Город глазами художников
Борис Домашников. Зима на окраине. 1955.
(Окончание. Начало в №53 от 5 августа)
Уфимская сюита в изобразительном искусстве значительно обогатилась в послевоенные годы, когда в творческую жизнь влились следующие поколения, отразившие новое время и иной облик Уфы. В 1952 году Владимиром Петровичем Андреевым (1910-1955) написана картина «Весна в Уфе». Городской пейзаж с современными домами, освещенными солнцем, с ребятишками, которые пускают бумажные кораблики, пронизан ощущением новой мирной жизни.
Уже в ранних произведениях к теме уфимского пейзажа обращается Борис Федорович Домашников (1924-2003). 1956 годом датирована его работа «Под Уфой. Шиханы», которая композиционно перекликается с одноименной работой Александра Эрастовича Тюлькина. В ней также открывается вид со стороны Цыганской поляны на город. Жизнерадостное мировосприятие молодого художника рождает просветленное полотно. Пусть мощно высятся шиханы и величаво течение реки Белой, но здесь живет человек, это его мир. Косогоры прочерчены тропинками, по склонам лепятся дома, вдали простирается город. Яркое впечатление рождает обилие цвета, броских красок. А если и взяты местами густо-зеленые, плотно-коричневые, то для контраста, чтобы еще насыщенней звенели светлые тона, озвучивающие мажорную мелодию автора. В начале 1950-х годов семья Домашниковых перебралась с Цыганской поляны, где они жили в землянке всю войну, в новую квартиру. Борис Федорович рассказывал: «Однажды подошел к окну и ахнул. Белая комната, белый снег, красный трамвай. Сколько света во всем, новизны! Тут же стал писать этюд». Так родилась картина «Зима на окраине» (1955), хранящаяся в Третьяковской галерее, а ее вариант в Башкирском государственном художественном музее. Обаяние картины состоит в том, что автор говорит о времени не декларативно, а прочувствованно и тепло. Его аромат, дыхание передаются лишь несколькими точно подмеченными деталями, не нарушающими лирической направленности произведения. В композиции с плавно разворачивающимся пространством – ощущение почти комнатного уюта, а колорит с преобладанием серебристо-белых тонов и контрастно звучащих красных, синих пятен придает ему праздничную тональность. Легкая фактура холста, трепетный, мягкий мазок, утонченная звучность цвета – таков изобразительный язык художника.
Можно вспомнить и известное полотно мастера «Стадион. Сумерки» (1969), создающее образ нового города, живущего динамичной жизнью. Работа 1989 года «Ледоход» интересна сочетанием домашниковского лиризма и эпического размаха композиции, наполненной светлым чувством обновления неизменно величавой природы. В 1990-е годы, когда изменилась наша история, распалась страна под названием СССР, Борис Федорович пишет уфимские мотивы, такие, которые позволяют ему передать веру в незыблемость наших святынь, в духовное единение людей. Героиней многих его полотен становится Уфимская Соборная мечеть, через образ которой он прикасается к общечеловеческим ценностям. От таких работ, как «Дорога к храму» (1992), где при всей лирической, живописной выразительности прослеживается «портретность» мотива, автор в других холстах – «Уфимский романс с минаретом» (1992), «Май в Уфе» (1993) – приходит к композициям с широко развернутым картинным пространством, вмещающим представление художника о местном, национальном, как части огромного мира. В своем ключе, в своих красках пишет он эти пейзажи, несущие высокий эмоциональный накал. Словно потоки фантастического света обрушиваются на холсты, они рассыпаются множеством оттенков, создавая ощущение многоцветия, драгоценности окружающего мира.
Подлинным певцом Уфы был и Александр Данилович Бурзянцев (1928-1997). Он говорил: «С возрастом как-то по-особому начинаешь ценить и любить тот край, где ты живешь, работаешь. Я много ездил, видел, писал. Все это позволило мне почувствовать особую красоту нашего города, его старины и новостроек, его рельефа и колорита. Вот почему в последнее время тема уфимского пейзажа меня особенно привлекает. Для меня Уфа неотделима от таких имен, как Сергей Тимофеевич Аксаков, Михаил Васильевич Нестеров. Я с большим желанием и волнением пишу наши шиханы, реку Белую, которую писали Нестеров и Тюлькин. Мне хочется передать вольную красоту этих мест».
Интересное поэтическое преломление получили в многочисленных работах живописца пейзажи с конкретными уголками Уфы - «Сергиевская церковь» (1989), «Посадская улица» (1992), «Большая Московская улица» (1994)… Полотно «Ледоход на Белой» (1989) навеяно мотивами произведений Сергея Тимофеевича Аксакова. Два других – «Сад Луначарского. Место, где родился С.Т. Аксаков» (1989) и «Здесь учился С.Т. Аксаков» (1990) – запечатлели мемориальные места, связанные с жизнью писателя. Повествование художника ведется на повышенно-поэтических, романтических нотах, на выразительности его живописи, плотной, материальной, страстной. Очень любил Александр Данилович писать Уфу зимнюю, и сие ему великолепно удавалось. В этих мотивах он находил особую романтику, и так по душе ему были краски зимы – светоносные, чистые! Таковы его пейзаж «Сутолока» (1984), картина-поэма «Рассвет» (1988) с феерией завораживающего бело-голубого цвета, с фантастической красотой зимы и города, окутанного морозным дыханием, одетого в снежный наряд, холст «Над Белой» (1984), создающий обобщенный образ города, раскинувшегося на холмах, с его приметами старины и современности.
