливой жизни, особенно если ты сел за стол не один...
Traveler, tourist (путешественник)
В давние времена желания поехать в чужую страну или даже в другой город, чтобы просто посмотреть на достопримечательности чужих мест, не возникало ни у кого. Путешествие всегда было связано с долгом или обязанностью, как у купца или паломника. И если первого можно назвать профессиональным путешественником, то паломником мог стать любой человек, обязавшийся побывать в святых местах с благочестивыми намерениями. Поэтому и называли его не «путешественником», а «странником», «паломником» или «пилигримом» (pilgrim). Пилигримами называли себя в средние века не только благочестивые посетители святынь, но и воины с мечом - крестоносцы. Столетиями длившиеся Крестовые походы вызвали к жизни необыкновенные рыцарские семьи крестоносцев, где обязанность «брать крест» и отправляться в поход-паломничество передавалась по наследству следующему поколению.
С XII века самым почитаемым местом в Англии была могила святого Томаса Бекета, архиепископа XII века, в Кентербери. Он погиб в борьбе с королевским произволом у главного алтаря английской церкви. Сюда отправлялись большими группами «туристы», охочие до чуда осуществления своих желаний. Средневековый английский писатель Джефри Чосер описал таких паломников, совместно путешествующих к кентерберийской святыне. Часто это была большая группа, в которой были люди разного достатка и положения, объединенные желанием как можно безопаснее добраться до мест поклонения. Именно для таких путешественников появились первые путеводители с описанием не только дороги, постоялых дворов, но и достопримечательностей населенных пунктов и монастырей, мимо которых они следовали.
Но были и неорганизованные путники, как их называли, «ваганты» или «бродяги» (vagabond), которые отправлялись в дорогу за знаниями в разные города и школы, где преподавали известные в то время учителя. Правда, путники были буйного нрава ребятами, мало походившими на современных студентов, прибывающих благоговейно приобщиться к лучшему образованию в современном мире в стенах Оксфордского, Кембриджского и других университетов Великобритании.
Дорогу современного путешественника по Англии ни по целям, ни по удобствам пребывания невозможно сравнить с условиями даже XIX века, не говоря о Средневековье. Но, как и паломники Чосера, современные туристы предпочитают путешествие в компании. Очень редко встречаются любители одиночного «плавания» в инокультурной среде. Впрочем, если не лениться, то подготовиться к такому увлекательному пути совсем не трудно в условиях современного информационного пространства.
Авторы проекта: Татьяна ЛЕОНОВА,
заведующая Лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены Лаборатории.
Фото из архива авторов
и из открытых источников.
заведующая Лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены Лаборатории.
Фото из архива авторов
и из открытых источников.
2-10-2015 (0) Просмотров: 1 483 Номер: 190(12838) Версия для печати