$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Жизнь, связанная с небом


Жизнь, связанная с небом

О выдающемся советском летчике, Герое Советского Союза, профессоре, генерал-полковнике Михаиле Громове много говорили и писали еще в 30-е годы.

В 1925-м летчик принимал участие в первом дальнем перелете по маршруту Москва – Улан-Батор – Пекин – Токио. В 1929-м с экипажем на пассажирском самолете Ант-9 выполнил перелет Москва – Берлин – Париж – Лондон и обратно протяженностью свыше 9 тысяч километров.
С 1930 года он – летчик-испытатель, затем командир летно-испытательного отряда ЦАГИ. За установление в сентябре 1937-го мирового рекорда по дальности полета на самолете Ант-25 по замкнутой кривой на расстояние свыше 12 тысяч километров Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 37-м летчик Громов вместе с А.Юмашевым и С.Данилиным совершил второй беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку…
Михаил Михайлович Громов родился 24 февраля 1899 года в Твери. После окончания в 1918-м Московской школы авиаторов вступил в Красную армию и в качестве военного летчика принимал участие в боях на Восточном фронте.
С 1924 по 1942 год Михаил Громов занимался испытаниями новых самолетов в научно-исследовательских институтах ВВС и авиационной промышленности, им проведены испытания большинства тяжелых военных и гражданских самолетов, созданных в предвоенную пору. В это же время им был установлен ряд выдающихся мировых рекордов по продолжительности и дальности беспосадочных полетов.
В конце 1941 года Громов командует авиационной дивизией. В марте 1942-го он – командующий 3-й воздушной армией Калининского фронта, вскоре 1-й армией Западного.
О Громове – командующем армией – мнение у всех, кто с ним воевал, одно: дело свое знал, мудро проводил тактические операции, к людям был чуток, умело «читал» и оценивал их настроение. Внес достойную лепту в проведение знаменитой операции «Багратион».
Особо опекал Громов приданный армии полк «Нормандия – Неман». Дела в нем на первых порах были не блестящи, зато впоследствии полк стал отличным. Именно за это Михаил Михайлович и был удостоен высокой награды Франции – командорского ордена Почетного легиона…
Война закончилась. Но служение Громова авиации продолжалось и на военных должностях, и на ответственной работе в Министерстве авиационной промышленности. До тех пор, пока не перешел от дел служебных к делам общественным.
Почему я рассказываю о нем? Дело в том, что Михаил Громов в годы Гражданской войны служил в Уфе. В архиве сохранились любопытные документы. Вот один из них:
«Донесение. Командиру второго авиационного крыла при ВСХР, 1920 года, 27 июня, 23 часа 25 минут. Согласно Вашему личному приказанию я летал на аппарате системы «Сопвич» по маршруту Уфа – Стерлитамак – Уфа без посадки для разбрасывания литературы по деревням и селам от Демы до Стерлитамака и в самом городе Стерлитамаке.
Приказание выполнил точно. Время подъема 19 часов 30 минут. Наибольшая высота 1000 метров, при разбрасывании – 600-700 метров. Количество сброшенной литературы – один пуд. Наблюдатель товарищ Мостовенко. Расход горючего – пять пудов бензина первого сорта.
Не могу не отметить великолепной работы мотора и отлично отрегулированного аппарата.
Красный военный летчик М.Громов».
Позже Михаил Михайлович рассказывал:
- Весной 1920 года открытая ровная площадка стала полевым аэродромом. Здесь разместилось второе авиационное крыло Приуральского сектора войск внутренней охраны республики.
…Мы в то время участвовали в коммунистических субботниках на железной дороге, помогали крестьянам, отдавали часть своего пайка в фонд помощи детям и голодающим.
По указанию В.И.Ленина был разработан комплекс военно-политических мероприятий по ликвидации очагов бандитизма. Важное место отводилось авиации. Летали на самолетах разных типов. Главным образом проводили полеты в агитационных целях. Сбрасывали литературу в занятых врагом и прифронтовых городах и селах, помогали людям разобраться, на чьей стороне правда, призывали к борьбе за Советскую власть. Одновременно вели воздушную разведку противника…
Летчику Михаилу Громову в то время шел 21-й год. За плечами его были авиашкола, бои против Колчака. Во втором крыле Громов летал до 1920 года.
Легендарный летчик Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Михаил Михайлович Громов умер в Москве 22 января 1985 года.

Ильяс ГАЛЕЕВ.


Жизнь, связанная с небом

Дата создание новости 12-06-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 654     Номер: 40(13419)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.