Здоровый вторник
Дышите глубже – надеваем маску
Никому не надо объяснять, кто такой хирург и чем он занимается. Но о том, что практически на каждой операции присутствует анестезиолог-реаниматолог, знают не все. А он обязательно осмотрит вас и побеседует накануне хирургического вмешательства.
После этого вы встретитесь уже в операционной. Сценарий почти всегда один и тот же.
- Добрый день, я ваш анестезиолог. А теперь расслабьтесь, глубоко дышите, и когда вам наденут лицевую маску, начинайте считать до ста, - так начнется короткая беседа.
- Я дам наркоз, и вы уснете. Расслабьтесь, и начнем. Зачем? Чтобы сделать вам операцию. Можно?
- Как действует эта штука?
- Хороший вопрос.
Цель применения анестезии очевидна - это обезболивание. Обычно боль нам нужна. Она предупреждает о том, что какая-то часть тела, какой-то орган в опасности. Например, чтобы не обжечься, когда мы на кухне. Иногда надо пострадать, чтобы избежать более серьезных проблем. В этих случаях все же лучше боль облегчить. Например, когда мы лечим зубы.
Как же анестезия снимет боль? Начнем с того, как мы ее вообще чувствуем. Если уколоть руку иголкой, мы испытаем острую боль. Интересно, что это ощущение возникает не в руке, а в голове. Когда игла колет кожу, сигнал идет по нервам руки, через спинной мозг - в головной. А он уже толкует сигнал как боль, возникшую в руке. Если сигнал не дойдет до головного мозга, боли не будет, и не важно, что там с нашей рукой. В этом секрет анестезии.
Анестезия бывает двух типов. При одной - бодрствуют, при другой - спят. Первая еще называется местным обезболиванием. Она блокирует нервы, по которым болевой сигнал идет в головной мозг. Представим этот сигнал как телефонный звонок, когда рана вызывает мозг.
- Ткани сильно повреждены! - кричит рана.
- Ужас!!! - ещё громче отвечает мозг.
Если анестезиолог вводит анестетик, то он временно прерывает связь между этими абонентами. И мозг, не получив сообщение, не ощущает боли. Но, к сожалению, местная анестезия подходит не всегда. При малых операциях больной может бодрствовать. Но при обширных и длительных очень важно, чтобы он спал. В этих случаях нужен наркоз, или общая анестезия.
Принцип общей анестезии работает следующим образом. Вместо того, чтобы не пропускать сигнал к мозгу, анестезиолог отключает сам мозг, и, когда тот не получает сигнал, человек не чувствует боли. В ходе операции держать человека под наркозом должен анестезиолог, то есть специалист по анестезии. Сначала он цепляет на пациента датчики, чтобы следить за жизненно важными функциями. Потом впрыскивает в кровь быстро действующий анестетик. Несколько секунд, и пациент спит. Однако первое средство действует недолго, и чтобы сон длился, пациенту надевают на лицо маску, дающую смесь анестетика с кислородом.
В зависимости от операции анестезиолог может вводить средство, расслабляющее мышцы, в том числе нужные для дыхания. В этом случае он должен обеспечить искусственную вентиляцию легких.
По поводу общей анестезии распространено одно заблуждение. Мы говорим, что пациент под наркозом спит. Но это не совсем сон. Когда человек спит, часть мозга отключена, но в целом он сохраняет активность. Хотя человек находится без сознания, его не трудно разбудить. А вот при общем наркозе всё по-другому. Анестетик действует на все клетки, подавляя импульсы во всех частях головного и спинного мозга. При таком подавлении центральной нервной системы человек теряет не только сознание, но и способность реагировать на какие-либо внешние раздражители. Но такие манипуляции с мозгом не всегда проходят гладко. Очень важно точно рассчитать дозу анестетика. Если она не достаточна, пациент может очнуться во время операции. Но передозировка - тоже не лучший выход. Избыток анестетика может так отключить нервную систему, что нарушится снабжение кровью и кислородом важнейших органов.
Как анестезиолог узнает, не переборщил ли он с наркозом? Пациента не спросишь. Приходится следить за приборами, показывающими реакцию организма на анестезию.
Что происходит при передозировке анестетика? Если ввести его в дозе выше нормальной, то произойдет падение кровяного давления. Для компенсации сердце бьется быстрее, увеличивая кровоток, но тогда легкие не успевают снабжать кровь кислородом. Уровень кислорода в крови падает. Слишком мало кислорода получают сердце и мозг, и при его недостатке работа сердца замедляется, кровяное давление падает еще ниже. Если так дело пойдет и дальше, мозг совсем отключится. Конечно, при операции такого не будет. Если возникнут проблемы, анестезиолог снизит дозу анестетика и усилит подачу кислорода пациенту в легкие. Если потребуется, он введет средство, которое повысит кровяное давление и восстановит кровоснабжение жизненно важных органов. Благодаря мониторам это вполне безопасная процедура. Спасибо науке, ведь без анестезии операции были бы неприятной штукой.
Для лечения и наблюдения в ближайший послеоперационный период, в зависимости от длительности и травматичности операции, пациента из операционной переводят в отделение, в котором он проходит лечение, или в реанимацию.
Раис ГИЗАТУЛЛИН,
кандидат медицинских наук, анесетезиолог-реаниматолог,
доцент Башкирского государственного медицинского университета.
кандидат медицинских наук, анесетезиолог-реаниматолог,
доцент Башкирского государственного медицинского университета.
14-06-2016 (0) Просмотров: 1 201 Номер: 113(13011) Версия для печати