$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Александр ПРОХАНОВ:

“Сказка “Аленький цветочек” является глубокой метафорой человеческой жизни”


 “Сказка “Аленький цветочек” является глубокой метафорой человеческой жизни”

“Вечерка” уже сообщала читателям о том, что в нашей республике, откликнувшись на приглашение Аксаковского фонда, побывал известный писатель и общественный деятель, председатель Изборского клуба (сообщества экспертов по внешней и внутренней политике России) Александр Проханов.

Время визита Александра Андреевича было ограничено, поскольку сразу же из столицы Башкортостана он направлялся в Трехгорный (на границе нашего региона с Челябинской областью), где в тот же вечер прошла его встреча с жителями этого закрытого города. И тем не менее он успел заглянуть в уфимский Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова, а также встретиться с Верховным муфтием Талгатом Таджуддином и председателем Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Константином Толкачевым.
...В общем, “поймать” Проханова удалось лишь другу “Вечерки”, известному тележурналисту Элле Курильской: на обратной дороге, за два часа до вылета в Москву, в маленьком кафе недалеко от аэропорта писатель ответил на ее вопросы. В эфир канала “Россия 24” пошла лишь небольшая часть разговора, а для нашей газеты Элла Рифкатовна подготовила беседу в полном объеме.
- Александр Андреевич, Вы стремительно передвигались по Башкирии, умудрились за короткое время побывать в Челябинской области, снова вернуться к нам... Расскажите, пожалуйста, о цели Вашего визита.
- Я здесь всего четыре дня, но мне кажется, что целую вечность, и это связано с непрерывными встречами, людьми, характерами, темпераментами, ситуациями...
Приехал к вам по двум причинам. В последнее время из уст политиков - и наших, и зарубежных - все чаще звучат слова о ядерном оружии. Данная тема долгое время была табуирована. Этот джинн, казалось, был плотно закупорен в бутылке, и вдруг он как бы вырвался из нее. В мире стало чрезвычайно тревожно: то в одном районе планеты, то в другом вспыхивают войны, а тут Украина, к нашим границам ползут американские танки, нервы взвинчены... И на таком фоне снова заговорили о ядерном оружии, даже о возможности применения его. И мне захотелось побывать в Трехгорном, в Челябинской области на границе с Башкирией, где производится самое мощное ядерное оружие страны, в закрытом городе, которому мы обязаны самим существованием России. Узнать, что собой представляет наше современное ядерное оружие. Узнать, достаточно ли мы защищены, чтобы быть уверенными в будущем, и если я обрету эту уверенность, вселить ее в других.
А во-вторых, мне давно хотелось заглянуть в Уфу, на родину Сергея Тимофеевича Аксакова, в Аксаковский музей, в Аксаковский фонд. Собственно, почувствовать, что такое Аксаков в XXI веке. Как эта поразительная прекрасная фигура, переходя из столетия в столетие, наполняется каждый раз новыми очертаниями. И вот два мои желания (кому-то это покажется парадоксальным) органично осуществились в одной поездке, поскольку Аксаков мистическим образом соединил собой грозный атомный город и великую свою сказку “Аленький цветочек”, смысл коей сводится к простой, на первый взгляд, формуле: зло можно победить только добром.
- И каким Вам видится Аксаков в XXI веке?
- На Аксакова я смотрю глазами моего друга Михаила Чванова, как бы точнее сказать... Чванов своего рода жрец, который охраняет Аксаковский храм, причем в самом широком смысле слова. И Аксакова благодаря этому храму я теперь вижу - не просто центром евразийского миросознания, которое столь актуально сегодня для России, но он еще и показался мне во многом таинственной глубокой фигурой, которая стала нам просто необходима в такой не литературный, не писательский грозный технотронный ядерный век. Сойдя с самолета, я очутился в объятиях Михаила Андреевича, который повез меня в уфимский Аксаковский музей. Когда я вошел, уловил там тончайшие запахи дерева, половиц, книжных корешков, старой утвари... Современные вещи так не пахнут, так пахнет старинный мирный добрый уклад. Это меня поразило. Я попал в атмосферу покоя, умиротворения, каковой нам ныне так не хватает.
