Возвращение белого теплохода
Какое же это чудо - отдых на воде! Тот, кто хотя бы раз провел летние неделю-две в речном круизе, "заболевают" этим навсегда. И уже ждут следующего лета - того дня, когда белый теплоход торжественно отправится в рейс. И поплывут мимо зеленые берега, и будут звездные ночи на реке, песни под баян, танцы, купания на зеленых стоянках...
И, конечно, будут незабываемые экскурсии в поволжских городах.
Отдыхать на реке уфимцам, что называется, сам Бог велел. Да так и было всегда: отправлялись бороздить просторы Агидели, Камы, Волги белоснежные "Василий Чапаев", "Башкортостан", "Юрий Гагарин", "Мулланур Вахитов"... И встречались на палубе каждый год старые друзья.
История пассажирского пароходства нашего региона насчитывает не один... век! Я был немало удивлен, узнав, что первый грузопассажирский пароход совершил свой рейс по маршруту "Уфа - Казань" еще в 1859-м году!
В пятидесятых годах прошлого столетия пароходство начало осуществлять первые водные экскурсионные перевозки. Этот вид отдыха стал за короткое время столь популярным, что путешественниками становились не только наши земляки, но и жители всей страны. В то время организовывались туры на венгерских судах проекта 737 (старожилы помнят такие теплоходы, как "Пришвин", "Джамбул"). Ровно 55 лет назад пароходство получило первые теплоходы, оснащенные для пассажирских экскурсий ("Ветлуга" и "Чулым"). А к середине
80-х годов венгерские паровые суда были заменены новыми комфортабельными теплоходами.
Двухпалубный теплоход "Башкортостан" был построен в 1962-м году в Венгрии. Кстати, так он назывался не сразу - сначала он именовался "Даугава", затем "Алексей Киселёв". Как и многие суда проекта "305", "Башкортостан" уже в нынешнем веке претерпел значительную модернизацию: многие каюты были перестроены и оборудованы удобствами (душ, туалет), а также улучшены другие помещения. С 2012 года капитаном теплохода является один из авторитетных речников России и республики Загит Султанов, который до этого три десятилетия был капитаном "Мусы Гареева".
И все бы хорошо, но... "Иные столетья настали". И сложилась сегодняшняя печальная ситуация: пассажирский флот с его замечательными круизами канул в Лету - последняя туристическая навигация была в 2016 году. Ныне теплоходы распроданы, и некоторых из них постигла печальная участь быть переработанными в металлолом. "Речной туризм в Уфе навряд ли возродится", - писали газеты год назад.
Но - свершилось! 4 июня нынешнего года взяла старт новейшая история нашего речного туризма. Именно в этот день было создано новое предприятие - ООО "Бельские речные путешествия". И мне было чрезвычайно приятно узнать, что организаторами круизов станут не какие-то новые и неизвестно откуда взявшиеся люди, а наши старые друзья, отдавшие реке долгие годы безупречной работы. Это и Ольга Михайловна Сущенко, ранее возглавлявшая службу пассажирских перевозок Бельского речного пароходства с её дружной командой профессионалов. И слаженный, замечательный экипаж теплохода "Башкортостан", возглавляемый... да-да, конечно же, Загитом Закирьяновичем Султановым! (Вот не сомневаюсь, читатель, что, читая эти строки, многие сейчас крикнули "Ура"!)
Родной и дорогой "Башкортостан" снова с нами. И на его борту снова встретятся старые друзья.
...Мы беседуем с Ольгой Михайловной. Любители речных круизов меня сейчас поймут: я расспрашивал ее о предстоящих маршрутах буквально с жадностью. "Нам очень приятно было видеть, как радостно очень и очень многие восприняли создание нашей фирмы, прочитав об этом в социальных сетях в интернете. Люди не скрывают эмоций и действительно счастливы, что к ним вернулся излюбленный вид отдыха", - говорит моя собеседница.
Нынешняя, первая навигация "Башкортостана" под новой эгидой начнется во второй половине июля (кстати, до этого планируется организовать весьма популярные у уфимцев однодневные прогулки). Маршруты нынешнего года не будут продолжительными - от трех до десяти дней. Но бывалые путешественники знают: в Казани, в Нижнем Новгороде, в Свияжске, в Елабуге, в Болгарах, в Чебоксарах, других поволжских городах - есть что посмотреть!
Я, конечно, поинтересовался стоимостью путешествий. По нынешним временам прайс-лист оказался весьма божеским (мы его приводим в нашей публикации). Если сравнить с тем, сколько дерут сегодня даже не на зарубежных, а на российских курортах - сравнение будет явно не в пользу последних... Цены, как это было во все времена, ощутимо разнятся в зависимости от класса кают.
"Помню, в речных круизах на наших теплоходах всегда сытно и вкусно кормили", - заметил я. - "И сейчас будет именно так, - улыбнулась Ольга Михайловна. - Кстати, трехразовое питание входит в цену путевки".
А вот экскурсии в городах будут за дополнительную плату. И это, я считаю, правильно. Кому-то это очень нравится, а кто-то в силу характера и привычки не желает покидать уютный шезлонг в солнечный день на верхней палубе. И на здоровье! А кому-то это не под силу уже по причине возраста.
Радует, что прайс-лист предусматривает самые разнообразные скидки: детям, именинникам, пенсионерам, инвалидам. Молодоженам!
Конечно, самыми преданными поклонниками отдыха на воде остаются люди старшего поколения, ценящие целебный речной воздух, покой, душевное общение со старыми и новыми знакомыми. Весть о том, что "Башкортостан" в нынешнем году отправится по туристическим маршрутам, быстро разнесло "сарафанное радио". И уже многие наведались в офис фирмы и забронировали путевки на различные маршруты (кстати, например, на Нижний Новгород уже на сегодняшний день почти не осталось одноместных кают).
- Конечно, многие выражают озабоченность - будем ли работать в будущем году, появятся ли более протяженные рейсы, - рассказывает Ольга Михайловна. - Хочу всех успокоить: мы создавались не на одну навигацию. А в планах будущего года - путешествия и в Астрахань, и в Волгоград, и в Москву, Ярославль... Длинные рейсы будут!
...Мы расстались с моей собеседницей, и я вспомнил, как много лет назад впервые оказался на борту круизного "Василия Чапаева". Это был рейс в Астрахань. Ещё не остывший от долгих месяцев работы, первые два дня я не мог втянуться в спокойный ритм речного путешествия - все тянуло куда-то бежать и что-то делать. Но вот вода за кормой словно унесла все проблемы, тревоги. И стало на душе хорошо и покойно. И ты не устаешь тихо восхищаться удивительной красотой бельских, камских, волжских берегов. Белый теплоход бесшумно идет сквозь густые ароматы лесов и полей. Всё! И я "заболел" рекой. И уже... жду следующего года!
Анатолий МАКСИМОВ.
22-06-2018 (0) Просмотров: 2 283 Номер: 50(13230) Версия для печати