Сердечный командир
Когда во время операции он впервые «взял в руки» сердце пациента, страдавшее от порока, свое собственное ушло в пятки. Это была первая самостоятельная операция кардиохирурга Максима Щелокова, и он ее помнит, будто все случилось вчера. Все когда-то бывает впервые. Теперь же за плечами опытного кардиохирурга Республиканского кардиологического центра более 100 операций, и в этом году Максим Щелоков вполне заслуженно вошел в список победителей ежегодного республиканского конкурса «Лучший врач года».
Когда Максим Щелоков готовился к поступлению в мединститут, он уже точно знал: будет кардиохирургом. Вполне возможно, что отправной точкой послужила одна давняя встреча. Максиму было лет 12, когда в их дом вместе с друзьями мамы пришел гость, московский кардиохирург. Взрослые долго сидели за столом и затаив дыхание слушали, как приезжий увлекательно рассказывал о своей работе. Максиму тоже было интересно, он даже не пошел гулять, хотя мальчишки ждали во дворе. Впечатления от рассказа кардиохирурга на время попали в «архив» памяти, а в нужный момент Максим этот «файл» вытащил и открыл. Да, он действительно хотел стать кардиохирургом, и никем другим. Забегая вперед, скажем, что ему очень повезло: это было точное попадание в профессию.
Поскольку Максим Щелоков определился еще при поступлении, он не стал попусту тратить время. Почти все студенты где-то ухитрялись подрабатывать, чтобы не клянчить у родителей деньги. Студент Щелоков преследовал две цели. Первая и главная – пойти на работу туда, где он сможет потом расти, совершенствоваться и стать хирургом. И деньги лишними не были, поскольку мама его воспитывала одна. Так вот, в Республиканский кардиоцентр Максим поступил на работу медбратом, будучи студентом Башкирского государственного медицинского университета. Учиться в БГМУ и работать не каждому по плечу, ведь в этом вузе студенты зубрят и запоминают столько названий, формул, правил, что в объеме эта информация «весит», как 5 иностранных языков. Однако в стационаре Максим многое видел, запоминал, он впитывал в себя все, что необходимо для будущей профессии.
За работой время проходит быстро. В 2004 году - выпускной в медицинском университете. Курс оказался сильным, крепким, почти никто не ушел, сегодня все трудятся по специальности. В 2006 году в РКЦ отделение кардиохирургии разделили на взрослое и детское. Максим Щелоков работал со взрослыми пациентами. В общей сложности он стоит у операционного стола уже 14 лет, но чтобы получить право самому вести операции, пришлось лет 8 ассистировать.
- Рано или поздно наступает момент, когда ты наконец понимаешь, что сможешь «помыться на операцию» - самостоятельную операцию, - рассказывает Максим Владимирович. - Конечно, поначалу страшно, ты волнуешься. И все же должна в тебе однажды проснуться дерзость, уверенность, что сможешь сам. Потому что ты сто, двести, триста раз выполнял одни и те же действия, руки уже все знают, привыкли, и с головой они в ладу. Ведь каждая операция - это, по сути, выверенный алгоритм действий.
Работа в операционной построена по таким же принципам, как на авиалайнере. Оперирующий хирург - это командир корабля, ему ассистирует «штурман». Рядом всегда два анестезиолога: один отвечает за наркоз, второй следит за тем, как работает аппарат искусственного кровообращения. Медсестры по одному только взгляду понимают, какие инструменты приготовить. Бывают и нештатные ситуации, но и к ним медики также всегда готовы.
- Я работаю много лет в одной и той же слаженной команде, мы действительно понимаем друг друга с полуслова, - говорит кардиохирург. - Иной раз за всю операцию можем перекинуться двумя-тремя фразами, не более.
Максим Щелоков уже много раз принимал участие в операциях по трансплантации сердца, которые успешно проводят в нашем кардиоцентре. Спрашиваю, смотрит ли он любимые всеми сериалы про врачей. Кардиохирург в ответ смеется.
- Сказки, конечно. Пожалуй, более-менее правдивы наш сериал «Неотложка» и западный «Скорая помощь». Иногда удивляешься: почему режиссеры не приглашают консультантов? А хирурги вообще чаще всего в кино такие хладнокровные, суровые. По правде, мы - люди эмоциональные, впечатлительные, переживаем за больных, ведь мы их видим, общаемся, за нами закреплены палаты. На западе, да и в России, в крупных федеральных центрах кардиохирурги проводят время исключительно на операциях, и пациентов видят только на столе. Так, наверное, проще, с одной стороны…
Наверное, проще, хотя по количеству выполненных операций Республиканский кардиоцентр не отстает от крупных федеральных центров. И все же для пациента очень важно увидеть человека, который будет его оперировать, услышать от него слова поддержки, поверить в успех. И не просто так потом в книге отзывов появляются вот такие искренние слова: «Максим Владимирович - врач от Бога! Оперировал маму - протезирование митрального клапана. Операция прошла успешно, а затем так же благополучно прошел восстановительный период, и все благодаря его четким и грамотным действиям. Замечательный врач! Очень внимательный, помнит каждую мелочь, чуткий, грамотный. Низкий поклон ему и его коллегам».
- Давайте представим, что изменится в кардиохирургии лет через 10…
- Мне кажется, традиционную хирургию будет вытеснять эндоваскулярная. Это инновационная высокотехнологичная малоинвазивная медицина. Через 10 лет, наверное, уже наступит век гибридной технологии, появятся новые модели искусственного клапана сердца. Сегодня в мире живут люди с механическими сердцами, и если им сделать кардиограмму, то на пленке вы увидите сплошную прямую линию. Но сердце-то работает!
…Почему российская медицина все же отстает в плане технологий от западной? По мнению Щелокова, причина в том, что там все открытия тесно связаны с практикой. К примеру, над созданием первого кардиостимулятора работали врач и инженер, а потом, оформив патент, авторы этого проекта тут же запустили его в производство.
- Вы сделали много операций, видели разные болезни… А свое собственное сердце бережете? И чем его успокаиваете?
- Каждому человеку нужен правильный режим, а с нашей работой, стрессами, дежурствами это не всегда получается. Конечно, стараюсь придерживаться здорового образа жизни. В последнее время очень люблю возиться на даче. Не секрет, что больница забирает у врачей немало энергии, нужно ее восстанавливать. В огороде это хорошо получается.
А еще кардиохирург любит собирать модели самолетов, это его давнее хобби. Во-первых, это очень увлекательно, во-вторых, прекрасная тренировка для пальцев. Дома он собирает самолеты, на работе - командир корабля. Сердечный командир…
Татьяна БАРАБАШ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
14-07-2020 (0) Просмотров: 839 Номер: 48(13427) Версия для печати