Потом, пройдя сотню метров по прекрасной Софьюшкиной аллее, начало которой в свое время положила сноха Сергея Тимофеевича Софья Александровна, я оказался в абсолютно мусульманской среде. Меня встретил в своей резиденции в Центральном Духовном управлении мусульман России Верховный муфтий Талгат Таджуддин, добавлю, один из духовных попечителей Аксаковского фонда. Тут опять мистическая связь: учредить Центральное Духовное управление мусульман именно в Уфе Екатерину Вторую убедил сенатор Дмитрий Борисович Мертваго, крестный отец Сергея Тимофеевича.
- Что подвигло Вас на встречу с Талгатом Таджуддином?
- В последнее время мы не раз встречались с ним в Кремле, но все мимолетно. Раньше, когда в ельцинское время я возглавлял крайне оппозиционную газету “День”, Талгат Таджуддин дал мне откровенное интервью, за которое ему тогда попало от властей. Сейчас он мне об этом напомнил. Я благодарен ему за нынешнюю встречу, на которую он согласился, несмотря на строгий мусульманский пост - завершалась Ураза. Верховный муфтий приехал в Управление, подчеркивая теплоту наших отношений, прямо в домашнем одеянии, не облачаясь в официальные одежды. Мы вели с ним очень интересную и очень важную для меня беседу о мистике ислама, о мистике веры как таковой. О единобожии. О том, что у всех народов одно и то же ощущение небес и смысла жизни. Меня, как и миллионы россиян, волновал вопрос: может ли прийти в Россию ядовитое облако “игил”. Он поделился со мной своими мыслями, и его мнение было для меня очень важно, я убедился, что наши мысли - русского православного писателя и иерарха ислама - совпадают по этому поводу. Мы говорили о таком философском, духовном и в то же время и простом, житейском понятии, как справедливость.
И после беседы, снова выйдя в пекло, которое в те дни обрушили на Уфу небеса, а пекло было невероятное, повстречавшись с председателем Государственного Собрания - Курултая республики Константином Борисовичем Толкачевым (Главу Башкортостана Рустэма Закиевича Хамитова в канун начала саммитов БРИКС и ШОС, зная его невероятную занятость, не решился тревожить), мы поехали в Трехгорный, который находится на границе с Башкирией. Но я не почувствовал этой границы. И наутро оказался на заводе самого мощного в мире ядерного оружия и еще раз убедился, что трудности 90-х годов, когда наш оборонный комплекс страдал, можно сказать, умирал - позади; и наша ядерная индустрия, наше ядерное сознание, наша оборона находятся в полном порядке. Это удивительный город, в котором живут поразительные люди с широкой душой. В страшные 90-е они спасли искусство каслинского литья. И теперь на заводе, где производят грозное оружие, существует уникальный, единственный в своем роде музей каслинского литья. А вечером в Городском дворце культуры под названием “Икар” состоялся мой творческий вечер. По сути, мне задавали непростые, волнующие людей вопросы, на которые нужно было честно, не уходя в сторону, отвечать.
Но вернемся к Аксакову и к моей поездке к нему... Трехгорный - город за семью печатями, он словно таинственный остров где-то в океане, укутанный туманами, и действительно, одной из причин, по которой место для него выбрано было именно здесь, являлось то, что данный район оказался самым облачным на Южном Урале. Город в целях конспирации пять, кажется, раз менял свое название. Его не было на географических картах. В нем до сих пор существует строжайшая система пропусков, и любой человек туда не попадет: колючая проволока, вторая - под током высокого напряжения, вспаханная полоса, точно на границе, вдоль нее в полном боевом снаряжении идет патруль... С самого своего появления город находится в поле зрения американской и других разведок, и именно его сфотографировать летел Пауэрс, которого сначала специально пропустили тут, чтобы не выдать Трехгорный, а сбили уже под Свердловском... И вот в этом городе, где пекутся грозные “пироги”, существует детская библиотека имени Сергея Тимофеевича Аксакова, одна из лучших в России! И это тоже удивительно. Восхитительная детская библиотека, куда приходит ребятня атомщиков и учится там не производству ядерного оружия, а учится любить, обожать Родину, нашу литературу. Сказка “Аленький цветочек” является глубокой метафорой человеческой жизни: “Возлюби, но не отвергни! Возлюби, но не прокляни!” Чудище, если ты постараешься его укротить не силой, а лаской, поразить его своим обожанием, любовью, превращается в прекрасного принца. Ядерное оружие, производимое в Трехгорном, - несомненное зло, но благодаря ему сегодня существует Россия. Иначе говоря, разве это не Чудище из “Аленького цветочка”, превратившееся в доброго, но в то же время грозного рыцаря, оберегающего красавицу Россию?
