Не дайте мошенникам шанса!
В условиях развития цифровой экономики, электронных платежных систем, персональных электронных устройств и интернета стремительно возросло количество совершенных с их использованием преступлений. Этому способствуют доверчивость граждан, недостаточная их осведомленность и пренебрежительное отношение к элементарным правилам безопасности. Прокуратура предупреждает о возрастающем риске стать жертвами мошенников и дает рекомендации, следуя которым, вы сможете обезопасить себя от потери денег.
Для предупреждения противоправных действий по дистанционному хищению денежных средств важно запомнить следующее.
Сотрудники банка по телефону или в электронном письме не запрашивают:
- персональные сведения (серия и номер паспорта, адрес регистрации, имя и фамилия владельца карты);
- реквизиты, срок действия, ПИН- и CVV-коды банковских карт;
- пароли или коды из СМС-сообщений для подтверждения финансовых операций или их отмены;
- логин и пароль для входа в личный кабинет клиента банка.
Сотрудники банка также не предлагают:
- установить программы удаленного доступа (или иные сторонние приложения) на мобильное устройство и разрешить подключение к ним под предлогом технической поддержки (например, удаление вирусов);
- перейти по ссылке из СМС-сообщения;
- включить переадресацию на телефоне клиента, для совершения в дальнейшем звонка от его имени в банк;
- под их руководством перевести для сохранности денежные средства на «защищенные» или «безопасные» счета;
- зайти в онлайн-кабинет по ссылке из CMC-сообщения или электронного письма.
Банк может инициировать общение с клиентом только для консультаций по предоставляемым услугам. При этом звонки совершаются с номеров, указанных на оборотной стороне карты, на официальных сайтах и банковских документах. Иные номера не имеют никакого отношения к банку.
Чтобы не стать жертвой дистанционного мошенничества, следует использовать только официальные каналы:
- формы обратной связи на сайте банка и в мобильном приложении;
- телефоны горячих линий;
- группы или чат-боты в мессенджерах (если таковые имеются).
Важно помнить, что мобильные приложения банков следует скачивать через официальные магазины (Арр Store, Google Play и т.п.).
Необходимо учитывать, что держатель карты обязан самостоятельно обеспечить конфиденциальность ее реквизитов и в этой связи избегать:
- подключения к общедоступным сетям Wi-Fi;
- использования ПИН- или CVV-кодов при заказе товаров и услуг через сеть Интернет, а также по телефону (факсу);
- сообщения названных кодов третьим лицам (в противном случае любые операции, совершенные с их использованием, считаются выполненными самим держателем карты и не могут быть опротестованы).
При использовании банкоматов отдавайте предпочтение тем, которые установлены в защищенных местах (например, в госучреждениях, офисах банков, крупных торговых центрах). Перед использованием осмотрите и убедитесь, что:
- все операции, совершаемые предыдущим клиентом, завершены;
- на клавиатуре и в месте для приема карт нет дополнительных устройств;
- отсутствуют неисправности и иные повреждения.
Совершая операции, не прислушивайтесь к советам незнакомых людей и не принимайте их помощь.
При использовании сотовых телефонов (смартфонов) соблюдайте следующие правила:
- при установке мобильных приложений обращайте внимание на полномочия, которые они запрашивают, будьте особенно осторожны, если приложение просит права на чтение адресной книги, отправку CMC-сообщений и иных уведомлений, доступ к сети Интернет;
- отключите в настройках возможность использования голосового управления при заблокированном экране;
- не переходите по ссылкам из CМС-
уведомлений, различных чатов и мессенджеров, не убедившись в их достоверности (перезванивайте приславшим их людям);
- не перечисляйте денежные средства знакомым, родственникам и близким лицам на их просьбы о переводе денежных средств из CМС-уведомлений, различных чатов и мессенджеров, не убедившись в их достоверности (перезванивайте приславшим их людям).
При использовании интернет-сервисов, в том числе для покупки и продажи товаров и оказания услуг («Авито», «Юла» и т.п.), запомните ряд простых правил:
- используйте средства общения, предоставленные данными сайтами;
- не переходите на «индивидуальное» общение с посторонними лицами с использованием личных номеров телефонов;
- не передавайте свои персональные данные, в том числе адрес проживания, контактные телефоны, банковские реквизиты и коды подтверждения банковских операций;
- используйте только порядок и формы оплаты, получения товаров, предусмотренные данными интернет-сервисами.
При оплате товара и услуг в сети Интернет (особенно при привязке к регулярным платежам или аккаунтам) требуется всегда учитывать высокую вероятность перехода на поддельный сайт, созданный для компрометации клиентских данных, включая платежные карточные данные. Для минимизации возможных хищений при проведении операций с использованием сети Интернет рекомендуется:
- оформить виртуальную карту с установлением размера индивидуального лимита, ограничивающего операции, в том числе с использованием других банковских карт;
- внимательно читать тексты CMC-сообщений и иных уведомлений с кодами подтверждений, проверять реквизиты операций: если реквизиты не совпадают, то такой пароль вводить нельзя.
Когда банк считает совершаемые от имени клиента операции подозрительными, он может по своей инициативе временно заблокировать доступ к сервисам CMC-банка и онлайн-кабинета. Если операции совершены держателем карты, для быстрого возобновления доступа к денежным средствам достаточно позвонить в контактный центр банка.
В случае утери или смены номера телефона, привязанного к банковской карте, необходимо связаться с банком для отключения услуги CMC-уведомления и заблокировать сим-карту, обратившись к сотовому оператору.
При возникновении малейших подозрений насчет предпринимаемых попыток совершения мошеннических действий следует незамедлительно уведомить об этом банк. Только соблюдение приведенных мер и рекомендаций позволит предотвратить случаи дистанционного хищения денежных средств.
23-01-2024 (0) Просмотров: 3 Номер: 5(13749) Версия для печати