$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

В ожидании премьеры

Роль личности в истории... Башкирского академического театра


Роль личности в истории... Башкирского академического театра

- Олег Закирович, Вы бороду решили отпустить? Это связано с какой-нибудь новой ролью?
Ханов, ладонью проведя по упомянутой "растительности", разросшейся до такой степени, что не замечать ее уже просто неприлично, улыбается:
- Нет, что Вы, какая роль! Плей-офф. Репетиционный процесс выходит на финишную прямую...
- Стало быть, Вы хоккейный болельщик?
- Да, и очень расстраиваюсь в нынешнем сезоне по поводу того, как играет "Салават Юлаев". А что касается фразы про плей-офф...


- Не нужно объяснять, Олег Закирович, - останавливаю я художественного руководителя Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. - Мне это ясно. "Кахым-туря", вернее - работа над спектаклем вышла на решающий этап. И режиссер перестал бриться. В театре ведь свои суеверия...
...Ровно через десять дней, 21 февраля, в Башкирском академическом должна состояться премьера спектакля "Кахым-туря", в основу коего легла судьба командира одного из башкирских полков, не щадивших себя в битвах Отечественной войны 1812 года и принявших участие в заграничных походах российской армии - в 1813-м и 1814-м. Но если быть точной, то режиссер Олег Ханов сосредоточил свое внимание на самом трагическом эпизоде в судьбе Касима (Кахыма) Мурзашева. (Кстати, в разных упоминаниях мы находим и другие варианты его фамилии, скажем, Мордашев.) Речь о том, что по существующей легенде, и это подтверждают фольклорные источники, например, пришедшая из начала XIX века песня "Кахым-туря", молодой, решительный и для иных неудобный полковник был отравлен кем-то из представителей военной ставки императора Александра Первого...
Впрочем, Ханова в большей степени интересует не то, что молва и память соплеменников донесли до наших дней о "начальнике", "господине" (так, собственно, переводится на русский слово "туря") Кахыме, а то, сколь ярко может проявиться талантливая, сильная натура в условиях, когда на защиту Отечества поднимается каждый, в том числе и сыновья и дочери Башкирии... А еще постановщика волнует вопрос, касающийся роли личности в истории - страны, народа... Именно поэтому известное сочинение Баязита Бикбая он соединил с драматургическим материалом историка Хамита Иргалина, который к тому же пишет пьесы. Олег Закирович, добавлю, тесно сотрудничал с Иргалиным, живя в Салавате, и даже поставил несколько спектаклей по его произведениям. В общем, архаичную пьесу Бикбая наш историк, умеющий мыслить драматическими образами и категориями, по просьбе худрука БАТД в каком-то смысле "оплодотворил" новыми веяниями и исследованиями, связанными с биографией полковника Мурзашева, и насытил ее мыслями человека нынешней эпохи, с иных позиций взглянувшего на дела давно минувших дней...
Над спектаклем работает слаженная команда - помимо Олега Закировича, это художник Альберт Нестеров (сценография и костюмы), композитор Урал Идельбаев, балетмейстер Сулпан Аскарова.
Не стану, однако, сейчас делиться с читателем подробностями, хотя мне есть что рассказать - минувшие выходные я провела в зале БАТД, безмолвно следя за репетиционным процессом, за тем, как Олег Ханов вместе с Уралом Идельбаевым колдовали, "вживляя" музыкальную партитуру в существующую, уже к тому мгновению "размятую" ткань драматического действа. Процесс шел медленно, спокойно, методично. Актеров, занятых в спектакле, время от времени останавливали, заставляя вновь пройти ту или иную сцену - уже на музыку. Некий невидимый моему глазу Рустам, которого, тем не менее, я теперь знаю по голосу, откуда-то сверху - из звукорежиссерского цеха, бубнил непонятное мне, отвечая Идельбаеву, называвшему номер очередного трека...
...Позавчера, уже после двух часов, Ханов, отпуская свое "войско" на волю, предупредил:
- Даю вам последний до премьеры выходной!
Речь о 9 февраля, понедельнике, который, как известно, в театре - день отдыха...
- Сходите в баню, - худрук спрятал рвущийся наружу озорной смешок. - Выспитесь, уберитесь в доме, детей навестите, подлечитесь, в конце концов. Мыслимое ли дело, - Олег Закирович чуть повысил от расстройства голос, - сразу пятеро не пришли на репетицию - затемпературили!.. И берегите себя. По городу вирус ходит, а нам болеть нельзя. С нынешнего вторника пойдем в обычном режиме, но, как я сказал, уже без передышки. А с 16 февраля все: выходим на финишную прямую, а это значит - утро-вечер, утро-вечер. Жду послезавтра полными сил. Всем спа-си-бо!

Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: идет репетиция - в стане полковника Мурзашева; исполнитель заглавной роли Азамат Гафаров; Олег Ханов и Урал Идельбаев в зале.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Роль личности в истории... Башкирского академического театра Роль личности в истории... Башкирского академического театра

Дата создание новости 10-02-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 775     Номер: 25(12673)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.