Последней значительной работой мастера, посвященной родному городу, стала «Старая Уфа. Первый снег» (1995). Написана она в тяжелое для художника время, когда Александр Бурзянцев, пережив ампутацию ноги, адаптировался к иной, непростой жизни. Картина стала свидетельством огромного мужества и жизнелюбия Александра Даниловича, который, общаясь с миром из окна своего дома, написал этот светлый, добрый холст. Он выбрал такой момент в жизни природы, который позволил ему с наибольшей силой передать игру красок. Звучными аккордами на белом снегу поют синие, золотые, багряные краски, сливаясь в единую мелодию жизни.
Идеи добра, жизнеутверждения заложены в основе творчества замечательного живописца Павла Петровича Салмасова (1930-2017), стремящегося передать гармонию бытия природы и человека. Его пейзажи «Город» (1968-1969), «Уфа майская» (1977) «населены» людьми, потому в них непременно вводятся сюжетные сценки, происходящие в окружении цветущих деревьев, светлых современных домов, Холсты озарены сиянием дня, голубыми, розовыми белыми цветами. Дар поэтически просветленного восприятия жизни позволяет Салмасову, избегая бытовизны, превратить реальный мотив в образ подлинно художественного звучания. Живопись Салмасова декоративна, насыщена множеством цветов и оттенков, при этом автор добивается мягкости и гармонического созвучия тональных переходов.
В 1970-х годах Павел Петрович создал также ряд пейзажей, посвященных теме башкирской индустрии – «В теплицах химзавода» (1974), «Утро химзавода» (1978). Потому, наверное, живут в наше время эти произведения, исполненные по социальному заказу, что автор вдохнул в них человеческое, поэтическое содержание, выраженное как в трактовке сюжетов, так и в их цветовой, линейной пластике. Скажем, во втором холсте он отодвигает в глубину изображение цехов, установок, помещая на первый план зелень деревьев, цветущие клумбы. Даже нефтяные емкости, трубопроводы, показанные на фоне бирюзово-зеленых газонов, окрашены в нежные светло-голубые тона, что дополняет лирическую окраску произведения.
Иное преломление тема промышленной Башкирии нашла в творчестве Александра Васильевича Пантелеева (1932-1990), стремящегося передать дыхание и ритмы современной индустрии. «Здесь меня захватывает размах работ, размах разума человека. Созидательная сила человеческой деятельности ярко выражается в этих новых памятниках нашего времени. Возникали и мысли о том, что люди должны очень внимательно и разумно вторгаться в природу. В итоге хотелось создать картину о гармоническом равновесии сил», – писал он. С содержанием его полотен «Индустриальный пейзаж», «Праздничный натюрморт» (оба – 1972) связано их изобразительное решение – продуманная конструктивность пространственного вердикта, монументальность формы, четкий рисунок. Эстетизация цвета, звучащего как грани драгоценных камней – все во имя воплощения идеи гармонии природы и созидательной деятельности человека. Работы Александра Пантелеева – праздник изобретательности, основанный на ассоциативном восприятии автора.
Евгений Винокуров. Двенадцатое апреля. 2006.
Свою лепту в летопись жизни города внесли и художники последующих поколений. Евгений Александрович Винокуров (год рождения 1946-й) считает себя учеником Пантелеева, так как пользовался его советами и работал вместе с ним и Александром Васильевичем Юдиным в 1972 году над монументальным мозаичным панно, что по сей день украшает фасад здания Академии наук на улице Кирова. Но в творчестве он иной, ему по душе поэзия, согретая человеческим теплом, родная милая Родина, частицей которой является Уфа. Здесь он в 1946 году появился на свет на Мало-Охтырской улице, которая, по его словам, заканчивалась небом, а пролетающих птиц из его дома можно было увидеть сверху. Видимо, отсюда идет эпичность его композиции «Уфа. Весна на окраине» (1985), где точка зрения сверху открывает вид на далекие зелено-голубые дали за распахнутыми воротами, на улочку, сбегающую к Белой, на широкую гладь реки. Неторопливая манера письма художника, любящего плавность линий, ритмов, цветовых отношений, определенность формы сродни традициям русской пейзажной живописи, что отличает и его холст «Уфимский дворик» (1993). Лирико-романтическая устремленность живописца обогащается его размышлениями о жизненности традиций в работе «Древние камни», которую автор строит на контрастном сочетании современности и глубокой старины. В коллекции Башкирского художественного музея находится и его замечательное полотно «Двенадцатое апреля» (2006), которое покоряет неожиданностью взгляда на знакомый мотив с Домом-музеем Сергея Тимофеевича Аксакова, глубиной лирических, гражданских чувств автора.
