Особый мир
Удержаться в седле
«Особенный ребенок» - говорим мы, имея в виду мальчиков и девочек, развитие которых идет не по медицинским нормам. Этот термин, недавно вошедший в нашу речь, несколько сглаживает тяжесть лексических конструкций и неловкость, рождаемую при произнесении слов «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья», и подчеркивает, что такие дети требуют специального подхода.
А их родители? Их мамы, с усталыми взглядами, снедаемые вечной тревогой за детей? У них тоже все особое: трудности, заботы, проблемы. Воспитание ребёнка, медицинская карта которого изобилует непростыми диагнозами, требует больших сил. Силы время от времени заканчиваются.
- Наш проект «Равные права – равные возможности: развитие адаптивного конного спорта в Башкортостане» выиграл грант Президента Российской Федерации. Набрана группа из 50 детей в возрасте от 5 до 18 лет. У большинства ДЦП, есть ребята с синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития. На ипподром они приходят дважды в неделю. Многих сопровождают родители. И мы отчетливо видим, что семьям, которые несут груз воспитания особого ребенка, необходима психологическая поддержка, - говорит директор Республиканского центра иппотерапии Наталья Никитина (на правом снимке).
В рамках проекта для семей особых жокеев организовали тренинг по улучшению психофизического состояния и профилактике эмоционального выгорания. Провела его психолог, коуч Гульнара Гареева.
В одной из комнат эколого-биологического центра «ЛидерЭко» расположились воспитанники школ-интернатов №№13, 59, 63 и их мамы, бабушки.
- Здесь больше тридцати человек. С большой группой, наверное, сложнее работать? – спрашиваю у Гульнары Гареевой.
- Работать будем командой, помогать друг другу, опираться на товарищей. Уверена: справимся, - отвечает Гульнара Равилевна.
Начали с общего рукопожатия. Вроде бы чего проще – протянуть руку соседу. Оказывается, вмешиваются зажатость, стеснение, прочие комплексы. Следующее задание – поздороваться… локотками - вызывает смешок. Попробовали: весело!
- А теперь скажите своему соседу, о чем мечтаете. Вот у тебя, мальчик, - обращается Гульнара Гареева к подростку в третьем ряду, - какая мечта?
- Чтобы все были здоровы, - сразу отвечает тот.
- Отлично! А ты задумывался когда-нибудь, что человек сам создает свое состояние, сам строит свою жизнь? Мы проснулись утром и решаем, каким будет новый день, с каким настроением в него вступим, как проведем, - психолог потихоньку ведет группу к пониманию ценности собственной личности.
Открыться другу, рассказать о заветных желаниях, пройтись по залу длинным «паровозиком», собирая «вагончики» из сверстников и их мам, привыкших отодвигать заботу о себе на второй план, затем сообща построить высоченную башню, заняться правополушарным рисованием – все это не просто помогло снять напряжение и расслабиться, но стало этапами входной диагностики участников проекта.
Пока идет тренинг, разговариваем с Натальей Никитиной. Наталья Анатольевна говорит о том, что раскачать родителей порой бывает невероятно трудно. Они зациклены на проблемах детей, на себя рукой махнули. Хотя воспитание любого ребёнка, и тем паче особого, требует постоянного восполнения эмоционального ресурса. Взрослые должны понимать, где им взять силы и энергию на себя, на свои интересы и желания, увеличивать свои точки опоры.
Гульнара Равилевна в свою очередь добавляет, что порой неверно воспринимается статус «особого ребенка». Да, они в определенном смысле вне нормы, вне общепринятых правил. Но это не значит, что нормой должно стать нарушение социальных рамок. Если ребенок ментально здоров, его можно и нужно обучать общаться, корректно отстаивать свои границы и не нарушать чужие. Это большая совместная работа всех членов особой семьи.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
15-01-2019 (0) Просмотров: 1 195 Номер: 106(13286) Версия для печати