$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Маэстро тончайших нюансов души


Маэстро тончайших нюансов души

Особый день рождения отмечает сегодня главный дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета, народный артист Башкортостана, лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Российской Национальной премии «Музыкальное сердце театра» Артем Макаров. «Вечерка», которую связывает с Артемом Валентиновичем давняя дружба, не раз писала о маэстро, отдельной строкой делясь с читателями рассказами о спектаклях, музыкальным руководителем и дирижером коих был Артем Макаров. А сегодня о нем расскажут читателю те, кто напрямую связан с миром музыки и театра. Мы поздравляем Артема Валентиновича с днем рождения и желаем ему дальнейших творческих успехов и достижения все новых и новых высот в музыке!
ВЕЧЁРКИНЦЫ.



***

Артем Валентинович Макаров, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», главный дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета – никогда не был для меня Артемом Валентиновичем. Просто Артем, Артемчик. Учился в одном классе с моей дочкой, скрипачкой Олечкой. Но он учился не у меня, а в параллельной группе. Это потому, что в ССМК по музыкальной литературе классы делятся пополам (в те годы – Средней специальной музыкальной школе, а не колледже, как сейчас). И в перерывы педагоги всегда заходили друг к другу «в гости» - поделиться, сверить планы и мысли… Постоянно в такие моменты доводилось видеть Артемчика за фортепиано. Так ему хотелось музыки, не терпелось прикоснуться к звукам – к клавишам… Как помнится, меня потрясало, что репертуар у него был не тот, что в это время мы осваивали по плану – у нас шла русская музыка – а Артем исполнял один из сложнейших образцов музыки европейской. Как сейчас слышу – это была си-минорная Соната Ференца Листа… Огромное полотно, которое под силу самым техничным виртуозам!
Нравилось мне и поговорить с Артемом – признаться ему в том, что звук его кларнета для меня – просто волшебное очарование, проникновение в таинства мягкости, теплоты, глубинности… Да, он был кларнетистом. Еще подростком, прибывшим в Уфу в ССМК откуда-то издалека, но уже отмеченным какими-то лауреатскими званиями и ставшим стипендиатом фонда «Новые имена», фонда, к коему здесь мы относились с великой почтительностью. Выступления Артема Макарова заставляли желать встреч с его кларнетом еще и еще…
И вот он, такой признанно талантливый, поступил в наш Уфимский государственный институт искусств. На духовое отделение. Но мы, теоретики, мечтали иметь его также и в рядах музыковедов. Однако нам не позволили… В этот момент Артем сменил специальность и ушел из духовиков – в пианисты. Мне, уже убеждавшейся в его пианистическом даровании, это было неудивительно. Учиться он стал у Люси – так все называли незабвенного профессора Людмилу Ивановну Алексееву. В пианистической группе некогда пришлось видеть его на занятиях по истории советской музыки (мне довелось заменять в тот момент ушедшую на защиту кандидатской диссертации коллегу). Конечно, он выглядел как очень большой молодец – подготовленный к семинарам, демонстрировавший профессиональное отношение к предмету.
…Как-то раз подходит Артем ко мне и сообщает, что хочет заниматься симфоническим дирижированием. И пошли мы с ним к нам домой (я знала, что мой супруг, Валерий Игнатьевич Платонов – в те поры главный дирижер БГТОиБ, именно в это время находился дома). Вот так они договорились о совместной работе над новой специальностью. Артем отладил дела с руководством вуза (а главное – добился, чтобы на уроках были два концертмейстера – это непременное условие обучения для оперно-симфонического дирижера). Однажды посчастливилось видеть и слышать, как с ним занимался, по просьбе Валерия Игнатьевича, греческо-немецкий дирижер Стефанос Циалис, приехавший в Уфу на Шаляпинский фестиваль. Помню то, как они осваивали сложную технологическую проблему, связанную с прологом Пятой симфонии Бетховена – всем известный мотив Судьбы…
Уверена, что сегодня технологических проблем у Артема Макарова в дирижировании нет. Он имеет в своей дирижерской «копилке» и школу Геннадия Николаевича Рождественского. Еще в уфимские студенческие времена Валерий Платонов доверял ему спектакли. Например, незабываемый низаметдиновский спектакль «Memento»! Или возникший с подачи Артема «Геракл» Генделя - такая редкая вещь на наших сценах…
Тонкий вкус и изящная интеллигентность отличала Макарова всегда. Отличное владение роялем позволяет ему работать с певцами в любой обстановке, помогать им осваивать их оперные партии, причем любых стилей.
Однажды спросила у одного из оперных оркестровых музыкантов, на чьей репетиции мне было бы интересно и полезно побывать, чтобы проникнуть в дирижерскую «кухню». Мне ответили – у Макарова. Почему? – он самый требовательный, в меру жесткий, при этом знает, какого звучания хочет добиться, заранее как бы слышит необходимый звуковой результат. Да, я с этим соглашусь. И поприсутствовать на макаровских репетициях, надеюсь, доведется. Музыкант он еще молодой. А сегодня хочется поздравить его с днем рождения и пожелать в такой непростой профессии, как дирижер, достижения все бОльших и бОльших успехов!
Светлана ПЛАТОНОВА, музыковед, кандидат искусствоведения, профессор Уфимского государственного института искусств, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, член Союза композиторов России.


