$ - 87.2972
€ - 93.9582

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Когда «кадры» решают всё

Забег во имя мира

Мы не можем без корней!

Мой дедушка – Ломоносов из Башкирии

«…И вечно в сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви»

Малая толика большой России



Фестиваль театров малых городов России, вот уже двадцать первый по счету, взявший в плен столицу Башкортостана не только в канун дня рождения нашей большой страны, но и в год 450-летия Уфы, оказался форумом по-настоящему рабочим.

Свидетельством этому стало уже то, что стартовал он не с традиционной пресс-конференции, в коей приняли участие представители его организационной верхушки, и не с торжественного открытия, собравшего массу народа на площади перед ГКЗ «Башкортостан»… А стартовал он, как и положено рабочему творческому смотру, с показа спектакля и его обсуждения. Чрезвычайно интересного спектакля «Старик и море», представленного Новоуральским театром драмы, музыки и комедии. Что касается его названия, то многие из вас, уверена, знают, о каком сюжете идет речь. Вот только вы не знаете того, что в случае со сценической версией новоуральцев для взгляда на знакомую, казалось бы, всем историю авторы нашли иной ракурс. Режиссер Петр Незлученко отметил в одном из интервью, что в его жизни было два случая повышения температуры, связанные с чтением литературного произведения. Один – после знакомства с повестью Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», второй – после чтения повести Франца Кафки «Превращение». Режиссер не один год мечтал воплотить на сцене последнее известное художественное произведение американского писателя, опубликованное при его жизни. И в конечном итоге родилась sound-драма, посвященная не только старику Сантьяго и его борьбе в открытом море с гигантским марлином. Речь идет о созданной по мотивам повести лауреата Нобелевской премии по литературе философской притче, автором которой стала драматург, актриса, режиссер Светлана Баженова, относящаяся к числу птенцов Николая Владимировича Коляды. Драматург, несколько сместив акценты и выводя на первый план эпизодическую у Хемингуэя фигуру Мальчика, позволила всем нам взглянуть на повествование иными глазами. И это было потрясающе! И успех уникальной сценической версии повести «Старик и море» Светлана Баженова по праву в равных долях делит с режиссером Петром Незлученко.
…В Уфе все происходило на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, ставшего одной из площадок для выступления творческих полпредов театров из российской глубинки. И пока гости изо всех уголков страны продолжали постепенно съезжаться в столицу Башкортостана, в ГАРДТ РБ с раннего утра шел напряженный рабочий процесс. Точнее он продолжался, поскольку, начиная с предыдущего дня, «послы» небольшого (всего семьдесят восемь тысяч жителей) Новоуральска, до поры до времени носившего статус закрытого города, «номерным названием» коего было – Свердловск-44, занимались установкой декораций и привезенного с собой специального оборудования, кажется, до пяти часов утра…
Постановка режиссера Незлученко относится к категории «спектакль малой формы», и действо развивается в кольце зрителей, каковые сидят на сцене, образуя это самое кольцо… Непростое и очень необычное решение требует от публики полной концентрации и внимания, в общем, в каком-то смысле зритель живет единым телом с героями постановки, находясь внутри нее, и дышит с главными действующими лицами в буквальном смысле в унисон.


Народная артистка РФ Ольга Остроумова с представителями театрального сообщества Уфы.




С монеткой на счастье и удачу.