И опять со мной рядом был мой друг Михаил Чванов, можно сказать, крестный отец этой библиотеки. Помимо того он еще и организует в Трехгорном всевозможные выставки, привозит с Большой Земли (данное понятие бытует здесь со времен абсолютной секретности) знаковых людей, таких как народные артисты России Александр Михайлов и Николай Бурляев, певица Татьяна Петрова, дважды Герой Советского Союза космонавт Виктор Савиных; побывали здесь и исполнители из Башкирии, в том числе ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова.
Аксаковский фонд, который существует исключительно на благотворительные пожертвования, есть целое культурное, духовное движение. И к нему присоединяются не только литераторы, не только историки и краеведы, но в большей степени технократы, бизнесмены, политики, руководители оборонных заводов Урала, космонавты, военные... Башкиры, русские, татары... Фонд по своей сути евразийский. Я узнал, что в свое время сопредседателем его Попечительского совета был Рустэм Закиевич Хамитов.
Добавлю, что проектом “Золотое кольцо Аксаковского Поволжья” Аксаковский фонд соединил уже несколько регионов, так или иначе связанных с семьей вашего выдающегося земляка. В прошлом году были проведены Аксаковские дни в Черногории. Вообще, Чванов - ваше национальное достояние.
- Как и Аксаков!
- Да, как и Аксаков! И я вот думаю: Чванов нашел Аксакова или Аксаков Чванова? А может быть, они друг друга нашли? И может, Аксаков вызвал к себе Чванова и назначил его своим душеприказчиком?
- Александр Андреевич, Вы не планируете приехать на очередной Аксаковский праздник?
- Да, я настолько увлекся тем, что здесь услышал и увидел, и это настолько совпадает с моим мироощущением, что обязательно приеду! Думаю, на этом празднике мы провозгласим создание в Башкирии отделения Изборского клуба, председателем которого я являюсь. Потому как я убедился, что у Аксаковского фонда и Изборского клуба одна и та же державная идеология.
- Хотелось бы услышать более подробный рассказ об этом клубе... В последнее время о нем часто говорят, многие мечтают стать его членами.
- Появление Изборского клуба как общественно-политического движения патриотической интеллигенции вызвано острой необходимостью заполнить вакуум, создавшийся со времен так называемой перестройки. С тех самых пор, когда патриотическая интеллигенция была буквально затравлена...
- Вакуум быстро заполняется. Вот только чем?
- Начиная с 1991 года он был заполнен либеральным проектом в культуре, в политике, экономике, даже в религии. По сути, это был проект уничтожения России. И он во многом провалился, хотя еще очень силен в иных сферах, то и дело провоцируются попытки организации цветной революции. И вот в пику либералам мы заняты созданием патриотической державной евразийской идеологии.
