$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Исторический экскурс

Экопривычки на все времена


Сейчас по всей стране очень остро встал вопрос по переработке и захоронению твердых бытовых отходов. Уже настало такое время, когда в пригородах Уфы некуда складывать мусор. Почему же раньше не было этой проблемы?
На моих глазах произошло несколько этапов развития этого вопроса. Во-первых, в 1950-1960 годы по Уфе разъезжали конные повозки конторы «Утильсырья», которые собирали старую одежду, шерсть, старую резиновую, кожаную и валяную обувь, бумагу и кости. Взамен раздавали всякую мелочовку, например, цветные надувные шарики и свистульки, которые тогда в торговле были в остром дефиците. Люди послевоенного поколения с большим пониманием относились к работе утильщиков и ничего лишнего старались не выбрасывать на помойку. Это был стиль жизни людей 1940-1960 годов.
Во-вторых, расфасовка молока в городской торговле в стеклянную посуду была в очень ограниченном количестве. Когда я был школьником младших классов, мне приходилось ежедневно ранним утром покупать разливное молоко прямо на улице: на перекрестке улиц Зенцова и Коммунистической, выстаивая очереди к бочкам-цистернам. Тогда продовольственных магазинов не хватало, поэтому была организована уличная продажа возле молокозавода, находящегося как раз наискосок от здания факультета иностранных языков Башкирского государственного университета (угол улиц Коммунистической и Зенцова). Кстати, на месте нынешнего общежития Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы располагался небольшой молокозавод, куда с утра выстраивалась очередь машин со свежим молоком, привезенным из близлежащих сельских районов.
В то время никаких упаковок еще не было, поэтому каждая городская семья пользовалась алюминиевым или эмалированным небольшим бидоном. Зимой торговля велась при любой погоде, даже в тридцатиградусный мороз. Молоко и при таких минусовых показателях термометра не успевало замерзнуть, потому что все быстро раскупалось с рассвета. Плюс к этому население пригородных сел и деревень Уфимского, Чишминского, Иглинского, Давлекановского, Альшеевского и некоторых других районов в летний период разносило по дворам молочные продукты, опять-таки молоко в основном покупали трехлитровыми банками, а деревенскую сметану — литровыми или пол-литровыми. Обратите внимание, что вновь никакой упаковки, которую можно было отправить на свалку, тогда не было. Это называется безотходным производством.
Потом молоко, кефир, простоквашу, катык и сметану в Уфе начали продавать только в государственной стеклянной посуде. Тогда это считалось прогрессивным методом советской торговли, потому что горожанам не приходилось подолгу томиться в очередях в магазинах после трудового дня. Пустые бутылки сдавали в основном в те же самые молочные отделы продовольственных магазинов или специализированные приемные пункты системы Министерства торговли Башкирской АССР. Для сбора посуды организовали даже специальный торг. Молочным заводам и торговле действительно было хлопотно заниматься транспортировкой тары и мытьем ее, перед тем как передать на линию по розливу молока. Но другого ничего никто тогда предложить не мог. Зато опять-таки не было таких свалок, как сейчас. Собственно, точно по такой же схеме действовали магазины, реализующие населению ликеро-водочные напитки, лимонады, минеральную воду и бутылочное пиво.
Обратно не принимали только бутылки из-под шампанского, так как в самой республике не разливали этот напиток, а везти тару по железной дороге в Грузию или Абрау-Дюрсо было очень дорого. Одним словом, советская торговая система работала четко, без сбоев, но высокая залоговая цена на стеклотару сама сильно подталкивала народ быстрее избавиться от нее. Например, цена пустой большой молочной бутылки составляла 15 копеек, из-под водки и газировки — 12 копеек, баночки из-под сметаны — 10, а буханка популярного в народе белого хлеба стоила 16. Даже ту бумагу, которая использовалась для расфасовки сливочного масла или норвежской селедки, мало кто выбрасывал, а сжигал в печках, благо тогда еще в Уфе было очень много жилых малоэтажных домов с печным отолением. Когда же провели природный газ в старые дома, все равно бумага шла на розжиг газовой плиты и печки.
Сегодня население Уфы вынуждено все пищеотходы в большом объеме сваливать на мусорку, а раньше такого не было, во всяком случае в девятиэтажках. Ежедневно домоуправления и жилищно-коммунальные конторы собирали пищеотходы: для этого на каждом этаже многоэтажного жилого дома стояли огромные эмалированные баки. Их содержимое отправляли в пригородные свиноводческие откормочные комплексы. Горожане, естественно, от этого в финансовом плане никакой материальной выгоды не имели, разве что устную благодарность от нашего государства за вклад в решение продовольственной программы. Зато животноводческие фермы систематически частично обеспечивались бесплатными кормами, что значительно снижало себестоимость производства свинины в государстванном секторе.