И службы ГАРДТ РБ сделали все возможное (и невозможное!) для того, чтобы разместить на подмостках всех, кто в то утро ринулся на самый первый спектакль фестиваля театров малых городов России, а это, помимо членов жюри, коллегии критиков и уже приехавших участников форума, постоянные зрители Русского академического и, безусловно, в огромном количестве представители театрального сообщества Башкортостана, любой творческий форум воспринимающего и как возможность увидеть то, что ранее им было недоступно, и как некий мастер-класс, учебу и познание неизведанного… Благодаря любезности и профессионализму «русичей» разместились, слава Богу, все, и… фестиваль стартовал до официального открытия.
Теперь, пожалуй, о членах «высокого суда», поскольку форум конкурсный и предполагает оценки в нескольких номинациях, а по итогу – лауреаты, сиречь лучшие из лучших, получат возможность представить свои работы московской публике. Итак, председатель жюри XXI фестиваля театров малых городов России-2024 – Адольф Шапиро (Москва), российский театральный режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии России.
В свое время Михаил Рабинович получил приглашение в Самару, в знаменитый театр юного зрителя СамАрт, на юбилей спектакля Адольфа Шапиро, поставленного на сцене Самарского ТЮЗа по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара, главным героем которого стал рядовой Бумбараш. МИР включил в маленькую делегацию уфимцев и автора этих строк, так что мне довелось послушать разговоры и рассуждения двух мэтров о театральном искусстве, и я очень хорошо помню беседы Адольфа Яковлевича и Михаила Исаковича. И сие стало очень хорошей школой для журналиста, который в те поры только начинал писать про театр. Кстати, это был тот период, когда в СамАрте еще работала потрясающая актриса Роза Васильевна Хайруллина, затем переехавшая в Москву.
В состав жюри также входит народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, актриса Государственного академического театра имени Моссовета Ольга Остроумова. Как отметил в процессе пресс-конференции художественный руководитель фестиваля, народный артист России, а теперь уже и народный артист Башкортостана Евгений Миронов: «Ольга Михайловна практически неизменный член жюри нашего форума, очень трепетно относящаяся и к своим обязанностям, и к сути самого фестиваля». В рамках знакомства с нашим городом вместе с группой участников феста Ольга Михайловна побывала в Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова. И, слушая рассказ сотрудников старой писательской усадьбы, стоя возле экспозиции, посвященной деду Сергея Тимофеевича – Степану Михайловичу Аксакову, основателю села Новоаксаково под Бугурусланом, гостья поведала, что сама она родом из Бугуруслана и помнит, как разбирали старый аксаковский дом. Большое впечатление на актрису произвел рассказ о том, что писатель Аксаков считал театр «любимым искусством» и являлся автором театральных мемуаров и статей в жанре театральной критики.
Все фестивальные дни Ольга Михайловна внимательно смотрит спектакли, бывает на всех обсуждениях, слушая выступления критиков, ведь основная работа «судейских» начнется в завершающие форум дни. Она ведет себя чрезвычайно нешумно, скромно, стараясь оставаться незамеченной, но поклонники все же подходят, кто-то поблагодарить за роли – особенно Жени Комельковой в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…» (ныне, в год столетия автора одноименной повести, по которой была снята картина, Бориса Васильева, знаменитый фильм вновь прошел по всем телеканалам); а кто-то с просьбой об автографе. Не отказала в этом актриса и журналистам «Вечерней Уфы»…