Клуб появился в 2012 году. Все произошло на празднике 1150-летия Изборска, города-крепости на тогдашних рубежах России, символа ее несокрушимости - при поддержке губернатора Псковской области Андрея Анатольевича Турчака. И мы, несомненно, успешны, раз к нам так тянутся люди. Членом нашего клуба, и мы гордимся этим, стал выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов; в наш клуб вошли такие журналисты, как Максим Шевченко и Михаил Леонтьев; настоятель Сретенского монастыря отец Тихон Шевкунов, которого считают духовником Владимира Путина (вспомните его фильм-предупреждение “Гибель империи”), с нами один из интереснейших владык - архиепископ Августин, а также Сергей Юрьевич Глазьев, академик РАН, советник Президента России по экономике. Помимо них есть историки, писатели, философы, конфликтологи, люди православные, люди мусульманского вероисповедования... Короче, это сгусток людей, единомышленников в главном. И мы проводим конференции, встречи, консультации, “круглые столы”, обсуждения проблем.
Например, сегодня стремимся создать противодействие воззрениям холодной войны, укрепить, поднять в глазах людей свою культуру, с помощью которой сможем сдержать агрессивную западную американскую культуру. Клуб волнует и множество других проблем, связанных с сущностными вещами из области нашего представления о сегодняшнем человеке, о государстве. Мы пишем доклады, прогнозы, у нас уже есть журнал, он тоже называется “Изборский клуб”. Мы открываем по России отделения, гнезда вьем свои. У нас есть уже отделения в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, Самаре, в Пскове, Саратове, Брянске и даже в Сербии и на Донбассе. И практически готовая база существует здесь, в Башкирии.
- И когда, Вы думаете, отделение клуба может быть создано?
- Клубы создаются не в дни и недели. Это непростая вещь. Опять я возвращаюсь к Аксаковскому движению, объединившему самых разных людей, но единомышленников в главном - оно может быть базой нашего клуба. И я попросил Михаила Андреевича о том, чтобы он поговорил с вашими интеллектуалами, профессурой, историками, экономистами, бизнесменами, политологами, религиозными деятелями... И собрал предварительный состав этого клуба, и мы во время Аксаковского праздника могли бы провозгласить его.
- Нынешний год объявлен в России Годом литературы. Вы - известный писатель, публицист, общественный деятель. Как Вам кажется, литература у нас уже начала подниматься с тех, скажем так, последних ступенек, на которых она с некоторых пор доныне находилась?
- Конечно, советская эпоха была временем литературы. Весь советский проект начинался с книг: романа “Как закалялась сталь” Островского, поэм Маяковского, “Разгрома” Фадеева, “Оптимистической трагедии” Вишневского... И закрывался он тоже книгами: “Печальным детективом” Астафьева, “Белыми одеждами” Дудинцева, “Пожаром” Распутина... Это был книжный век. После 1991 года книжная культура в целом обрушилась, либеральной власти она стала неинтересна, даже враждебна.
Но есть одна странность, я бы сказал, русская странность: все русские идеологии, большие и малые, создавались в недрах литературы. И именно литераторы были творцами идеологии, а не политики, не банкиры, не бизнесмены, даже не религиозные деятели. Речь, например, о Тургеневе и его романах “Отцы и дети”, “Дворянское гнездо”: ведь целое поколение молодежи росло на теории малых дел, и все были базаровцами! Или Чернышевский с героем его книги “Что делать?” - целое поколение революционеров следовало примеру Рахметова. Ну а Достоевский со своей всемирной русской идей открытости мира, идеей русского мессианства! А Толстой, который всю жизнь изучал зло, боролся с ним, и... предложил концепцию непротивления злу насилием... Очень многие увлекались этим.
И ныне в литературе, несмотря на то, что она перестала быть массовой, несмотря на то, что она превратилась чуть ли не в какой-то эзотерический кружок, опять именно в ней создаются постулаты сегодняшней российской действительности. И на фоне доминирующих либеральных литераторов появляется все больше молодых патриотических писателей. На наших глазах вырос Прилепин, на которого имели виды либералы, Шергунов... Это наши патриотические писатели. И потому литература в последнее время стала важна и государству. Государство наше возвращается постепенно в те зоны, откуда оно ушло после 1991 года, поскольку снова становится государством. Некогда оно само ушло, бросив на произвол судьбы огромное количество отраслей, включая и военно-промышленный комплекс. Однако опомнилось и возвращается последовательно и не так быстро, как, может быть, нам хотелось, в те зоны, где государство просто необходимо. Оно возвращается и в культуру; начинает пользоваться результатами идеологем, которые добывает литература. Так что в Год литературы такое можно сказать с уверенностью.