Маэстро тончайших нюансов души

***

С маэстро Макаровым мы познакомились очень много лет назад. Правда, поначалу он меня не знал, а я уже знала, кто это. Мы учились у одного педагога в Уфимском государственном институте искусств – у профессора по фортепиано Людмилы Ивановны Алексеевой. Артем учился на младших курсах, и как-то Людмила Ивановна мне сказала: «У меня есть такой чудный мальчик, у него большое будущее». И она оказалась права.
В дальнейшем мы с Артемом познакомились как пианист и вокалистка уже в театре. Когда меня приняли в труппу, он поначалу был концертмейстером в хоре, потом стал концертмейстером и у солистов. И мы все старались попасть на урок именно к нему, потому что это был очень перспективный концертмейстер, он знал о музыке практически все, а главное – знал то, что было чрезвычайно полезно именно для вокалиста, то есть речь идет не о линейном музицировании, а о чем-то гораздо большем… И он понимал в вокале, знал его тонкости и нюансы, что при работе в таком тандеме очень важно для певца.
Я с Артемом сделала много партий – каждый раз, выучив партию, стремилась попасть к нему на урок и показать то, что освоила. Он, конечно, давал мне очень дельные советы, делал ценные замечания, мы с ним много работали… И когда он потом уехал в Турцию надолго, мне его и занятий с ним чрезвычайно не хватало. Вообще, Артем сыграл большую роль в моей жизни. Именно он, поддержав меня, помог перейти из меццо-сопрано в сопрано. Мне с ним ничего не страшно, честное слово! Мы с ним спели много концертов, подготовили несколько программ – романсовых, камерных; я с ним спела очень много спектаклей на сцене. Хочу сказать, что очень люблю Артема, он мне, как младший брат. Нас связывает нежная дружба, теплые отношения, я его просто обожаю, как музыканта и как человека.
Что касается профессиональных качеств Артема Макарова, не каждый маэстро на самом деле знает, как дирижировать оперой. Опера – вершина элитных жанров. А дирижер в оперном спектакле отвечает не только за оркестр, но и за вокалистов. Когда вокалисту на сцене нет помощи от дирижера – это просто катастрофа! Это очень тяжело. Музыканты – в оркестровой яме, дирижер – спиной к залу. А вокалист, он всегда лицом к публике. И он, в принципе, как будто бы один отвечает перед слушателем за спектакль. Поскольку, если вдруг что-то пойдет не так, публика, особенно из числа неофитов, скажет: вокалист плохой. На самом же деле есть много очень тонких вещей, имеющих отношение к связующим нитям, и одна из них – контакт с дирижером. Это самое важное в спектакле. И когда дирижер, скажем так, не просто не мешает (а бывает такое, что и мешает), но помогает солисту, и хору, и всем вместе – сие, в общем, самое ценное! И все это есть в Артеме. Он умеет собрать спектакль. Так собрать, чтобы все совпадало. Это очень непросто, это невероятный труд. Вообще, дирижерская профессия – самая сложная в числе музыкальных профессий.
Я поздравляю Артема Валентиновича с днем рождения! Желаю ему здоровья, терпения, сил, воплощения всего, что задумано, и еще много-много прекрасной музыки!

Лариса АХМЕТОВА, солистка оперной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, народная артистка Республики Башкортостан, лауреат республиканского, открытого и всероссийского конкурсов.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 12-07-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 445     Номер: 47(13609)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.