Также в состав жюри входят театральный критик Александр Вислов – руководитель театроведческого курса ГИТИСа, член экспертного совета Национальной театральной премии России «Золотая Маска»; театральный критик Алла Михалёва – руководитель литературно-драматической части Московского театра «Эрмитаж»; главный режиссер Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Айрат Абушахманов – заслуженный деятель искусств РБ, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева…
В общем, фестивальная жизнь потекла по своим законам, включающим не только, так сказать, рабочие моменты, связанные со сложностями освоения новой площадки (а это, помимо ГАРДТ РБ, Башкирский академический театр, Национальный Молодежный и даже БГАТОиБ), а также занятия и мастер-классы в рамках обширной образовательной программы форума, радость открытий, а таковые, несомненно, дарит творческий смотр, знакомство с нашим городом и прочая, и прочая… Ныне фестиваль уже пересек свой экватор, и впереди явно замаячила торжественная церемония закрытия, над которой уже работают автор сценария – заслуженный работник культуры республики Динара Каюмова и режиссер – заслуженный деятель искусств РБ Сулпан Аскарова; этот же творческий дуэт трудился и над церемонией открытия, которая получилась эффектной и праздничной, подарившей участникам кроме ярких эмоций и монетки на счастье (вспомните, что в основу каждой сцены строящегося театра традиционно закладывается пятачок). Но наша уфимская монетка, предоставленная организаторам Администрацией Уфы, это юбилейная новехонькая «денежка» с эмблемой, посвященной 450-летию города над Белой. И теперь во все стороны необъятного российского пространства отправятся эти памятные знаки, символизирующие связь Уфы со своими шестнадцатью творческими побратимами. Недаром же основной спикер состоявшейся в день торжественного открытия пресс-конференции, художественный руководитель фестиваля, народный артист России Евгений Миронов, поздравив всех со стартом форума театров малых городов страны, сказал: «В период проведения нашего фестиваля город, который нас принимает, становится театральной столицей России!»
Напомню: фестиваль, который завершится 9 июня, организован московским Театром Наций и проходит при поддержке Министерства культуры России, благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы», Министерства культуры Башкортостана и Администрации Уфы.
«Для нас фестиваль театров малых городов России – это не единичное событие, – подчеркнул Евгений Витальевич. – Мы вместе с коллегами работаем на протяжении всего года. Из лабораторий, на которые в течение года по заявкам того или другого театра приезжают режиссеры, проводят образовательные программы, и из их эскизов в этих коллективах вырастают потом профессиональные спектакли, каковые становятся далее участниками нашего фестиваля. Это длинная цепочка, за которой стоит чрезвычайно много прекрасных талантливых людей. И я им безумно благодарен, поскольку именно они держат профессиональный уровень фестиваля, который за последние годы невероятно вырос!»
Евгений Витальевич в ходе встречи, открыла которую министр культуры РБ Амина Шафикова, вспоминал свои юные годы и дом культуры в поселке Татищево-5 Саратовской области, на подмостках которого играли артисты из народа, и маленький Женя видел свою соседку тетю Валю, которая играла роль женщины-почтальона, волшебным образом преображаясь в этих спектаклях, и мечтал стать актером… Кто знает, возможно, столь трогательное отношение, бережность и пристальное внимание художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова к театрам малых городов и весей, живущим в основе своей трудно, отнюдь не денежно, но продолжающим служить искусству, сцене и зрителю, зиждется на этих воспоминаниях?.. И как знать, возможно, благодаря тому, что Евгений Витальевич вышел из провинции (а если вспомнить слова автора замечательных стихов Дмитрия Кедрина, «поэт должен быть провинциален», а за словом «поэт» читается – человек творчески одаренный), и родилось его особое, практически отеческое отношение и бережность к театрам малых городов…
И еще одного выступления на пресс-конференции, имевшего огромный успех у собравшихся и снискавшего бурные аплодисменты, нельзя не упомянуть. Речь о панегирике, который в адрес родного города произнес представлявший на этой встрече Администрацию столицы Башкортостана заместитель мэра Денис Ганиев. Приветствуя гостей, Денис Тагирович буквально поэтическим слогом воспел Уфу, стоящую на пороге своего 450-летия, и сделал все возможное для того, чтобы творческие полпреды Татарстана, Удмуртии, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Пермского, Красноярского краев, Псковской, Кемеровской, Свердловской и Иркутской областей прониклись вниманием к городу над Белой и всем сердцем полюбили его. Овации, коими наградили участники фестиваля и организаторы во главе с Евгением Мироновым эту оду родному городу, количеством децибелов могли бы поспорить с реакцией зрительного зала на, скажем, поразившую воображение публики премьеру.
Думаю, город, в который впервые приехали артисты из театров Новоуральска, Прокопьевска, Губахи, Великих Лук, Серова, Березников, Братска, Нижневартовска, Кудымкара, Глазова, Альметьевска, Новокузнецка, Канска, Нягани, произвел на них впечатление. И наши гости запомнят его как гостеприимный край, в котором они обрели новых друзей, были покорены нашим зрителем, красотой и Уфы, и забельских далей. Впрочем, мы еще вернемся к разговору о фестивале театров малых городов России.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 7-06-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 94     Номер: 39(13783)     Версия для печати

28 июня 2024 г. №45(13789)


«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.