- Сколько я знаю, кроме Челябинской области и Трехгорного Вы успели поколесить и по Башкирии... Что наиболее ярко запомнилось, что Вы можете отметить?
- Перед тем как вернуться в Башкирию, мы побывали в старинном селе Тюлюк под Иремелем. Горновосходитель я уже никудышний... Но посидеть под сенью храма на берегу разговорчивой, успокаивающей душу горной речки, которая разделяет улицу пополам, многого стоит! Мечтал увидеть коней, и они, словно чувствуя это, откуда-то появились, окружили нас... Меня очень радует то, что в Башкирии сохранилось крестьянство, сохранилась деревня. Говорю не с чужих слов, не по статистическим данным, которые можно подтасовать. Все, пусть немногое, что увидел за нынешнюю поездку, дает мне право говорить о таких вещах.
- А, к примеру, Смоленская область, разве не сельскохозяйственный регион?
- Там почти не осталось деревень, увидеть новый дом - большая удача, заброшены многие поля, все заросло. А в Башкирии я встретил благоустроенные деревни, в которых много новых домов, целые улицы. Меня это порадовало. Чисто башкирские деревни. Татарские. Башкиро-татарско-русские. В такой родился Чванов, может быть, отсюда его евразийское мировоззрение... Я увидел потрясающую природу. Она такая возвышенная, такая духовная, с потрясающим сочетанием гор и равнин, где чистые струящиеся реки. Эти туманы, которые висят в горах... Эти сосняки, дубравы... И среди дивных гор вдруг возникает такое чудо, как ваш знаменитый курорт.
- Красноусольский?
- Нет, “Янган-Тау”. Прекрасное место, которое я даже не знаю, как назвать, потому что назвать его жемчужиной слишком банально. Там удивительный директор! Это целая цивилизация, где сочетаются комфорт, современные технологии оздоровления с таинствами народной медицины, с секретами приготовлений всевозможных трапез из национальной еды, лечением травами. А главное - это таинственный пар, который гора дарит людям. Дышит гора, дышит земля... Ощущение такое, что матушка-земля посылает нам свои токи, свои сигналы, заботится о нас. Удивительное место, где каждый кусочек почвы любовно ухожен! Со смотровой площадки можно увидеть всю необозримую даль, долину реки Юрюзани. И я нахожусь под огромным впечатлением. Это яркий пример истинного импортозамещения.
- Спасибо большое, Александр Андреевич, что Вы выкроили время для этого разговора, уже проезжая мимо Уфы в аэропорт, согласились на встречу в придорожном кафе! Я надеюсь на то, что мы с Вами увидимся и побеседуем в сентябре во время юбилейного, XXV Международного Аксаковского праздника.
- Бог даст!..
Беседовала Элла КУРИЛЬСКАЯ.
Материал подготовлен специально для “Вечерней Уфы”.
НА СНИМКАХ: башкирские просторы; вместе с Михаилом Чвановым в гостях у Талгата Таджуддина; в музее каслинского литья (Трехгорный); с директором санатория “Янган-Тау” Энгельсом Кульмухаметовым; возле церкви села Тюлюк.


 “Сказка “Аленький цветочек” является глубокой метафорой человеческой жизни”  “Сказка “Аленький цветочек” является глубокой метафорой человеческой жизни”  “Сказка “Аленький цветочек” является глубокой метафорой человеческой жизни”  “Сказка “Аленький цветочек” является глубокой метафорой человеческой жизни”

Дата создание новости 22-07-2015   Комментарии (1)   Просмотров: 2 196     Номер: 140(12788)     Версия для печати

Комментарий #1 | Написал: ALex Группа: Посетители 26 декабря 2015 16:16
Царевна Лягушка , Еиеля, Карлсон
[Жалоба]

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.