Кроме того, Уфа на протяжении многих десятилетий поголовно собирала макулатуру, цветной и черный металлолом. Это превращалось в некое хобби юных горожан. Многие семьи выписывали по несколько газет и журналов, но периодическую печать не принято было выбрасывать. Ветераны войны и трудового фронта с детства приучали нас к бережливости и участии во всех социальных акциях, проводившихся государством. Учащиеся весь вторичный черный и цветной металл сваливали на школьный двор. Будучи школьником, я тоже участвовал в этих процессах. Во всех школах для сбора макулатуры отводилось определенное место. Опять-таки здесь был отлажен четкий конвейер и механизм реализации акций: металл отправляли на вторичную переработку на металлургические заводы Урала, а макулатуру — на бумажные фабрики. Вся эта работа сопровождалась активной агитационно-массовой работой комсомола: плакаты нам то и дело напоминали о том, что сбор 1 тонны макулатуры позволяет сберечь столько-то кубометров леса. На нас эти цифры производили большое впечатление. Как мне хорошо помнится, за макулатуру и металлолом школы получали очень приличные деньги, которые использовались для нужд самих же учеников. Поэтому в учреждениях народного просвещения в советское время не было никаких денежных поборов со школьников. Помню также пуск в эксплуатацию первой в Уфе троллейбусной линии, а это произошло в 1962 году. Тогда говорили, что первый троллейбус столицы республикии построен за счет металлолома, собранного школьниками города. Мы по праву этим гордились и впредь старались держать марку.
Чтобы стимулировать сдачу населением макулатуры, государство в 1980-е годы придумало хитрый и эффективный ход: торговлю дефицитными остросюжетными и детективными романами и повестями в обмен на макулатуру. Народ принял этот вызов. Наверное, почти в каждой семье сохранились книги из той недалекой эпохи. В период перехода страны от социалистической экономики к рыночной вся отлаженная советская система утилизации бытовых отходов, к сожалению, была утрачена. Постсоветская пищевая промышленность Уфы и других городов республики стала оснащаться импортным новейшим технологическим оборудованием, а значит, изменилась и упаковка молочных и мясных товаров. Стеклянная посуда ушла в прошлое. С другой же стороны, ее использование в качестве молочной тары — это уже действительно с позиции сегодняшних дней смотрится анахронизмом. Новые технологии, современные упаковочные материалы более эстетичны, экологичны и гигиеничны, но только они одноразового использования. Все равно мы не можем в этом вопросе отставать от Запада и все время молиться на стеклянную посуду.
С переходом расфасовки пищевых продуктов в пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты соответственно резко возросла нагрузка на полигоны твердых бытовых отходов. Для частичного решения этой проблемы с нынешнего года в стране вовремя введена плата с населения, а другого пути здесь просто нет... Это уже надо принимать как данность. Мы жили в советском государстве, которое все расходы брало на себя, а теперь мы живем при другой системе экономики, а за цивилизацию приходится раскошеливаться уже самим. Другое обидно: четверть века говорим о необходимости строительства мусороперерабатывающих заводов в Башкортостане, в первую очередь под Уфой, даже наши чиновники не раз и не два ездили за границу, в том числе и в Германию, для знакомства с опытом организации утилизации мусора. Однако у себя в этом направлении еще ничего не сделали, хотя всем понятно, что рано или поздно придется сжигать многие виды отходов, а не складировать между городом и сельскими населенными пунктами.
И все же кое-какое движение вперед есть: ожидается, что в историческом центре Уфы вот-вот начнется раздельный сбор отходов. И это уже хорошо. Опять-таки, до того жилищникам нужно сделать еще один шаг: заварить мусоропроводы в высотных домах, иначе новшество потерпит поражение. Это я говорю вам как житель девятиэтажки. Людям, десятилетиями пользующимся мусоропроводами, будет очень трудно психологически и физически перейти к тому, что они должны ежедневно выносить отходы на улицу, да еще в разных пакетах.
Завершить публикацию хочу таким предложением. По моим данным, сейчас только некоторые общеобразовательные школы Уфы по-прежнему собирают макулатуру, сдают ее в приемные пункты и используют вырученные деньги для своих текущих нужд. Такой же практики придерживаются и некоторые небольшие государственные организации и учреждения Уфы, считая, что отправить ненужные бумаги на свалку — равнозначно тому, чтобы выбросить деньги. В самом деле, сейчас старые газеты, журналы, ненужные книги, брошюры и всевозможная рекламная продукция выбрасываются жителями Уфы в огромном количестве. Это мы отчетливо видим, когда на каналах местного телевидения показывают нам работу пунктов сортировки мусора. Но бумага со свалки для переработки на фабриках не годится по многим причинам.
Почему бы школам не вернуться к старой (советской) системе и без каких-либо исключений не возобновить сбор и сдачу ненужной бумаги, таким образом заработать живые деньги. Подобное во многом бы способствовало улучшению экологической обстановки на окраинах Уфы и существенному сокращению нагрузки на предприятия, занимающиеся сортировкой и утилизацией мусора. Это аксиома: чем больше мы будем выбрасывать мусора непосредственно на свалку, тем дороже нам встанет ежемесячная стоимость его утилизации.
Рашит АЮПОВ.

Дата создание новости 19-03-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 864     Номер: 20(13304)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.