Голос «блокадной мадонны» стал символом надежды
3 мая 2020 года исполняется 110 лет со дня рождения Ольги Берггольц - «блокадной мадонны», голос которой был символом надежды и победы.
Идея написать этот материал возникла у меня в январе 2019 года во время посещения в Петербурге Дома Радио, у входа которого установлен мемориал для увековечения памяти Ольги Берггольц.
Как известно, Ленинград выстоял, пережив 900 дней беспрецедентной, самой кровавой в истории человечества осады. На голодном пайке, под фашистскими бомбами, в дыму пожаров, в страшные морозы горожане умудрились не только выживать, но и работать на заводах, изготовляя оружие для фронта. За время блокады погибли, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Только 3 процента из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные 97 процентов умерли от голода.
В течение всей блокады Ленинграда практически каждый день к горожанам обращалась по радио поэтесса Ольга Берггольц: подбадривала, убеждала в необходимости жить и бороться, внушала веру в победу. Она, безусловно, была героем и человеком своего времени. Ольге Федоровне выпала страшная судьба. С помощью жестоких уроков власть внушила ей правила игры. Ей наяву пришлось пройти через все то, что многим видится лишь в самых тяжелых кошмарах. И пережила поэтесса эти испытания с честью.
Она родилась в 1910 году в семье врача-хирурга немецкого происхождения. Природа одарила ее с небывалой щедростью. Берггольц принадлежала к тому типу женщин, которые нравятся очень многим мужчинам. Она от природы обладала хорошим вкусом в одежде, чувством стиля, творческим талантом.
Публиковаться Берггольц начала в возрасте 15 лет. Печатала и стихи, и прозу. Первые произведения, конечно, создавались в духе времени - про «образцовую комсомольскую семью». Но написаны были они не без искры таланта. Ее путь был обычен для эпохи, на которую пришлось взросление будущего большого поэта. Девочка из семьи набожных питерских интеллигентов превратилась в пионерскую, а потом и в комсомольскую активистку.
В 1926 году Ольга познакомилась с молодым поэтом Борисом Корниловым. Он был на три года старше и приехал в Ленинград с Волги. Корнилова считали самым перспективным литератором нового поколения. Союз двух поэтов - юных, красивых и талантливых - выглядел как плакат, символизирующий новую эпоху. В1928 году в семье родилась дочь Ирина…
Но уже в 1930-м супруги развелись - не сошлись характерами. Никакой политики. В том же году Берггольц, которая производила неотразимое впечатление на мужчин, вышла замуж за литератора Николая Молчанова, с которым училась на филологическом факультете университета. Родилась еще одна дочь - Майя.
До начала 1930-х жизнь как будто только и делала, что дарила Ольге подарок за подарком. Поэтесса, слава Богу, не знала, какая судьба ее ждет.
Молчанов не прожил с женой и года, когда его забрали в армию. Во время службы на границе с Турцией Николай попал в плен к басмачам. После пыток, которые пришлось перенести, у него развилась тяжелая форма эпилепсии. Он страдал от нее до самой смерти. Болезнь мужа стала горем для семьи…
А карьера Берггольц шла в гору: стихи и прозу печатали и в детских, и во взрослых изданиях. Ее талант признали и Маршак, и Чуковский, другие известные писатели.
Следующий удар был страшнее: умерла маленькая Майя, которая только-только научилась произносить слово «мама». А в 1936 году скончалась и старшая дочь Ирина от какой-то непонятной болезни.
В 1937 году арестовали первого мужа поэтессы - Бориса Корнилова, которого потом расстреляли. К тому моменту Берггольц уже несколько лет была замужем за другим мужчиной. Но это не помешало схватить и ее, обвинив в связях с врагами народа. Эта история закончилась для Берггольц относительно удачно. По тем временам - уж точно. Ее выпустили в 1939-м. В тюрьме у нее родился мертвый ребенок. Больше у Ольги Федоровны детей не было.
Берггольц даже реабилитировали, признав арест ошибкой. А вот Борис Корнилов был признан невиновным только в 1957-м - почти через 20 лет после гибели.
После тюрьмы в характере и образе мыслей Ольги произошли значительные перемены. Иллюзий в отношении власти она больше никогда не питала. Но при этом Берггольц чувствовала себя частью страны и ее народа и искренне переживала все беды вместе с соотечественниками. Вторым уроком, извлеченным из тюремного опыта, стало то, что Ольга Федоровна страшную правду писала в стол, в страхе перед обысками тщательно пряча свои откровения.
Вот как она писала о своих переживаниях в тайном дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора тюрьмы, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы… Вернулась в пустой наш дом (обе мои доченьки умерли еще до моего ареста). Душевная рана зияла и болела нестерпимо. Мы еще не успели ощутить во всей мере свои утраты и свою боль, как грянула Великая Отечественная война».
Война принесла с собой новые утраты. В 1942 году умер от голода в осажденном Ленинграде Николай Молчанов. После этой потери Берггольц решила остаться в родном городе. Она стала поддерживать соотечественников своими выступлениями по радио и стихами:
Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, -
И это уже победа.
Ее голоса ждали. Ольга знала об этом, поэтому, даже слетав в 1942-м в Москву, она вернулась домой - к измученным голодом ленинградцам. В памяти их она осталась, главным образом, голосом блокады. И этот голос был искренен - это чувствовали и знали все.
Война и блокада стали главными темами творчества Берггольц на всю оставшуюся жизнь. Этому посвящена и главная книга Ольги Федоровны «Дневные звезды».
Даже после всех ужасов, выпавших на ее долю, Берггольц не утратила своего женского очарования. В 1949 году она вышла замуж в третий раз - за Георгия Макогоненко, филолога, специалиста по отечественной литературе. Об их браке и о личности третьего мужа Берггольц современники отзывались по-разному. Одни говорили, что Макогоненко женился на общепризнанной поэтессе из карьерных побуждений. Другие утверждали: супруг очень мучился с Ольгой из-за ее все возраставшего пристрастия к спиртному. Алкоголь на некоторое время заглушал душевную боль.
Великая Анна Ахматова призывала всех жалеть Ольгу. Считала ее мученицей, которой все прощается…
В 1962 году состоялся развод Берггольц с последним мужем. Теперь главным собеседником в ее одиночестве стал тайный дневник, которому она откровенно признавалась:
Как я от тоски не поседела?
Как я от стыда не померла?..
Долго с улицы не уходила –
только там сама собой была…
Ольга Федоровна Берггольц, женщина, которую звали «блокадной мадонной», умерла в полном одиночестве в 1975 году. В 2010-м в издательстве «Азбука-классика» вышла книга поэтессы «Ольга. Запретный дневник».
Ильяс ГАЛЕЕВ.
14-04-2020 (0) Просмотров: 529 Номер: 25(13404) Версия для печати