Для Владислава Эдуардовича Меоса (1940-2021) тема уфимского пейзажа – одна из главных в его творчестве. С конца 1950-х до своих последних дней он обращался к ней, находя все новые сюжеты. Меос пишет индустриальные мотивы «В уфимском порту» (1974), «Первенец нефтехимии» (1976), сюжеты с изображением новостроек города. Более всего в его серии лирических композиций, запечатлевающих уголки старой Уфы, например, «Бабушкин дом» (1975), «Зима в Архиерейке» (1986), живописную красоту окружающей природы – «Август кончается» (1976), «Осень прошла. На Белой», «Весна на Забайкальской» (обе – 1986)… Взгляд на воспетые им мотивы рождает ностальгические нотки, погружая зрителя в воспоминания и размышления. Непосредственность восприятия в сочетании с сочной живописью, подвижным мазком обуславливают образную выразительность работ мастера – приверженца реалистической манеры письма. Неповторимый живописный облик нашего города создан кистью и сердцем художника, преданного его красоте.
Лирический характер дарования замечательного мастера реалистического искусства Рашита Султановича Хабирова (год рождения 1953-й) подсказал ему выбор темы в работе над уфимской серией. Это тихие городские окраины, сохранившие приметы старины, небольшие улочки, уютно укутанные снегом, и, конечно, культовые места города – мечеть, церкви («Нижегородка», 1981; «Улица Социалистическая», 1982; «Старая Уфа», 1986, и многие другие). Лучшие традиции русской школы пейзажа оживают в его работах, несущих глубокое проникновение в жизнь природы, умение уловить характерные признаки в особом колорите столицы Башкирии, мастерство живописи, композиции.
Свой взгляд на Уфу у художника Рифхата Мухамедовича Арсланова (год рождения 1946-й), который отходит от академического реализма, насыщая свои полотна игрой затейливых линий, цветовых пятен. Его пейзажи «Уфимский дворик» (1990), «Мой город» (1994), «Пожарка» (2004) – это вечный праздник жизни, которая течет в старых стенах и дворах домов, потому в них непременно присутствуют жанровые сценки, композиция выстроена так, чтобы передать зрителю ощущение теплоты и уюта. В них нет документальности, условно построены пространство, форма и тем не менее безошибочно передан характер городской застройки минувших времен, где дома лепятся по склонам, и из века в век здесь происходят события, обозначающие естество и бесконечность бытия. Богата живописная фактура работ Рифхата Арсланова, в которых игра насыщенных красок составляет один из главных элементов их эмоциональной выразительности.
Иной почерк в работах Ильдара Глимнуровича Бикбулатова (год рождения 1953-й), который в 1989-1990-х годах создал серию полотен – «Уфимская мечеть», «Красный закат», «Панорама Уфы». Это было время, когда художник входил в объединение «Чингисхан», искал, как и его товарищи по группе, современные изобразительные формы, основанные на приемах авангардного искусства. Свободная манера письма, стилизованная форма, декоративизм живописной гаммы сообщают его картинам самобытность авторских интонаций.
Если вы, уважаемый читатель, однажды в зимнюю стужу встретите на склонах шиханов у памятника Салавату Юлаеву художника в валенках, шапке-ушанке, с этюдником за плечами, то скорее всего это будет Георгий Валерьянович Прокшин (год рождения 1946-й). Он очень любит писать сии места, и ему непременно нужна натура, с которой он общается в любое время года. Натура – великая школа, притом художник умеет обобщить, увидеть в конкретном мотиве характерное, уловить тонкое дыхание природы и передать все это в своей мягкой, серебристой живописи – «Зимняя рыбалка» (1983), «Архиерейка» (2005).
Произведения башкирских живописцев, пришедших в искусство уже в XXI веке, дают повод говорить о том, что городская тема находит дальнейшее развитие. Можно назвать имена многих авторов, и один из них Вагиз Шайхетдинов (год рождения 1955-й), который часто обращается к мотивам зимней Уфы, заставляя нас увидеть и понять, сколь красивы белые снега, лазурь неба, играющего голубыми рефлексами на сугробах - «Окраина Уфы. Сипайловская гора» (2012), «Вечер на Уфимке» (2014). Вот гордо царит над укрытым снегами пространством Уфимская Соборная мечеть в его пейзаже «Улица Салавата в Уфе» (2014). Выбор мотива не случаен, ибо не только поэтическая, но и духовная составляющая отличают творчество этого тонкого живописца, следующего традициям русской пейзажной школы. Эти черты присущи и работам Ралифа Ахметшина (год рождения 1963-й) – «Дом Тюлькина» (2013), «Уфимский мотив» (2017). Проникновенным языком реалистической живописи эти художники говорят о неповторимой красоте Уфы.
Затронутая тема столь обширна, что в данной статье не удалось назвать имена всех живописцев, прикоснувшихся к ней, акцент сделан на тех, кто работает сугубо в этом направлении. Богатый материал представляют также графические произведения башкирских мастеров, посвященные Уфе, который может послужить темой для последующего исследования.
Валентина СОРОКИНА,
искусствовед.
искусствовед.
12-08-2022 (0) Просмотров: 581 Номер: 55(13617) Версия для печати